ВЛ / Статьи

На Крым НАТО заходит со стороны моря

0
9-09-2017, 03:00...
712

Американская база в Очакове и покупка Софией и Бухарестом французских ракетных корветов — звенья одной цепи

На фоне массового возмущения в нашей стране внезапным появлением американских военных в украинском городе Очакове и началом строительства там современного пункта базирования совершенно незаслуженно, на мой взгляд, абсолютно незамеченной в России оказалась другая новость. На днях американское издание Defense News сообщило, что в 2018—2024 годах Министерство обороны Румынии намерено приобрести за рубежом сразу четыре ракетных корвета на общую сумму 1,93 млрд. долларов. Законопроект, разрешающий такую сделку, уже в парламенте. 

По странному, казалось бы, совпадению ровно такая же идея вдруг овладела умами военных в Болгарии. Та страна живет победнее румын. Видимо, лишь поэтому София в те же сроки собирается раскошелиться всего на два ракетных корвета. И на сумму, почти вчетверо меньшую — 503 миллиона долларов. 

Надо признать, что и румынам, и болгарам траты предстоят просто неподъемные для них. Ведь военный бюджет, к примеру, Румынии в нынешнем году составляет всего 16,3 млрд. лей (3,6 млрд евро). Для того чтобы выделить и такие средства на оборону, ее правительству пришлось просто-таки ободрать другие статьи бюджета. А, например, в области финансирования образования эта страна и так на последнем месте в Евросоюзе. Понятно, что срочная закупка сразу четырех корветов неизбежно сожрет огромную часть бюджетного пирога Бухареста. И хочется понять: с чего это вдруг там решили пойти на новые денежные лишения? 

Когда сразу в двух европейских столицах, в прежние годы особой заботой о своих военных флотах не отличавшихся и корабли за рубежом если и приобретавшие, то исключительно на рынках глубокого «сэконд-хенда», практически синхронно принимаются решения о быстром наращивании боевых возможностей на Черном море, логично предположить, что такое решение им кто-то настойчиво порекомендовал. И этот «кто-то» настолько могущественен, что лучше ему не противоречить.

Чтобы поискать этого таинственного закулисного советчика и понять его мотивацию, предлагаю вспомнить идею создания на Черном море объединенной флотилии стран-участниц НАТО. Впервые эта мысль была озвучена в январе 2016 года как раз в Бухаресте. На сайте правительства Румынии тогда появилось сообщение, что инициатива по созданию «Союзнической флотилии» с целью помешать доминированию России на Черном море уже в феврале того же года будет обсуждена на ближайшей встрече министров обороны государств-участников Североатлантического альянса. Как и следовало ожидать, начинание Румынии было встречено горячими и продолжительными аплодисментами в Брюсселе. А генсек НАТО Йенс Столтенберг тут же заявил, что фактически дело в шляпе: «Мы договорились об увеличении военно-морского присутствия НАТО в Черном море для расширения профессиональной подготовки, повышения осведомленности о ситуации и координации сил на море». 

Многим тогда показалось, что на самом деле разговоры об «Объединенной флотилии» — это просто элементы политического давления на Москву, которые на практике подкрепить нечем. Потому что известная Конвенция Монтре резко ограничивает присутствие в этих водах военных флотов стран, не имеющих собственных выходов к черноморскому побережью. Их кораблям из Средиземного моря можно проходить Босфором и Дарданеллами на срок не более 21 суток. А потом — будьте любезны восвояси. 

Сильно ограничен и суммарный тоннаж водоизмещения таких отрядов боевых кораблей. Что, например, делает невозможным появление в Черном море не только чужих авианосцев, но и десантных кораблей-доков. Как при таких условиях формировать «Объединенную флотилию»? Понятно же, что основу ее боевой мощи должен составлять 6-й флот ВМС США, который уже много десятилетий ни на день не вылазит из Средиземноморья. Но вот Черное моря он имеет право навещать только изредка и ненадолго. Своими эсминцами УРО. Что и проделывает регулярно на ротационной основе. Но какая же это флотилия? Так, одиночные патрули и демонстрация звездно-полосатого флага… 

ВМС тех членов НАТО, которые имеют свои порты на Черном море, в расчет не принимались, видимо, даже в Брюсселе. Поскольку боевым ядром, допустим, флота Румынии, ее красой и гордостью, и сегодня являются фрегаты «Регел Фердинанд» и «Регина Мария». О какой-либо угрозе с их стороны российскому Черноморскому флоту говорить не стоит, ибо это бывшие английские фрегаты F95 «Лондон» и F98 «Ковентри» (тип «Бродсуорд»), списанные в Великобритании по причине крайней дряхлости и проданные по дешевке румынам. Их покупка в 2007 году за 116 млн. фунтов стерлингов спровоцировала сильный коррупционный скандал в Бухаресте, но дело было сделано. 

Есть у румын еще многоцелевой фрегат «Мэрэшешть» собственной постройки. Однако его боевая биография не задалась с самого начала. Заложенный на верфи как ракетный эсминец «Мунтения», он вскоре едва не угодил в металлолом. Оказалось, что местные конструкторы, не имевшие опыта строительства крупных боевых кораблей, сильно ошиблись в расчетах устойчивости «Мунтении». И это грозило эсминцу гибелью даже не в бою, а просто в сильный шторм. Поэтому в 1988 году его государственные испытания были прекращены на неопределенный срок. 

В 1990—1992 году так и не вступивший в строй эсминец решено было переоборудовать. Ему срезали часть надстроек, укоротили дымовую трубу и мачты, а пусковые установки старых советских противокорабельных ракет П-15М «Термит» опустили на палубу ниже, сделав для них специальные вырезы в бортах. То, что получилось, разжаловали во фрегат и переименовали в «Мэрэшешть». Видимо, опасность быть утопленным обычными волнами уменьшилась, но боевая ценность нового корабля оказалась сомнительной с самого начала. 

ВМС Болгарии на сегодня выглядят еще хуже. Достаточно, полагаю, упомянуть, что их флагманский фрегат «Верни» (BGS «Verni») — это бывший бельгийский «Wielingen» («Вилинген»), спущенный на воду четыре десятилетия назад — в марте 1976 года. При вводе в боевой состав ВМС Бельгии в 1978 году его «крестной матерью» была названа Фабиола де Мора и Арагон, королева Бельгии, супруга, а затем — вдова короля Бельгии Бодуэна I. Но даже высокое покровительство, как известно, никого не спасает от старости. В 2006 году как раз в Брюсселе «Wielingen» списали, а в 1978 году удачно сбагрили болгарам. 

В общем, ВМС Болгарии это тоже пока не угроза российским интересам в Черноморье. Что остается для задуманной в Брюсселе флотилии западных союзников? Флот Турции? Да, он достаточно многочислен и современен. Но регулярные политические фокусы президента Реджепа Эрдогана не позволяют, видимо, в штаб-квартире НАТО особо рассчитывать на его лояльность в гипотетическом военном конфликте с Россией на южном фланге альянса. Потому на сегодня заявления Бухареста и Брюсселя о будущей грозной флотилии сильно попахивают блефом. 

Но это — на сегодня. А наши противники, очевидно, ходы свои просчитывают на длительную перспективу. Настолько длительную, что можно попытаться решительно переформатировать ВМС давно на все согласных Болгарии и Румынии. Полагаю, именно так родилось почти синхронное и разорительное для них решение Софии и Бухареста прикупить себе немножко современных ракетных корветов. Тогда именно эти корабли могут стать основой «Союзнической флотилии» на Черном море. А в кризисные периоды к ним на подмогу станут регулярно приходить эсминцы УРО 6-го флота ВМС США. 

Не стал бы исключать, что и военно-морская база в Очакове, за которую так спешно взялись американцы, тоже нужна для оперативного развертывания этого соединения НАТО поближе к российскому Крыму. 

Если эти рассуждения верны, тогда было бы интересно попытаться понять, шестерку каких именно ракетных корветов в альянсе вознамерились противопоставить нашему Черноморскому флоту? И каков может быть их суммарный боевой потенциал? 

Defense News не раскрывает, о каких именно кораблях синхронно размечтались наши изменчивые бывшие «братья по оружию» из канувшего в лету Варшавского договора. Но вот менее месяца назад, в конце августа, в Болгарии с визитом побывал президент Франции Эммануэль Макрон. И, по сообщениям прессы, настойчиво рекламировал принимающей стороне корветы класса «Говинд» французской компании Naval Group. Поскольку «Говинды» — это действительно достаточно современные боевые единицы, они активно поставляются Парижем на экспорт (в частности, в Египет и Малайзию), скорее всего, их болгары и румынами и закупят. Что тогда они приобретут в смысле тактико-технических характеристик? И кого именно тогда придется рассматривать в прицелы морякам-черноморцам? 

Корветы класса «Говинд» французами выполнены с использованием технологий «стелс». Имеют водоизмещение 2200 тонн. Длина — 106,38 метра, ширина 12,3 метра, осадка 5,6 метра. Скорость хода — 28 узлов. Дальность плавания — 6000 миль при 16 узлах. Экипаж 159 человек. 

Но самое интересное, без сомнения, вооружение. На борту каждого корвета есть достаточно мощная артиллерия, противолодочное и зенитное вооружение. В ангаре — вертолет. Предусмотрено размещение «беспилотников» различного назначения. Однако главное — две четырехконтейнерные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса MBDA Exocet MM40 Block 3. Его дальность стрельбы — до 180 километров. В разы меньше, чем у наших «Калибров». Но в бассейне Черного моря и этого может оказаться достаточно. Особенно — из Очакова, от которого до Севастополя, тем более — Донузлава рукой подать. 

Крылатые ракеты семейства Exocet широко известны с 70-х годов прошлого века. Разработаны французами с участием британских и германских специалистов. Лучшей рекламой для этих КР стал вооруженный конфликт между Британией и Аргентиной вокруг Фолклендских (Мальвинских) островов в апреле-июне 1982 года. Тогда ракетами Exocet, выпущенными с аргентинских штурмовиков «Супер Этандар», был утоплен лучший на то время эсминец ВМС Великобритании «Шеффилд». Ракета пробила его борт выше ватерлинии. Внутри корпуса не взорвалась — не сработал контактный взрыватель замедленного действия. Однако от остатков ракетного топлива во внутренних помещениях «Шеффилда» вспыхнул сильный пожар. Создалась реальная угроза взрыва ракет и артиллерийского боезапаса эсминца. После пяти часов безрезультатной борьбы с огнем экипаж покинул корабль.

Впрочем, эта война выявила и явные слабости Exocet. Вначале, в день гибели «Шеффилда», от них с помощью умелой и своевременной постановки пассивных помех из простых дипольных отражателей спасся британский фрегат «Плимут». А спустя некоторое время ракетная атака аргентинцев на авианосец «Гермес» тоже не увенчалась успехом по той же причине. Дипольные отражатели дезориентировали подлетавшие к авианосцу Exocet. В итоге они навелись на другую крупную цель — шедший в составе отряда океанский контейнеровоз «Атлантик Конвейер» с 15 боевыми вертолетами на борту. Вместо «Гермеса» на дно отправился он. Это было, безусловно, победа, но проигрывавшей войну Аргентине хотелось большего. 

Конечно, с той поры работа над ракетным комплексом Exocet во Франции продолжалась. В частности, в 1993 году система управления и самонаведения такого оружия была переведена на новую элементную базу и цифровые методы обработки информации. Этот вариант получил обозначение Exocet block II. Говорят, он обладает повышенными возможностями преодоления средств противоракетной обороны. А стоящий на корветах класса «Говинд» вариант MM-40 block III приспособлен для стрельбы не только по морским, но и по береговым целям. 

Но ведь и у нас с 80-х годов прошлого века тоже появилось много вещей, куда более эффективных, чем примитивные дипольные отражатели. Только проверять этот тезис на практике очень бы не хотелось. Хотя, конечно, в Брюсселе и в Вашингтоне с нашими желаниями нынче не больно считаются. Для того и торопятся с «Союзнической флотилией» на Черном море.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация