О русских в Китае
Тринадцатый век. Монгольское владычество установилось не только над территориями современной России, но и над северными и центральными землями Поднебесной вплоть до выхода к морю. Так или иначе, несмотря на господство монгольского ига, интеграция народов все же происходила, и вместе с боевыми отрядами завоевателей в империю пришли первые русские выходцы. Кто-то был пленен и насильно привлечен к воинской службе в армии монгольского хана, кто-то – добровольно присоединился к войску завоевателей, решив отправиться в дальние края за богатством и славою.
В начале четырнадцатого века китайскому императору преподнесли в дар почти две с половиной тысячи русских пленников, которых определили на жительство в окрестностях Пекина. Надо сказать, что эти русские люди, скорее всего, не оставили какого-либо заметного следа в истории Поднебесной, точнее, мы не знаем об их дальнейшей судьбе, по всей видимости, из-за отсутствия каких-либо записей и архивных данных.
Об албазинцах, попавших в китайский плен во время нападения на острог на Амуре в конце семнадцатого века, письменных фактов в китайских архивах сохранилось намного больше. Пленных приняли в Пекине довольно уважительно, и, зная об их знаменитой воинской удали и отваге, сформировали из них отдельное гвардейское подразделение, присягнувшее на верность императору. Кстати, в императорскую армию также часто записывались и беглые каторжане с многочисленных сибирских и забайкальских рудников.
Албазинцы крепко хранили православную веру и русский дух, для их духовного окормления из России присылали православных священников, и даже была создана Русская духовная миссия, выполнявшая также и некоторые дипломатические функции в отсутствие дипотношений между Россией и Китаем в те времена. Албазинским казакам удалось удачно ассимилироваться в китайском обществе, появились смешанные браки…
Немалый приток русских в Китай случился в конце девятнадцатого века, когда строилась Китайско-Восточная железная дорога для спрямления пути из Сибири на Дальний Восток, и для удобства сообщения с северными районами Поднебесной. По этой дороге, разумеется, быстрее осуществлялась и доставка из Китая товаров, а также и грузоперевозки в обратном направлении. Ответвления КВЖД функционируют до сих пор, конечно, значительно модернизированные и уже под китайской юрисдикцией.