ВЛ / Статьи

Шойгу усилит авиацию новыми «Ночными ведьмами»

0
16-08-2017, 03:00...
1 323

России не хватает военных летчиков

В России впервые в новейшей истории появятся военные летчицы — Краснодарское авиационное училище в 2017 году наберет группу девушек. Об этом в субботу, 12 августа, заявил глава Минобороны РФ Сергей Шойгу. 

«Их будет немного — 15 человек, но с учетом большого количества заявок, которые поступают от девушек в адрес Воздушно-космических сил, мы не можем не ответить на эти просьбы», — сказал Шойгу на торжествах, посвященных Дню ВКС. 

Заметим, ВКС России сегодня испытывают значительный дефицит в летном составе. В феврале, выступая в Госдуме, Шойгу сообщил, что по состоянию на 2016 год дефицит военных летчиков достиг 1300 человек, из-за чего Минобороны было вынуждено «продлить летно-подъемному составу срок службы особо сложных специальностей на пять лет». 

Причем, операция в Сирии показала: при имеющейся нехватке летчиков только такую кампанию — с ограниченным числом самолетов, действующих на ограниченном ТВД — Россия и способна тянуть. На более масштабную войну в воздухе сил у нас может не хватить. 

Напомним: дефицит военных летчиков возник в ходе реформ экс-министра обороны Анатолия Сердюкова. В 2010-м отработанную годами систему обучения летных кадров сломали под предлогом изменения задач ВВС и сокращения самой военной авиации. Училища по родам авиации — Балашовское, Борисоглебское, Барнаульское, Ставропольское, Челябинское штурманское, Воронежское, Иркутское, Краснодарское для подготовки летчиков-иностранцев объединили в один Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия» в городе Воронеже. Кроме того, Сердюков посчитал, что в летных военных учебных заведениях имеется якобы перебор с курсантами, а в войсках — с летчиками, и на три года прекратил набор в летные военные училища. 

Только в 2013 году — спустя полгода после увольнения Сердюкова — в Минобороны схватились за головы. Однако оказалось, что наверстать упущенное непросто. Так, число выпускников единственного в России Краснодарского авиационного училища в 2017 году возрастет более чем вдвое, но составит только около 150 пилотов. А в 2016-м Краснодарское училище выпустило всего 65 летчиков. 

Между тем, при Шойгу наладилось снабжение армии новой техникой. Так, в текущем году ВКС России получили около 400 новых и модернизированных самолетов и вертолетов, в 2016 году — 139. Получается, самолеты в армии есть, но летать на них некому.

В этой ситуации Сергей Шойгу и дает «зеленую улицу» набору 15 курсанток в Краснодарскую «летку». Спрашивается, зачем? В России хватает пацанов, которые бредят небом. Да и полеты на современных истребителях предполагают запредельные перегрузки. Например, на новейшем Т-50 они могут достигать фантастических 9G. Могут ли выдерживать такое женщины — вопрос открытый. 

Другое дело, что женщины в армии — общемировой тренд. И мы, возможно, решили доказать, что русские девушки способны не только останавливать коня на скаку, но и атаковать врага на сверхзвуке. 

Что стоит за решением Шойгу, нужны ли России военные летчицы? 

— Даже на заре авиации русские женщины штурмовали небо на аппаратах тяжелее воздуха, — говорит Герой России, генерал армии в отставке, главком ВВС РФ в 1992—1998 годах Петр Дейнекин. — Одна из них, первая русская женщина-пилот Лидия Зверева, была дочерью генерала русской армии, героя войны на Балканах. Другая, первая в мире женщина летчик-испытатель Любовь Голанчикова, потянулась в авиацию вслед за любимым мужчиной, летчиком-пионером российского воздухоплавания Михаилом Ефимовым. 

И, пожалуй, ни в одной другой стране в годы Второй мировой не воевало сразу три авиационных полка, укомплектованных только пилотами-женщинами: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной легкобомбардировочный. Кстати — полк, летавший на По-2, стал знаменитым благодаря кинофильмам «Небесный тихоход», «Ночные ведьмы» и «В бой идут одни старики». 

23 летчицы, воевавших в этих полках, были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. А уже в новой России троим было присвоено звание Героя России — из тех, на кого в годы Великой Отечественной писали представления к Золотой Звезде, но не наградили по каким-то причинам. 


Реклама 14 
«СП»: — Но у американцев в годы войны также были подразделения, которые комплектовались пилотами-женщинами… 

— Это так. Но американские летчицы не воевали, они пилотировали машины внутри материка. Например, перегоняли самолеты, поставляемые США в Советский Союз по ленд-лизу. 

Машины перегонялись с разных американских авиазаводов на аэродром Грейт-Фоллс на севере США, и дальше через Канаду на Аляску, на аэродроме в Фэрбенксе. Там была развернута советская приемка, и далее самолеты гнали советские летчики по трассе Аляска-Сибирь через Якутск до Красноярска. 

Если же вспомнить послевоенные годы, женщины-летчицы не отставали от мужчин и в переходе на реактивную тягу, и в покорении сверхзвука. Женщин не было только среди испытателей ядерного оружия. 

Зато, когда начался штурм космоса, русские женщины снова заявили о себе. И первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова, и первая женщина, которая вышла в открытый космос — Светлана Савицкая. 

Так что, если говорить о силе характера, есть женщины, которые не уступают по психофизиологическим данным мужчинам. 

«СП»: — То есть, Шойгу поступает правильно, объявляя набор девушек в военную авиацию? 

— Считаю, этот эксперимент достоин уважения. Что до избытка абитуриентов в военное летное училище среди юношей, он пока не достиг необходимой величины. Как показывает практика, конкурс в военное летное училище должен составлять не менее 6 человек на место (сейчас 4 человека) — только тогда гарантируется необходимый отбор. Надо понимать, что современные военные самолеты требуют от летчика и более высокого интеллекта, и более сильного характера. 

У нас же был провал в подготовке летного состава в 2010—2013 годах, и только сейчас дело с великим трудом поправляется. Прежде всего, благодаря новому руководству Минобороны и командованию ВКС. 

Нет ничего дурного в том, что мы набираем девушек в военное летное училище. Наоборот, это сделает военную авиацию более популярной. Им предстоит пройти суровые испытания, так как требования при поступлении очень жесткие. 

«СП»: — Могут ли женщины выдерживать нагрузки на современных истребителях? 

— Женщины выдерживают огромные перегрузки. Ярчайший тому пример — наши чемпионки мира по высшему пилотажу. Легендарная Светлана Капанина на Су-29 выделывает такое, что далеко не каждый мастер спорта способен повторить. 

Но, замечу, с учетом женской физиологии никто наших летчиц загонять на 9G не станет. У нас есть вполне достойные рабочие места за штурвалами тех же военно-транспортных самолетов. И женщины, которые по природе менее бесшабашны в любом деле, нежели мужики, вполне справятся с поставленными задачами. 

— Военные летчицы — вовсе не дань моде, я в свое время даже в пилотажную группу брал двух девушек, — рассказывает генерал-полковник запаса, командующий фронтовой авиацией ВВС России, Герой Советского Союза Николай Антошкин. — Одна из них, Светлана Протасова — единственная в мире женщина, летавшая на МиГ-29 — дослужилась до майора. В нашей стране всегда были и великолепные летчицы-спортсменки, и военные летчицы. Достаточно напомнить, что в годы Второй мировой летчики брат и сестра Константиновы стали Героями Советского Союза: Владимир летал на По-2, а Тамара — на Ил-2.

У нас Екатерина Зеленко стала единственной в мире женщиной, совершившей таран. За годы войны она успела совершить 40 боевых вылетов, участвовала в 12 воздушных боях. В сентябре 1941-го была атакована немецкими «Ме-109». Сумела сбить один самолет, а когда закончился боезапас, протаранила самолет врага, уничтожив его. Сама погибла. Ей было 24 года. 

Или можно вспомнить Лидию Литвяк — самую результативную женщину-авиатора Второй мировой. Воевала в составе 586-го, 437-го, 9-го Гвардейского, 73-го Гвардейского истребительных авиаполков. Совершила около 150 боевых вылетов, в воздушных боях сбила лично 6 самолетов и 1 аэростат наблюдения, еще 6 самолетов противника уничтожила в группе с товарищами. 

Словом, русские женщины летали во все времена. И тем более могут летать сейчас, когда в армии есть вертолеты, вспомогательная авиация. Лично я считаю, что женщины в ВКС могут служить практически где угодно.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация