ВЛ / Статьи

ВВС США: «Атакующий сокол» и «Гадюка» готовятся к схватке с «Русским НЛО»

0
9-10-2017, 01:00...
1 142

Америка мобилизовали на борьбу с Су-35 ветеранов ВВС

Начало новой статьи в The National Interest напоминает восточную сказку на геронтологическую тему о старичке с жидкой бородкой, расшвыривающим дюжину признанных мастеров кунг-фу: «Истребитель F-16 Fighting Falcon („Атакующий сокол"), выпускаемый компанией Lockheed Martin в течение уже нескольких десятилетий, остается основой американских и союзнических военно-воздушных сил. С годами этот самолет из легковесного бойца ближнего боя превратился в мощный многоцелевой истребитель, способный выполнять многочисленные задачи — от подавления вражеской противовоздушной обороны до завоевания превосходства в воздухе». 

Статья посвящена сравнению боевых возможностей «Атакующего сокола» не с МиГ-29, который относится к тому же самому поколению, четвертому, и который также является легким истребителем, а с тяжелым многоцелевым истребителем поколения 4++ Су-35, принятым на вооружение две недели назад. Надо сказать, весьма дерзкое решение. 

Вызывает недоумение и то, почему автор статьи Дейв Маджумдар выбрал в спарринг партнеры нашему Су-35, который он называет «смертельно опасным», самолет, последние модификации которого (C/D) эксплуатируются с 1981 года. А все последующие модернизации производятся на уже находящихся в строевых частях истребителях. 

Но при более тщательном изучении вопроса становится понятно, что такой выбор сделан не от хорошей жизни. Дело в том, что уже года три как место F-16 в ВВС США должен был занимать истребитель F-35А. Но мало того, что широко разрекламированную новинку компании «Локхид Мартин» никак не доведут до ума, так еще и в случае его принятия на вооружение «супер-новичок» окажется слабее старослужащего «Атакующего сокола». Об этом свидетельствуют результаты регулярно проводящихся компьютерных боев между этими самолетами, в которых F-16 чаще одерживает победы.

Так что этой машине, разработанной компанией «Дженерал Динамикс» и производящейся на заводах «Локхид Мартин», придется еще долго представлять в ВВС США класс легких истребителей. Поэтому скорая замена парка из почти тысячи этих истребителей не предвидится. 

Правда, ситуацию можно было бы несколько выправить, наладив закупки хороших и относительно недорогих французских, европейских или шведских истребителей. Однако компания «Локхид Мартин» всеми правдами и неправдами не допустит причинения ущерба своему бизнесу. Ну, и, разумеется, значительную роль сыграет американский снобизм: дескать, американское оружие — самое лучшее в мире. 

Так что же представляет собой самая совершенная модификация F-16, эксплуатирующаяся в американской истребительной авиации? F-16С Block 52 — одноместный самолет с одним двигателем, развивающим тягу в 7900 кгс. На форсаже она возрастает до 12900 кгс. Отклоняемого вектора тяги нет, что не лучшим образом влияет на маневренность самолета. Нормальная взлетная масса не столь и плоха для однодвигательного истребителя — 14500 кг. При этом максимальная ракетно-бомбовая нагрузка достигает 7800 кг. Но максимальная скорость на высоте довольно посредственная — 2100 км/ч. Невысок и потолок самолета — 15000 м. Дальность тоже оставляет желать лучшего — 2600 км с подвесными топливными баками (ПТБ). Для сравнения: у Су-35, с которым предлагают сразиться «Атакующему соколу», — 3600 км без ПТБ и 4500 км с ПТБ. 

Впрочем, у самолета широкий набор ударных средств — ракеты «воздух-воздух» ближней и средней дальности, ракеты «воздух-поверхность» различных типов, среди которых есть противорадиолокационные, корректируемые и свободнопадающие бомбы. 

Последние мероприятия по снижению заметности проводились в далеком 1987 году. Так что самолет более заметен, чем Су-35, у которого ЭПР снижена до 0,7 кв.м. 

Боевые возможности современного многоцелевого истребителя можно разделить на три группы характеристик.

Летные характеристики 

Тут преимущество Су-35 совершенно очевидно. На его сверхманевренность «Атакующему соколу» ответить нечем. У российского истребителя также выше скорость, потолок, боевой радиус. Еще меньше и нагрузка на крыло, а тяговооруженность выше. Су-35 в бесфорсажном режиме развивает скорость, превышающую скорость звука — 1,1 М. Что является одним из признаков принадлежности самолета к пятому поколению. То есть американский самолет по летным характеристикам не конкурент российскому. Пожалуй, только скороподъемность у них почти одинаковая: 280 м/с у Су-35 и 275 м/с у F-16. Так что российский самолет полностью оправдывает эпитет, который ему присвоили на авиасалоне Ле Бурже — «Русский НЛО». 

Ракетное вооружение 

Поскольку The National Interest пытается определить победителя при столкновении этих двух самолетов, то ракеты «воздух-поверхность» к делу не относятся. Отметим лишь вскользь, что у «американца» лучше корректируемые бомбы. Но у «россиянина» ракеты для работы по наземным целям имеют существенно большую дальность. 

Су-35 вооружен ракетой ближнего действия Р-73. Точнее — ее модификацией РВВ-МД. Она обладает высокой маневренностью — способна поражать цели, которые маневрируют с перегрузкой 12g. F-16 выдерживает 9g. Максимальная скорость цели — 2500 км/ч. Как было сказано выше, «Атакующий сокол» такую скорость развить не может. К достоинствам ракеты относится возможность ее запуска при любых скоростях самолета и при активном маневрировании. Максимальная дальность пуска — 40 км. Ширина угла поиска цели инфракрасной головкой самонаведения — 120 градусов. 

Принятая на вооружение в 1983 году Р-73 длительное время была одной из лучших (по некоторым данным — самой лучшей) ракетой «воздух-воздух» ближнего действия. Однако американцы за счет серии модернизаций совсем недавно вывели AIM-9 на лидирующие позиции. Это, прежде всего, относится к системе самонаведения. «Американка» имеет матричную ИК ГСН, что сводит к минимуму возможность ее «обмануть» не только при помощи отстреливаемых тепловых ловушек, но и используя лазерную систему противодействия. Соответственно, у нее шире угол поиска и захвата цели. Еще одно достоинство этой ракеты — управляемый вектор тяги. Эта модификация имеет индекс AIM-9Х. 

Однако AIM-9Х еще только начинает внедряться на истребители «вышей лиги» — F-22, а заодно и на F-35, которые принадлежат к пятому поколению. F-16 вынужден довольствоваться ракетой AIM-9M, которая не имеет управляемого вектора тяги и оснащена обычной ИК ГСН. По боевым возможностям она несколько уступает РВВ-МД. Однако, конечно, когда-нибудь дойдет дело и до перевооружения «Атакующего сокола» ракетой AIM-9Х. 

Р-27 (РВВ-АЕ) — ракета средней дальности, которой оснащен Су-35. Максимальная дальность пуска — 110 км. Скорость полета — 4 М. Радиолокационная ГСН. Поражает цели, имеющие скорость 3600 км/ч. Су-35, как было сказало выше, совсем молодой самолет. И происходит его дооснащение ракетным оружием. В связи с тем, что Минобороны сократило заказ на закупку Су-57, некоторое вооружение для него предназначенное, будет переброшено на Су-35. Следует ожидать, что в ближайшее время самолет получит ракету «воздух-воздух» большой дальности Р-37 с дальностью пуска 300 км. F-16 тут может противопоставить только AIM-120C-7, улетающую на 120 км. 

Авионика 

Это самое слабое место «Атакующего сокола». У него много чего нет, в отличие от Су-35. Нет оптически-локационной станции, которая позволяет обнаруживать цели при выключенной РЛС, что существенно уменьшает заметность самолета. Нет станции радиоэлектронной борьбы. Точнее — есть станция помех AN/ALQ-165, но она уже давно устарела и удовлетворяет лишь требованиям борьбы с партизанскими соединениями, вооруженными «Стингерами». 

Американская РЛС AN/APG-68 существенно слабее российской РЛС «Ирбис». AN/APG-68 способна обнаружить самолет с ЭПР 1 кв.м. на расстоянии 75 км. Ну, а Су-35 подкрадется еще ближе, поскольку у него ЭПР равна 0,7 кв.м. У «Ирбиса» такие данные: 1 кв.м. — 300 км, 0,01 кв.м. — 90 км. То есть принцип «первый увидел — первый выстрелил» способен использовать лишь пилот истребителя Су-35.

Поскольку российский самолет имеет преимущества по всем трем группам характеристик, то у американского пилота крайне мало шансов на победу при столкновении с Су-35. 

Однако, как утверждает The National Interest, ситуацию можно выправить. Для этого достаточно оснастить F-35 авионикой, которая устанавливается на экспортные модификации самолета. Так, на истребителях, поставляющихся в ОАЭ, есть оптико-локационная станция, а также РЛС с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-80. Но, видимо, автора публикации завораживает словосочетание «активная фазированная антенная решетка (АФАР)». Да, данный тип РЛС отличается повышенной надежностью и увеличенной функциональностью. Но на главные боевые параметры это не влияет. У AN/APG-80 дальность обнаружения лишь на 10% больше, чем у AN/APG-65. Так что повысить качество самолета можно, но не настолько, чтобы всерьез обсуждать его боевые возможности в бою с Су-35. 

Правда, компания «Локхид Мартин» намерена еще подтянуть возможности ветерана ВВС. Она объявила о работах по созданию новой модификации — F-16 Viper («Гадюка»). Она получит РЛС с АФАР, новый бортовой компьютер и усовершенствованную кабину. При этом новые самолеты делать не будут, предполагается оснащать новой авионикой уже эксплуатирующиеся. Несомненно, это связано с катастрофической затяжкой разработки F-35. 

Статья имеет стандартное окончание: «Поэтому США должны как можно скорее инвестировать средства в производство истребителей следующего поколения». Однако, как мы уже выясняли в предыдущих публикациях, и истребитель следующего поколения F-35 слабее, чем Су-35. Как говорится, не в коня корм.

Фото: defense.gov





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация