ВЛ / В России

Танки Т-80 модернизируют для Арктики

+3
12-09-2017, 03:00...
1 267

Уникальные боевые возможности "арктическому" танку обеспечит его двигатель. Накануне Дня танкистов, который отмечается во второе воскресенье сентября стало известно, что танки Т-80 будут модернизированы и останутся в строю. Появилась информация и о том, что эти машины станут основой бронетехники арктической группировки наших войск. 

Своими непревзойденными характеристиками "восьмидесятка" обязана газотурбинному двигателю, который делает его действительно незаменимым там, где снег и мороз. И он был первым в мире серийным танком, на котором установили газовую турбину. Расскажем о человеке, который одним из первых научно доказал преимущества ГТД в качестве танкового мотора и вклад которого в разработку газовых турбин для боевой техники невозможно переоценить. Но сначала о танке. 

Мало кто знает, но в начале 1990-х годов армия Швеции вполне серьезно рассматривала возможность закупок Т-80. СССР распался. А в новой России Запад тогда главного врага не видел. К тому же советская военная техника, неожиданно оказавшаяся в арсеналах НАТО, очень неплохо себя показала. 

Шведов привлекало то, что тяжелый танк мог идти по глубокому снежному насту, не проваливаясь по башню. В отличие от дизелей газовая турбина позволяет трогаться с места очень плавно без рывков и столь же плавно идти дальше. Наст уплотняется, но не рвется, и танк не зарывается в сугробы. Немаловажно и то, что газовая турбина, в отличие от дизеля, легко запускается при самом сильном морозе. 

К тому же, Т-80 обладает такими динамическими характеристиками, которые не имеет ни один танк в мире. Он может разогнаться до скорости 50 км/час всего за 17 сек. А еще способен прыгать с места на семь метров. В бою такая динамика поистине бесценна. У него очень хорошая подвеска, обеспечивающая плавность хода даже на высоких скоростях. Он - единственный в мире, у которого стабилизатор пушки удерживает ствол в заданном направлении и позволяет вести прицельный огонь при движении по пересеченной местности на скорости 35 км/час. 

Шведы делали верную ставку, но возразили немцы и буквально навязали им свой "Леопард-2". Может, это и к лучшему. Теперь в арктической зоне конкурентов у российских танков не будет. В конце 1960-х стало ясно, что опередив весь мир еще в конце 1930-х, когда был создан танковый дизель В-2, на нем мы и застряли. Форсировать до бесконечности его было невозможно, а мощность ниже 1000 л.с. танкистов уже не устраивала. А на Западе смогли создать дизельные моторы для бронетехники мощностью свыше тысячи сил. 

Начались исследования по возможности применения в наземной военной технике газотурбинных двигателей. И произошло невероятное. Российским специалистам удалось спроектировать и запустить в серию лучший в мире танковый газотурбинный двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. Надо сказать, что военные к новому мотору отнеслись настороженно. Между тем по ряду важнейших характеристик наш газотурбинный двигатель превзошел все отечественные дизели и появившийся позже американский AGT-1500.

В танковой газотурбинной установке была применена совершенно оригинальная система очистки от налипавшей на турбинные лопатки пыли. Двигатель периодически "вздрагивает", и пыль просто слетает с лопаток. ГТД-1000Т в течении своей гарантийной службы спокойно пропускает полтонны пыли. Это в 10 раз больше, чем у дизельных моторов, которые к пыли весьма чувствительны. Американцы на своем "Абрамс" применяют громоздкие барьерные фильтры объемом два кубометра - почти столько, сколько занимает весь моторно-трансмиссионный отсек Т-80. При этом в условиях сильной запыленности фильтрующие кассеты требуется менять каждые 15 минут. 

Газовая турбина оказалась всеядной. Она способна работать на любом топливе - бензине, керосине, солярке и их смесях. Над танковой газотурбинной силовой установкой работало много людей - целые научные коллективы. Но об одном человеке хочется сказать особо. Это Георгий Юрьевич Степанов. Еще в 1946 году в "Вестнике бронетанковой техники" он опубликовал статью по перспективе использования газотурбинных двигателей в наземном транспорте. 

Она произвела большое впечатление на многих танкостроителей. Тогдашний главный конструктор Кировского завода генерал-полковник-инженер Жозеф Котин даже нашел возможность лично встретиться и познакомиться с молодым выпускником бронетанковой академии ученым по фамилии Степанов, которому было всего 24 года. Отнесся к нему с подчеркнутым уважением и проникся идеей установить на танках будущего газотурбинные двигатели. И спустя 30 лет на Кировском заводе действительно начался серийный выпуск таких машин. Правда, спроектировал "восьмидесятку" уже другой человек - Николай Сергеевич Попов. 
Степанов, хоть и носил простонародную фамилию, был советским офицером, но происходил из дворян. И это очень интересная история. 

Прапрадед Георгия Юрьевича был крепостным князей Белосельских-Белозерских. Когда его рекрутировали в армию, попал к Суворову в гренадеры. Участвовал в Итальянском и Швейцарском походах. Особо отличился в Отечественной войне 1812 года. Удостоился множества наград. Был произведен в офицеры и пожалован наследственным дворянским званием. Его имя было занесено на памятную мраморную доску в Храме Христа Спасителя.

Дед был крупным судейским чиновником, после революции подвергался постоянным преследованиям и погиб в 1937 году. Его сына - отца Георгия Юрьевича арестовали в 1938 году, хотя он в Гражданскую воевал на стороне красных, к моменту ареста был уже известным военным ученым. Кстати, он основал в Военной академии механизации и моторизации РККА первую в стране учебную лабораторию танковых двигателей. Юрия Александровича Степанова спасло то, что карательные органы возглавил Берия. Многие арестованные при Ежове офицеры были выпущены на свободу. Ю. А. Степанов вернулся в академию. 

Военную службу Георгий Степанов начал курсантом сержантской школы в 1940-м году. В 1943 году поступил в академию, где трудился его отец, причем без всякого блата. В дальнейшем всю свою жизнь посвятил танковому двигателестроению, в особенности - газотурбинному. Дипломная работа выпускника бронетанковой академии называлась "Газотурбинный двигатель для танка". У нас еще на самолетах поршневые моторы стояли, а будущий военный инженер-танкист уже приступил к исследованиям использования ГТД в бронетехнике. 

Авторитет Степанова в научной среде очень скоро стал непререкаемым. Даже Д. Ф. Устинов, курировавший по партийной линии оборонную промышленность, а позже ставший министром обороны, относился к Степанову с уважением. Интересно, что именно Устинов со временем стал горячим сторонником газотурбинного танка и, наверное, только благодаря его поддержке начался серийный выпуск Т-80. 

Хотя Степанов работал по танковым газотурбинным установкам, в 1988 году его избрали действительным членом Международной Астронавтической академии, штаб-квартира которой находится в Париже. Дело в том, что некоторые его научные работы, публиковавшиеся в открытой печати, использовались создателями ракетных двигателей и у нас, и за рубежом. Так Степанов стал единственным в мире "танкистом-астронавтом". 

Все, кто хоть кратко пересекался с этим человеком, всегда вспоминали его добрым словом. Мне тоже посчастливилось встретиться с Георгием Юрьевичем еще в 1990-м году. Он много интересного рассказал мне про газотурбинные двигатели. Считал, что все их преимущества до сих пор недооценены. Например, это просто идеальные силовые установки для тяжелых карьерных самосвалов, особенно работающих в условиях крайнего Севера. Сейчас на них стоят огромные по размерам дизель-электрические генераторы. В то время как более мощные генераторы в связке с ГТД имели бы очень малый объем. Опять же у них легкий пуск в самую сильную стужу. Зимой у многих дизельных автомобилей, тех же самосвалов, не глушат двигатели. Они без перерыва работают месяцами, так как если остановится - завести дизель вновь будет настоящей проблемой.

И еще Георгий Юрьевич считал, что переход на танки с ГТД был сравним с переходом авиации на реактивную тягу. Но далеко не все военные это поняли, подготовка экипажей для принципиально новых машин продолжалась во многом по старинке. Это приводило к преждевременным поломкам ГТД, к огромному перерасходу топлива. Стало даже складываться мнение, что Т-80 хорош только для парадов и стремительного броска к Ла Маншу. Для повседневных армейских будней танк с дизельным мотором подходит лучше. 

И ведь действительно, еще совсем недавно руководство Минобороны намеревалось вывести все Т-80 из строя, отправив их на вечную стоянку. К счастью, этого не произошло. Возможно, свою роль сыграли многочисленные ученики и последователи научной школы Г.Ю. Степанова, сумевшие доказать, что с учетом новых технических решений и при грамотном обслуживании, расход топлива у ГТД будет не на много выше чем у дизелей. А преимущество газотурбинных силовых установок в условиях Крайнего Севера с лихвой перекроет все его в общем-то мелкие недостатки. 

Во всяком случае, благодаря этим людям память о Георгии Юрьевиче живет. В этом году выдающемуся ученому и исследователю исполнилось бы 95 лет. Люди, знавшие его, нашли возможность издать книгу "Об ученом "танкисте-астронавте" из династии Степановых". В ней собраны воспоминания об этом человеке и его наиболее интересные научные публикации. Авторы: М.М. Буренков, В.В. Соломай, Н.И. Троицкий. Предисловие написал Президент, Председатель Правления, Генеральный директор Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения", доктор технических наук, профессор В.М. Чуйко. 

Инициатором издания книги и главным мотором авторского коллектива был полковник в отставке Виктор Владимирович Соломай. Он служил в 38 НИИИ бронетанковой техники - на знаменитом Кубинском Полигоне. Занимался исследованиями и испытаниями силовых установок, нередко в жестких полевых условиях во всех климатических зонах Советского Союза. И лично прошел на Т-80 по среднеазиатским пустыням, тундре и тайге. Ему приходилось тесно сотрудничать со Г.Ю. Степановым, и он давно принял твердое решение издать об этом удивительно человеке книгу. Надо знать тех, кто был первопроходцем внедрения машин с ГТД в танковые войска, кто создал собственную и во многом уникальную научную школу газотурбиностроения для транспортных машин. 

Доброе слово надо сказать и в адрес НИИ двигателей, руководство и сотрудники которого активно помогали в работе над книгой. И хотя тираж у книги небольшой, своих читателей она нашла, а ее потенциальные читатели, захотят, книгу тоже найдут. 






  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация