ВЛ / Статьи

Подвиг девятой роты

+2
28-10-2017, 02:00...
1 680

Только начался новый 1988 год. Советские войска в Афганистане стремительно теснили моджахедов, постепенно очищая от них одну провинцию страны за другой. К этому времени в ДРА уже не было ни одной провинции, которая бы полностью контролировалась моджахедами. Несмотря на большие потери и тяжелейшие условия несения службы, советские воины с честью выполняли свой долг. Тем не менее, моджахеды не теряли надежд на успех. Ведь ко времени описываемых событий в мире происходили масштабные изменения. Советский Союз слабел, США набирали силу, а значит афганские моджахеды, за которыми стояли те же США и Пакистан, могли рассчитывать на определенное улучшение своего положения. 

Провинция Пактия расположена на востоке Афганистана, на самой границе с Пакистаном, и населена преимущественно пуштунскими племенами, родственными населению соседней пакистанской провинции. Ее географическое положение было очень выгодно для моджахедов, поскольку через практически прозрачную афганско-пакистанскую границу могли просачиваться подкрепления, включая даже подразделения регулярных пакистанских войск. В городе Хост, также расположенном на границе с Пакистаном, афганские моджахеды планировали развернуть деятельность собственного правительства, которое видели центром антисоветского и антикоммунистического сопротивления в стране. Фактически моджахеды при поддержке пакистанских спецслужб планировали «оторвать» округ Хост от остальной провинции и превратить его в опорную базу для дальнейшего развертывания боевых действий. 

Хост много лет находился в осаде. Ситуация особенно осложнилась после того, как советские войска отошли и в городе остались лишь части правительственных войск ДРА. Афганские моджахеды блокировали все наземные подходы к городу, хотя оставалась возможность переброски подкреплений, продовольствия, боеприпасов по воздуху. Дорога к Хосту не использовалась восемь лет, с 1979 года. Естественно, это серьезно затрудняло контроль правительственных войск над округом и над государственной границей Афганистана. Советское командование давно собиралось организовать операцию по разблокированию города.

В конце концов, в 1987 году эта операция под названием «Магистраль» была разработана. Перед ней ставились цели разблокировать и зачистить Хост с целью взятия его окрестностей под полный контроль. Для проведения операции были выделены значительные силы и ОКСВА, и афганских правительственных войск. Главной ударной силой наступления предстояло стать подразделениям 103-й воздушно-десантной дивизии, 108-й и 201-й мотострелковых дивизий, 56-й отдельной десантно-штурмовой бригады, 345-го отдельного парашютно-десантного полка, 45-го инженерно-саперного и 191-го мотострелкового полков. Афганское правительство направило подразделения пяти пехотных дивизий и танковой бригады, а также 10 батальонов Царандоя. Операция началась 23 ноября 1987 года, после того, как советское и афганское командование убедились в невозможности проведения переговоров с радикально настроенным командиром Джелалуддином Хакани, командовавшим силами моджахедов в районе Хоста. 

Операцию удалось провести достаточно оперативно, после чего дорога на Хост оказалась под контролем советских и правительственных войск. 30 декабря 1987 года было восстановлено автомобильное сообщение с Хостом. Однако поскольку ситуация все равно оставалась нестабильной, было решено выставить у дороги сторожевое охранение, которое могло бы обеспечивать безопасность перевозок. Южную сторону дороги поручили оборонять 3-му парашютно-десантному батальону 345-го отдельного парашютно-десантного полка.

345-й отдельный парашютно-десантный полк — один из самых знаменитых в советских воздушно-десантных войсках. В Афганистане он находился с самого начала боевых действий. Все та же девятая рота полка, о которой речь пойдет ниже, принимала непосредственное участие в штурме дворца Амина 27 декабря 1979 года. Тогда 9-й ротой командовал старший лейтенант Валерий Востротин (впоследствии — видный советский и российский военачальник, дослужившийся до гвардии генерал-полковника и занимавший девять лет, с 1994 по 2003 годы, должность заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий). Таким образом, ко времени описываемых событий полк находился в Афганистане восемь лет. 
Кстати, командовал им в 1986-1989 гг. Валерий Востротин. 
Для обороны высоты 3234, которая находится на 7-8 километров к юго-западу от среднего участка дороги «Гардез-Хост», была выделена 9-я парашютно-десантная рота 345-го полка. На высоту было отправлено лишь 40% личного состава роты — 39 человек, командовать ими назначили заместителя командира 9-й парашютно-десантной роты старшего лейтенанта Сергея Ткачева, исполнявшего в то время обязанности командира роты (командир роты Алим Махотлов был в это время в отпуске — в Советском Союзе). Высота была укреплена путем обустройства огневых позиций и укрытий для личного состава, с южной стороны установлено минное поле. Для усиления роты выделили расчет крупнокалиберного пулемета, а кроме того в состав подразделения включили артиллерийского корректировщика — старшего лейтенанта Ивана Бабенко, служившего командиром взвода управления 2-й гаубичной артиллерийской батареи артиллерийского дивизиона 345-го полка. 

Всего на позиции находились 5 офицеров и 1 прапорщик. Это были гвардии старший лейтенант Сергей Ткачев — заместитель командира 9-й парашютно-десантной роты, исполнявший обязанности командира, гвардии старший лейтенант Виталий Матрук — заместитель командира 9-й роты по политической части, гвардии старший лейтенант Виктор Гагарин, командовавший 1-м взводом, гвардии старший лейтенант Сергей Рожков, командовавший 2-м взводом, гвардии старший лейтенант Иван Бабенко — корректировщик, и гвардии прапорщик Василий Козлов — старшина 9-й парашютно-десантной роты.

7 января 1988 года отряд афганских моджахедов атаковал высоту 3234. Моджахеды планировали ликвидировать сторожевое охранение на господствующей высоте, что позволило бы им открыть доступ к дороге Гардез — Хост и получить возможность ее беспрепятственного обстрела. Для нападения на высоту моджахеды подготовились довольно хорошо — они подтянули безоткатные орудия, минометы, использовали гранатометы. Благодаря скрытым тропам моджахедам удалось подобраться к позициям 9-й роты на 200 метров. Обстрел из безоткатных орудий и минометов начался в 15:30 минут, а в 16:30 моджахеды пошли в атаку под прикрытием артиллерийского огня. Атаковали моджахеды по двум направлениям и безрезультатно. Спустя 50 минут атаки погибли 10-15 боевиков и 30 получили ранения. Во время обстрела погиб и радист Федотов, после чего рота лишилась рации. Старший лейтенант Виктор Гагарин, командовавший 3-м взводом 9-й роты, смог так эффективно организовать оборону своих позиций, что атака моджахедов захлебнулась. 
В 17:30 началась вторая атака моджахедов — на этот раз с другого направления, на позиции, которые защищал взвод под командованием старшего лейтенанта Рожкова. Примерно в 19:00 моджахеды атаковали вновь. В этот раз моджахеды совместили обстрел и атаку позиций. Более того, как вспоминают участники тех событий, в этот раз моджахеды поднялись в атаку в полный рост, очевидно рассчитывая на психологический эффект. Атака действительно была страшной. Погибли пулеметчики старшие сержанты Борисов и Кузнецов. Командовавший отделением младший сержант Вячеслав Александров (на фото) дал команду своим отходить, а сам отстреливался до последнего, пока его не накрыли из гранатомета. 

Старший лейтенант Бабенко запросил поддержку артиллерии. По позициям моджахедов били три гаубицы Д-30 и три самоходные установки «Акации». Всего было произведено 600 выстрелов, причем в некоторые моменты артиллерийские орудия били почти вплотную к позициям роты. 

Четвертая атака последовала в 23:10. Всего же до трех часов ночи было предпринято двенадцать атак. К этому времени положение 9-й роты настолько ухудшилось, что офицеры были готовы вызвать огонь артиллерии. Однако к ним пробилась подмога — разведывательный взвод 3-го парашютно-десантного батальона под командованием старшего лейтенанта Алексея Смирнова, который доставил боеприпасы и позволил перейти в контратаку. Хотя Смирнов пришел на помощь всего с пятнадцатью разведчиками, этого оказалось достаточным для кардинального изменения ситуации. 

В результате прибытия подкрепления моджахеды были вынуждены прекратить атаку советских позиций и удалились, собрав раненых и убитых. Так, в результате двенадцатичасового боя моджахедам так и не удалось подавить сопротивление советских солдат. Героические бойцы 9-й роты смогли отстоять высоту в бою с превосходящими силами противника. Потери советских военнослужащих составили 6 человек убитыми и 28 человек ранеными. Посмертно младший сержант Вячеслав Александров и рядовой Андрей Мельников (на фото) были удостоены высокого звания Героев Советского Союза. На момент гибели уроженцу Оренбурга младшему сержанту Александрову было всего 20 лет, а выходцу из Могилева рядовому Мельникову — лишь 19 лет (причем у него, женившегося еще до призыва на военную службу, уже была маленькая дочь). Андрей Кузнецов, служивший сержантом в 9-й роте и принимавший участие в героической обороне высоты 3234, в интервью РИА Новости затем рассказывал, что кроме 6 погибших в самом бою, еще человек пятнадцать впоследствии умерли от ранений или их последствий в госпиталях. Боеспособных осталось 8 человек. Что самое интересное — все они остались дослуживать на той же высоте 3234, доукрепленные разведывательным взводом. 

Кстати, моджахеды не отказались от попыток ликвидировать позиции советских войск на высоте 3234 и в дальнейшем. Оставшийся на высоте разведвзвод старшего лейтенанта Смирнова не раз подвергался минометным обстрелам со стороны душманов. 
Помимо боевиков Хакани, самое прямое участие в штурме высоты 3234 принимали т.н. «черные аисты». До сих пор история этого диверсионного отряда, сражавшегося в составе сил афганских моджахедов, остается очень плохо изученной. По наиболее распространенной версии, костяк «черных аистов» составляли военнослужащие пакистанского спецназа. В отличие от моджахедов из числа пуштунских крестьян, пакистанские спецназовцы имели куда более высокий уровень подготовки — их обучали кадровые офицеры пакистанской армии и американские военные советники. Другая версия говорит, что кроме пакистанских спецназовцев, в «черные аисты» принимали и наиболее подготовленных добровольцев из числа как собственно афганских моджахедов, так и иностранцев из Саудовской Аравии, Иордании, Египта, Китая (Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР). Гульбеддин Хекматияр старался создать из «черных аистов» настоящую элиту. Каждый боец этого подразделения должен быть владеть навыками не просто стрелка и разведчика, но и снайпера, радиста и минера. По воспоминаниям участников афганской войны, «черные аисты» отличались не только хорошей подготовкой, но и невероятной жестокостью, принимая участие не только в боевых операциях, но и в пытках попавших в плен советских военнослужащих и солдат афганских правительственных войск. 

В любом случае, Пакистан и его спецслужбы имели самое непосредственное отношение к организации нападения на высоту 3234. Однако Советский Союз продолжал сохранять дипломатические отношения с государством, фактически открыто противостоявшим Советской Армии во время афганской войны. Пакистанские спецслужбы готовили афганских моджахедов, размещали учебно-тренировочные лагеря и базы на территории пограничных провинций Пакистана, организовывали поток иностранных наемников и добровольцев, в конце концов — просто отправляли пакистанских спецназовцев для участия в отдельных операциях. И все это сходило Исламабаду с рук, равным образом, как и зверское подавление восстания советских военнопленных в лагере Бадабер. 

Даже теперь, спустя тридцать лет после прошедших событий, подвиг 9-й роты 345-го полка невозможно забыть. В очередной раз советские воины, большую часть которых составляли совсем юные 19-20-летние мальчишки, показали всему миру чудеса мужества и героизма. К сожалению, доблесть советских солдат и офицеров, сражавшихся в далеком Афганистане, не нашла достойной награды на родине. Спустя три с половиной года после боя на высоте 3234 развалился Советский Союз. Его защитники, совсем молодые парни, остались без должной помощи и внимания со стороны государства, выживали как могли. Кадровые офицеры еще продолжали службу, а демобилизовавшимся срочникам и военнослужащим, ушедшим в запас, приходилось не очень легко. Сколько воинов-интернационалистов так и не смогло адаптироваться к мирной жизни и погибло уже после войны, в мирных российских городах и селах. Тем не менее, на сто процентов можно быть уверенным в том, что даже если бы солдаты и офицеры 9-й роты знали, что ждет впереди и советскую страну, и их самих, они бы все равно поступили также, как и поступили — держались бы до конца.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация