ВЛ / Статьи

«Гиена Европы» верна своим повадкам

0
26-09-2017, 07:09...
583

Польша вновь заявила о намерениях взыскать с Германии репарации за Вторую мировую войну

Польша намерена вынести вопрос получения военных репараций с Германии на международные площадки. Об этом в минувшее воскресенье, 24 сентября, объявил председатель правящей партии «Закон и справедливость» (PiS) Ярослав Качиньский. В интервью журналу Sieci Prawdy («Сети правды») он заявил: 

«У нас есть все шансы на репарации, я не вижу юридических оснований для отказа. Аргументы Польши должны звучать громче в Европе. Я удовлетворён отказом от тенденции, заставившей нас признать Польшу почти союзником Германии (имеется в виду, прежде всего, участие довоенной Польши в разделе Чехословакии. — С.Д.). Даже в Германии мы слышали голоса, говорящие, что они не будут платить, потому что они не хотят или не могут платить, но польские доводы существуют и имеют значение. Важно, чтобы это дело стало публичным. Поэтому необходимо действовать последовательно, разделив все действия на этапы. Сейчас этап Сейма, а значит, ещё не этап официального выступления польского государства», — сказал Качиньский, напомнив, что президент Анджей Дуда уже поднимал этот вопрос в беседе с президентом ФРГ Франком-Вальтером Штайнмайером. По мнению председателя PiS, «вопрос нужно тщательно подготовить, нужно сделать из этого вопроса проблему на международном уровне, а позже перейти к действиям более конкретным». 

По словам Качиньского, Польша во Второй мировой войне понесла не только людские, но и огромные материальные потери. «Германии надо напомнить о поездах, полных награбленных произведений искусства, ценных предметов, но и вещей менее ценных, обычного имущества поляков, — считает лидер PiS. — Чувство безнаказанности оккупантов привело к тому, что совершались в массовых масштабах преступления и кроме тех, что официально признаны преступлениями. Польша не может согласиться на то, чтобы всё зло и все преступления Второй мировой войны свести к Холокосту», — заявил Качиньский. 

Вся эта «репарационная кампания» началась ещё в июле, когда на партийной (PiS) конференции Ярослав Качиньский заявил, что «Польша никогда не отказывалась от компенсаций за Вторую мировую войну, и те, кто так думают, ошибаются». Призыв партийного лидера тут же подхватили его соратники — вице-премьер Корнель Моравецкий и министр национальной обороны Антоний Мачеревич, принявшиеся детализировать, какие именно репарации полагаются Польше, и каким конкретно способом они собираются их взыскивать. Свои «пять копеек» внесла и премьер-министр Беата Шидло: 

«Польша говорит о справедливости. Польша говорит о том, что должно быть выполнено, — заявила она. — Мы являемся жертвами Второй мировой войны. Мы являемся жертвами, которым ущерб никаким образом ещё не был возмещён. Репарации должны стать напоминанием о справедливости, о том, что Польше принадлежит. Если же речь идёт о голосах, которые критикуют эту позицию, которые имеют иное мнение, то они должны прежде всего посмотреть на историю и вспомнить, что было на польской земле во время Второй мировой войны», — сказала глава правительства, и в доказательство серьёзности намерений озвучила общую сумму репараций, которые Германия должна выплатить Польше — 258 млрд. довоенных злотых или, в пересчёте по курсу на 1 августа 1939 года, 48,8 млрд. USD (эту цифру вывели эксперты из Аналитического бюро Сейма (Biura Analiz Sejmowych). 

Кратко напомню: вопрос о репарациях Германии за ущерб, причинённый в ходе Второй мировой войны, решался в 1945 году на конференциях в Ялте (4−11 февраля 1945 г.) и Потсдаме (17 июля-2 августа 1945 г.), в которых принимали участие руководители стран-победительниц: от СССР — Иосиф Сталин, от Великобритании — Уинстон Черчилль, от США — Франклин Рузвельт (в Ялте) и Гарри Трумэн (в Потсдаме).

Репарационные претензии Польши должен был удовлетворить СССР из своей доли (планировалось, что Польше отойдет 15%; в августе 1945 г. размер репараций был согласован между СССР и Польшей и закреплён соответствующим договором). Остальные члены антигитлеровской коалиции должны были получить репарации из западных оккупационных зон. Но доля СССР формировалась за счёт репараций из обеих зон оккупации — западной и советской. 

В мае 1946 года западные державы отказались выплачивать репарации СССР из своих зон оккупации. Таким образом, Польша получила только долю репараций из советской зоны оккупации. После образования 7 октября 1949 года Германской Демократической Республики правительства Польской Народной Республики и СССР в августе 1953 года договорились об отказе взимания репараций с ГДР. 

Вопрос о германских репарациях в пользу Польши был полностью закрыт 12 сентября 1990 года при подписании государственного Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии (также известен, как «Договор 2+4»), заключённого между ГДР и ФРГ, а также СССР, Великобританией, США и Францией. Поскольку в ходе его подготовки Польша никаких требований о репарациях не предъявляла, то было достигнуто соглашение, что этот договор блокирует все последующие требования репараций. 

Сейчас глава МИД Польши Витольд Ващиковский - тоже член PiS — кричит на всех углах: «В 1953 году польское правительство было коммунистической колонией, а потому все его решения недействительны. И вообще, есть ряд сомнений в том, имеют ли эти решения какое-либо значение в международном праве». 

Допустим. А как быть с 1990-м годом, ясновельможный пан? Ведь на момент подписания «Договора 2+4» коммунистическая Польская Народная Республика уже год как канула в Лету и у руля стояло правительство под руководством премьера Тадеуша Мазовецкого и вице-премьера и министра финансов Лешека Бальцеровича? Ах, они тогда были полностью поглощены «радикальной трансформацией политических институтов и органов местного самоуправления, либерализацией цен и приватизацией госсобственности», вследствие чего ни на что другое отвлечься не имели возможности. Ну, так кто не успел — тот опоздал, о чём и объявили Кабинету Беаты Шидло власти Германии: 

«Правительство ФРГ считает закрытым вопрос о военных репарациях за ущерб, причинённый Польше во время Второй мировой войны, — заявила заместитель официального представителя Федерального правительства Ульрике Деммер. — Берлин, безусловно, несёт ответственность за Вторую мировую войну в моральном, политическом и финансовом плане, но вопрос немецких репараций Варшаве был окончательно урегулирован в прошлом на политическом и правовом уровне». 

Но несмотря на такую отповедь, польский кабинет продолжает свой «натиск». 

Подло убитый 16 апреля 2015 года в Киеве украинский писатель и журналист Олесь Бузина ещё в сентябре 2008 года опубликовал на своём сайте статью «Как поляки с Гитлером Чехословакию поделили». Начиналась статья так: 

«В мифологии Второй мировой есть один однозначный мерзавец — Гитлер, и многочисленные жертвы его преступных наклонностей. Но на роль самой первой (и едва ли не главной!) из них почему-то пролезла Польша. Сколько слёз пролито польскими историками по поводу вероломного нападения Вермахта на их беззащитную «ойчизну». Сколько фильмов снято о благородных польских офицерах! Сколько песен сочинено о красивых уланах с пиками, отправившихся в последний поход на танки Гудериана под плач своих Басек и Марысек! 

Увы, это только поддельная овечья шкура наглой польской гиены, кинувшейся грабить чужое, оставшейся без хвоста и поднявшей скулёж на весь мир. «Гиеной», кстати, Польшу не я первым назвал, а великий гуманист, демократ и немножко империалист (как же без этого?) Уинстон Черчилль. Это он — самый обаятельный Винни-Пух британской политической мысли выразился в мемуарах о нынешней «евроадвокатше» Украины: «Польша — та самая Польша, которая всего полгода назад с жадностью гиены приняла участие в ограблении и уничтожении чехословацкого государства!» 

Возмущение любителя коньяка и сигар легко понять. Он вспоминал о тех гарантиях безопасности в случае нападения Германии, которые летом 1939 г. потребовало у Великобритании правительство польского премьера Рыдз-Смиглы, только что принявшее участие вместе с немцами в разделе Чехословакии". 

А вот, что по поводу Польши писал ещё в 1938 году сам «Винни-Пух» британской политической мысли сэр Уинстон Черчилль: 

«Героические черты характера польского народа не должны заставлять нас закрывать глаза на его безрассудство и неблагодарность, которые в течение ряда веков причиняли ему неизмеримые страдания. В 1919 году это была страна, которую победа союзников после многих поколений раздела и рабства превратила в независимую республику и одну из главных европейских держав. Теперь, в 1938 году, из-за такого незначительного вопроса, как Тешин (имеется в виду Тешинская Силезия — С.Д.) поляки порвали со всеми своими друзьями во Франции, в Англии и в США, которые вернули их к единой национальной жизни и в помощи которых они должны были скоро так сильно нуждаться. Мы увидели, как теперь, пока на них падал отблеск могущества Германии, они поспешили захватить свою долю при разграблении и разорении Чехословакии. Нужно считать тайной и трагедией европейской истории тот факт, что народ, способный на любой героизм, отдельные представители которого талантливы, доблестны, обаятельны, постоянно проявляет такие нехватки почти во всех аспектах своей государственной жизни. Слава в периоды мятежей и горя; гнусность и позор в периоды триумфа. Храбрейшими из храбрых слишком часто руководили гнуснейшие из гнусных! И всё же всегда существовали две Польши: одна боролась за правду, а другая пресмыкалась в подлости» (цит. по Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. Кн.1. М., 1991, стр.147). 

Германия

Фото: Zuma/TASS





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация