ВЛ / Статьи

"Человеческая душа — интересный товар": как Сталин наставлял советских писателей

0
9-11-2017, 04:00...
1 374

85 лет назад состоялась ставшая исторической встреча Иосифа Сталина с писателями. После нее вошло в обиход выражение "инженеры человеческих душ", на ней же писателям объяснили тонкости соцреализма 

Встреча состоялась 26 октября 1932 года в доме Максима Горького на Малой Никитской. Помимо Сталина навестить литературных работников еще молодой советской республики решили Клим Ворошилов, Вячеслав Молотов и Лазарь Каганович. Встреча была неформальной — с банкетом, угощениями и большим количеством спиртного. Идеи, высказанные на ней, повлияли на всю советскую литературу, да и искусство в целом. 
  
"Есть разные производства: артиллерии, автомобилей, машин. Вы тоже производите товар. Очень нужный нам товар, интересный товар — души людей", — вспоминал слова Сталина литературный критик Корнелий Зелинский, один из немногих, кто оставил подробные записи с той встречи, ведь официальных протоколов не велось. 
"Помню, меня тогда поразило это слово — "товар", — писал Зелинский. 

Опубликованы эти записи были через много лет после смерти критика, в 1991 году, в момент распада СССР. Совпадение или нет, но после той встречи он на 20 лет "самоустранился" из литературной и общественной жизни, и лишь изредка писал короткие рецензии. В итоге вполне благополучно пережил "большой террор", а при Никите Хрущеве активно популяризировал творчество Сергея Есенина. 

"Производство душ важнее производства танков" 

"Сталин — человек среднего роста, не очень плотный и отнюдь не военно-монументальный, как его изображают в гипсовых бюстах. Это еще вполне крепкий человек, почти без седины; волосы чуть начинают сереть на висках, но еще темные и густые. Когда Сталин говорит, он играет перламутровым перочинным ножичком, висящим на часовой цепочке под френчем. Сталин, что никак не передано в его изображениях, очень подвижен», — вспоминал Зелинский. 

Еще примечательный факт: советский вождь избыточно много смеялся. Зелинский описывает вождя, "прыскающего под стол, давящегося смехом и готового смеяться". 

"Все производства страны связаны с вашим производством. Человек перерабатывается в самой жизни. Но и вы помогите переделке его души. Это важное производство — души людей. И вы — инженеры человеческих душ. Вот почему выпьем за писателей!" — поднял тост Сталин. 

Это словосочетание — "инженеры человеческих душ" — очень часто вспоминают в связи со встречей в доме Горького. Но Сталин лишь позаимствовал его у писателя Юрия Олеши. Об этом, например, говорил литературовед Виктор Шкловский. А вот конструкция "производители душ" — собственно сталинская. 

Во время банкета у Иосифа Виссарионовича вышла пикировка с маршалом Климентом Ворошиловым, который усомнился в приоритете "производства душ" по сравнению с танковым производством. 
"Нет, товарищ Ворошилов, — отрезал Сталин. — Ничего ваши танки не будут стоить, если души у них будут гнилыми. Нет, производство душ важнее вашего производства танков!" 

При этом Сталин энергично доказывал присутствующим приоритет легких, доходчивых, незамысловатых форм в литературе над слишком сложными. 
  
Наш рабочий занят. Он восемь часов на заводе. Дома у него семья, дети. Где ему сесть за толстый роман? Пьесы сейчас — тот вид искусства, который нам нужнее всего. Пьесу рабочий легко просмотрит. Через пьесы легко сделать наши идеи народными, пустить их в народ 
Иосиф Сталин
из высказываний на встрече с писателями 26 октября 1932 года 

Отдельно и очень обстоятельно на встрече обговорили быт, денежное содержание и даже питание "производителей душ". 

"Мы построим в Москве писательский городок с гостиницей, столовой, баней и библиотекой", — обещал глава советского государства. 

Именно после этой встречи началась активная работа над созданием Союза писателей СССР, могущественной в будущем структуры, не став членом которой, ни один человек не имел возможности опубликовать свои произведения. 

Организация писателей понадобилась и для того, чтобы эффективнее проводить новую политику партии, внедрять метод социалистического реализма. И сам этот термин родился именно в 1932 году. Впервые его употребил писатель Иван Гронский на страницах "Литературной газеты" в мае 1932 года. Сталин на встрече с писателями в октябре, по сути, проговорил его основные постулаты. А уже в 1934 году, на первом Всесоюзном съезде советских писателей соцреализм был закреплен как основной метод литературы. 

"Товарищ Сталин назвал вас инженерами человеческих душ, — заявил, выступая на том съезде, секретарь ЦК по идеологии Андрей Жданов. — Какие обязанности накладывает на вас это звание? Во-первых, знать жизнь, чтобы уметь изобразить ее не схоластически, не мертво, как объективную реальность, а изобразить жизнь в ее революционном развитии. При этом правдивость художественного изображения должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе соцреализма". 
  
"Надоело пить за здоровье товарища Сталина" 

Встреча была примечательна не только программностью речи Сталина, но и вольным поведением самих писателей, которые прониклись неформальным характером встречи и стали подчас весьма откровенны. 
В воспоминаниях Зелинского есть показательный эпизод. После одного из тостов "за здоровье товарища Сталина" Георгий Никифоров с рабочей прямотой (до того, как стать пролетарским писателем, он успел поработать токарем, грузчиком и киномехаником) сказал: "Надоело! 

Миллион сто сорок семь тысяч раз пили за здоровье товарища Сталина! Небось, ему это даже надоело слышать!" Сталин согласился: "Спасибо, Никифоров, правильно. Надоело это уже". Может, потому что благоволил к Никифорову, публично называя его "неплохим писателем". Что, впрочем, не спасло его от ареста и расстрела в 1938 году. 

Еще одним из участников встречи стал писатель, бывший сотрудник ВЧК Владимир Зазубрин, который был к этому времени… исключен из компартии. Зазубрин — автор романа "Два мира", в котором крайне натуралистично показывались события Гражданской войны. Жестокости, зверства и военные преступления здесь совершают все — и белые, и красные. Тем не менее роман был опубликован и получил одобрительные отзывы Горького и даже Ленина, который аттестовал работу как "страшную и нужную книгу". Из партии же Зазубрин был исключен в 1928 году за участие в деятельности "левой оппозиции". 
  
Но на встречу со Сталиным его все же пригласили. Как вспоминает Зелинский, Зазубрин в какой-то момент решил высказаться против цензуры. Но сделал это чрезвычайно оригинально. Цензура якобы мешает изображать Сталина живым, обычным человеком, и тем самым только вредит. 

"Вот, например, один мой товарищ захотел описать Сталина. Что же заметил в Сталине мой товарищ, произведение которого не пропустила цензура? Он заметил, прежде всего, простоту речи и поведения, рябину на лице. Словом, ничего величественного и никакого рефлекса на величие", — вспоминал Зелинский слова Зазубрина. 

Такие обороты ввели собравшихся в ступор. А Зазубрин продолжал. Он сравнил Сталина с лидером фашистов Бенито Муссолини, у которого, напротив, был "условный рефлекс на величие", а дальше заявил, что не стоит в печати и книгах описывать политбюро "как членов царской фамилии, с поднятыми плечами". 

Несмотря на реверансы, в партии Зазубрина не восстановят, а 1937 году — расстреляют. Его самая главная работа — повесть "Щепка" — будет опубликована только в момент крушения Советского Союза. Парадоксальным образом в этой повести о страшной работе чекистов, о расстрелах в подвалах и людях, которые расстреливали и поэтому сходили с ума, Зазубрин разделяет "производственный подход" Сталина. 

Советское государство он изображает огромной машиной, где "машинисты на командных местах, наверху, переводят рычаги, крутят колеса, не отрываясь смотрят в даль". Жертвы, пишет Зазубрин, "неизбежны". Одной из них стал он сам, как и сотни других писателей. 
 




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация