ВЛ / Статьи

Импортозамещение: за и против

+3
6-08-2017, 04:00...
1 224

Зачем Владимир Путин посетил в прошлую пятницу Лебединский горно-обогатительный комбинат в Белгородской области? Ведь не только для того, чтобы поздравить ГОК с 50-летием. Знаменательные даты российские предприятия отмечают чуть ли не каждый день. Значит, повод не только в юбилее. Он слабо угадывается в вопросах, заданных белгородскими металлургами главе государства. По словам начальника участка обогатительной фабрики Дмитрия Коронова, гендиректор управляющей компании «Металлоинвест» Андрей Варичев «собирал нас здесь предварительно» и сказал, «что мы можем задавать любые вопросы на любые темы». 

О скандале вокруг поставки турбин в Крым вопросы не задавали, но тема импортозамещения была затронута, причем самим Владимиром Путиным. В качестве успешного решения этой проблемы президент привел примеры с заменой авиадвигателей украинской компании «Мотор Сич». Президент напомнил, что «все вертолеты России, все – и военные, и гражданские – оснащались двигателями украинского производства, «Мотор Сич» их делал». Теперь же Россия сама производит двигатели для вертолетов. «Мы уже два завода запустили в Петербурге, все целиком, полностью, причем на новой базе, на новой технологической основе, современной». 

Аналогичная ситуация и в кораблестроении. До 2014 года газотурбинные агрегаты для кораблей, в частности, проектов 1164 и новейшего 22350 поставлял украинский научно-производственный комплекс газотурбостроения «Зоря»-«Машпроект».

«Выяснилось, что это не только какое-то особое производство, это особая отрасль науки, знаний и производства. В России этого не было», – уточнил Владимир Путин. 

«Возникло желание у многих моих коллег, в том числе при реализации гособоронзаказа, то есть в данном случае строительства Военно-морского флота, пойти по пути приобретения, по импорту в других странах, это можно было сделать», – добавил президент. 
Запомним эту ремарку, она важна для понимания многих проблем в современном двигателестроении. 

Три года назад президент вопреки советам «коллег» принял другое решение: не спешить. То есть сдвинуть сроки переоснащения Военно-морского флота вправо, но сделать свой двигатель. «У России появилась и новая отрасль науки, и новая отрасль производства, мы этот двигатель сделали, причем целую цепочку сделали. И для небольших судов, и для крупных судов – все в России это появилось, появился свой двигатель. Сейчас пойдет оснащение новых кораблей. Но в принципе мы даже получили новую компетенцию», – рассказал Владимир Путин. 

В апреле Владимир Путин запустил в Рыбинске испытания газотурбинного агрегата М-35Р-1 с двигателем М-70ФРУ-2 для кораблей ВМФ. Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов рассказал, что российские ГТА первыми получат фрегаты проекта 22350, затем корветы, а летом 2018 года – фрегаты проекта 11356. Ранее сообщалось, что основой ГТА для корветов станет газогенератор авиационного двигателя. Отметим, что при разработке М70ФРУ-2 удалось увеличить показатели эффективности и межремонтного ресурса по сравнению с украинскими аналогами. 

Рыбинский сборочно-испытательный комплекс, предназначенный для всех видов испытаний корабельных газотурбинных двигателей, позволит в следующем году перейти к серийному производству ГТД шести типов, а также агрегатов на основе перспективных двигателей с модернизацией редукторных комплексов и систем управления. 

Таким образом, по словам Алексея Рахманова, к середине 2018 года при строительстве кораблей ВМФ Россия перестанет зависеть от поставляемых с Украины газотурбинных двигателей. Глава ОСК рассказал также о начале работ по созданию собственных дизельных установок. Таким образом, к середине следующего года корпорация освоит самостоятельное производство всех необходимых движительных систем кораблей: как газотурбинных, так и дизельных. А полностью зависимость от украинских комплектующих будет ликвидирована к 2018–2019 годам, заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. 

Возвращаясь к теме, затронутой Владимиром Путиным, о желании многих «коллег» приобретать импортное высокотехнологичное оборудование вместо организации его производства в России, напомним, что путь этот опасен для отечественной экономики и независимости государства. Однажды страна уже шла по нему, в результате чего к 2000 году едва не потеряли важнейшие технологии и производства в области авиа-, ракето- и судостроения. 

Сегодня серийно выпускают только турбины для электростанций мощностью 25 МВт, как ГТЭ-25П, а требуются – в том числе для Крыма – турбины мощностью 160–290 МВт. В 90-х годах решили сэкономить деньги на модернизации производства, подготовке кадров, НИОКР, развитии инженерных школ. Конечно, все это требовало финансовых и временных затрат. Например, свою турбину SGT5-8000H «Сименс» создавал 10 лет. 

К сожалению, сегодня сохраняется настроение покупать импортное. В тот день, когда Владимир Путин на Белгородчине встречался с работниками ГОКа, руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в эфире телеканала «Россия 24» не исключил возможности ухода «Сименс» из РФ, добавив: «Очень быстро на их место придут другие. Я не знаю – из Китая, Ближнего Востока или Европы». 

А что в таком случае будет с отечественной газовой турбиной ГТД-110М, модернизация которой ведется в Объединенной двигателестроительной корпорации? Это частный случай. В целом подобные предложения вряд ли способствуют созданию в оборонно-промышленном комплексе отдельных дивизионов, которые могли бы выпускать гражданскую высокотехнологичную продукцию. В конечном счете тяга к импорту может привести к тому, что диверсификация оборонных предприятий обернется банальной конверсией образца 80-х годов прошлого века. Помешать этому может только продолжение санкционной политики в отношении России. Тогда корабли, самолеты и многая другая военная, гражданская и двойного назначения продукция станет на 100% российской.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация