ВЛ / Статьи

Сделка века: Что Трамп потребовал от Израиля за Иерусалим

+1
14-12-2017, 00:00...
2 605

Как новые технологии влияют на глобальную политику, и почему это плохо для россиян

Биньямин Нетаньяху, премьер-министр Израиля, находясь с двухдневным визитом в Европе, 10 декабря на встрече в Париже с президентом Франции Эммануэлем Макроном, комментируя перенос посольства США, сказал: «Вы можете прочесть про это в одной хорошей книге — она называется Библия. Вы можете прочесть это и в других книгах. … Где еще может быть столица Израиля, как не в Иерусалиме?». 

Тем временем, обстановка на Ближнем Востоке после заявления Трампа обостряется. В вопросе о статусе Иерусалима на стороне Палестины выступают практически все арабские страны, как сунниты, так и шииты. Но за спиной Тель-Авива стоит мировой жандарм — Вашингтон в лице администрации Трампа. Безусловно, этот фактор остужает горячие головы политических элит Ближнего Востока. Тем не менее, шансы, что ситуация может выйти из-под контроля, увеличиваются изо дня в день. 

Безусловно, американцы предвидели такую реакцию. Об этом косвенно говорит размытость формулировки о конкретных сроках переноса посольства США в Иерусалим, хотя Трамп обещал сделать этот шаг чуть ли на следующий день после инаугурации. Судя по всему, речь идет о некой тайной сделке, в которой наряду с еврейским лобби, состоящим из финансовых кругов Уолл-Стрит и ряда политиков Республиканской партии, участвовало и государство Израиль, бенефициар данного решения.

Этому предшествовало соглашение о военно-техническом партнерстве, заключенное в сентябре 2016 года еще при президенте-демократе Обаме. В нем сказано, что Вашингтон обязуется предоставить Израилю помощь в размере $ 38 млрд. до 2028 года. Израильский премьер настаивал на $ 45 млрд., но из-за мощного давления Обамы был вынужден подчиниться и обязался закупать в течение шести лет только американское оружие. Более того, бывший глава Белого дома увязал помощь с уступками по палестинской проблеме. 

Впрочем, истинные суммы помощи США еврейскому государству неизвестны. Так считает аналитический центр RAND*. По факту, для Вашингтона Тель-Авив является «трудным, но любимым ребенком». В то же время ошибочно представлять эти отношения как улицу с односторонним движением. Соединенные Штаты регулярно налагают на Израиль ограничения и стремятся извлечь определенные выгоды. Многое зависит от того, кто стоит у власти в США: демократы или республиканцы. 

Неудивительно, что нынешний президент Трамп уже рассматривает вопрос об увеличении военной помощи и прилагает усилия по разблокировке ряда увязок Обамы. Правда, миллиардер тоже требует от Нетаньяху взаимных уступок, в том числе, по линии закупок американского оружия. Он, как и Обама, предлагает на 75% приобретать для ЦАХАЛ вооружение с лейблом «Made in USA» и только на 25% израильское. При таких раскладах американская военная помощь не выглядит такой уж бескорыстной, ибо значительная часть денег возвращается в США. 

Если строго следовать букве сентябрьского (действующего — авт.) соглашения Обама-Нетаньяху, то Тель-Авиву следует значительно сократить закупки своего оружия. Но это может очень дорого обойтись ВПК Израиля, в котором работает 15% всех рабочих страны. Глава Ассоциации производителей Израиля Брош Шрага заявил, что каждый миллиард шекелей, потраченный на этих предприятиях, обеспечивает работой не только сотрудников оборонных компаний, но еще многие тысячи работников в остальной экономике. Кроме того, 75% всей военной продукции Израиля идет на экспорт. В итоге крохотное государство, занимающее по площади 148 место в мире, входит в десятку крупнейших продавцов оружия. Фактически Брош Шрага признался, что израильтяне деньги у американцев берут, но поступают по-своему. Просто Трамп закрывает на это глаза. 

Но это не значит, что армия Израиля имеет самую современную технику. В ЦАХАЛ числится много неэффективного оружия — в основном штатовского производства. Об этом говорится в плане Гедеона о модернизации военной техники до 2020 года. В частности, уже из всех частей активно выводят многострадальную «американку» M16 и замещают её автоматом TAR-21 производства концерна Israel Weapon Industries. Такая же участь ждет американские бронетранспортеры APC M113, которые поменяют на тяжелые БМБ Namer. Откажется ЦАХАЛ от самоходных гаубиц M109 с клеймом «Made in USA» в пользу 155-мм самоходной артиллерийской установки ATMOS, разработанной израильской компанией Elbit Systems. 

Серьезная проблема, однако, заключается в том, что Тель-Авив в свое время закрыл собственную программу развития истребителей по договоренности с Вашингтоном. Сегодня израильтяне, видимо, кусают локти. ВВС Израиля (Хель ха-Авир — авт.) в основном летают на американских самолетах F-15 и F-16s, хотя они давно не отвечают современным требованиям. С серьезным противником на них не повоюешь, а в борьбе с партизанскими отрядами разумнее применять БПЛА. 

Именно поэтому в своих планах касательно будущих конфликтов с «Хезбаллой» и ХАМАС, израильтяне ставят на противоракетную систему «Железный купол» и ударные беспилотники. 

А из США начались поставки новейших самолетов 5-го поколения, правда, с израильской авионикой. Как проговорился 9 июня 2013 года в Ле Бурже вице-президент Lockheed Martin по программе F-35 Стив О’Брайен, представители ВВС Израиля категорически не согласились иметь штатовскую бортовую электронику. По его словам, переговоры шли трудно, долго и безуспешно. В итоге по этому принципиальному вопросу американцам пришлось единственный раз уступить заказчику, безусловно, под сильнейшим политическим давлением. 

По данным из пресс-службы Хель ха-Авир, в декабре 2017 года ВВС Израиля насчитывают уже 9 F-35I Adir из 50 машин, положенных ему по контракту. К 2020 году воздушные силы страны будут иметь 33 самолета 5-го поколения, и тогда, по мнению экспертов ЦАХАЛ, израильские летчики смогут получить полное господство над небом Ирана.

Кстати, компания Israel Aerospace Industries сообщила, что ей удалось сделать эффективный программно-управляемый радио-интерфейс. А корреспондент War Is Boring Девид Ахи, со слов израильских пилотов, назвал еврейский F-35I Adir уникальным, мол, в других странах такого самолета и близко не встретишь. Между тем, американские летчики-испытатели всегда поминали недобрым словом бортовой компьютер, который плохо справляется с задачей управления самолетом в экстремальных условиях. Отсюда плохая маневренность, так как программное обеспечение постоянно ограничивает пилота приложением «не перегрузить фюзеляж и крылья». 

Если верить Бенни Коэну, руководителю Israel Aerospace Industries, израильтяне сделали то, что не смогли американцы. Они разработали качественную авионику, которая всегда была настоящей головной болью Lockheed Martin. В частности, американский генерал-лейтенант Марк Рэмси, курирующий проект F-35, не раз заявлял, что эту задачу можно решить лет эдак через пятнадцать. Коли это так, то Вашингтону ничего не остается, как просить израильтян поделиться технологией. Ну а взамен Израиль мог попросить нечто больше, чем деньги. Ведь самолет 5-го поколения F-35 является особым национальным проектом, неудачи которого уже стали предметом насмешек во всем мире. На кону стоит имидж США как инновационной страны. 

Возможно, кто-то скажет об очередной журналисткой версии из теории заговора, но факт остается фактом: американцы перенесли свое посольство в Иерусалим после серии успешных испытаний израильского F-35I Adir. Здесь уместно привести фразу одного известного российского тележурналиста: «Совпадение? Не думаю». 

RAND* - Американская исследовательская корпорация, проводит исследования по проблемам национальной безопасности, считается негласным мозговым центром официального Вашингтона.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация