ВЛ / Статьи

Космический корпус США: Отбиться от русских ракет и хакеров

0
20-07-2017, 02:00...
1 463

Конгрессмены атакуют «убийцами спутников» Трампа и оборонный бюджет

Палата представителей Конгресса США утвердила проект оборонного бюджета (NDAA) на 2018 год в размере $ 696,5 миллиарда. Документ одобрили 344 конгрессмена, 81 высказался против. Документ отклоняет предложение Белого дома о закрытии лишних военных баз США, при этом предусматривает выделение средств на создание нового рода вооруженных сил — Космического корпуса (Space Corps), против чего ранее выступила администрация Дональда Трампа. 

Точнее, Белый дом и ВВС согласны с необходимостью «реструктуризации космической обороны», но опасаются, что на данном этапе создание Космического корпуса осложнит работу Пентагона. В частности, министр обороны США Джеймс Мэттис и начальник штаба ВВС США генерал Дэвид Гольдфей высказались против этой инициативы, мотивируя тем, что она преждевременна и на данном этапе структура создаст «только путаницу». И хотя название лоббируемого нового рода Вооруженных сил звучит так, как будто американцы готовы отражать наступление дивизий космических пришельцев, структура ориентирована на «национальную безопасность» в области космоса и борьбу с Россией и Китаем. 

В состав американских Вооруженных сил в настоящее время входят три вида ВС — Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морские и Морская пехота как род войск в составе ВМС. Соответственно, Космический корпус как род войск должен войти в состав ВВС, при этом возглавить его должен начальник штаба, равный по статусу начальнику штаба ВВС и входящий в Объединенный комитет начальников штабов. Он будет назначаться на шесть лет, и подотчетен министру ВВС. Согласно этому документу, новый род войск должен появиться уже к 1 января 2019 года. 

Сторонники создания Космического корпуса утверждают, что военные не уделяют внимания космосу, поэтому новая структура заставит их изменить подход к проблеме, а именно — к электронным помехам и кибератакам, с которыми США сталкиваются уже давно. Американцы приводят примеры, которые в 2011 годы были озвучены в докладе Конгресса: по их данным, китайские хакеры организовали кибератаку на два правительственных спутника США в 2007 и 2008 годах, проникнув в систему управления аппаратами Landsat 7 и Terra (EOS AM-1) на наземной станции. Член Палаты представителей Джим Купер сравнил ситуацию с терактом 11 сентября и нападением на Перл-Харбор, мол, «мы были бы ослеплены, оглушены и бессильны, прежде чем узнали, что произошло». 

Также сторонники нового рода войск считают, что Россия и Китай опережают Соединенные Штаты в космосе, проводя испытания, где демонстрируют свою способность уничтожать спутники как с помощью ракет с земли, так и специальными аппаратами в космосе. 

Применительно к России в данном случае речь идет о противоракете для комплекса ПРО Москвы А-235, создающейся в рамках ОКР «Нудоль», об испытаниях которой неоднократно сообщали СМИ. Исходя из открытых данных, эти ракеты смогут работать по спутникам, в отличие от перехватчиков сменяемой системы ПРО Москвы А-135 (в свою очередь, предыдущая версия этой системы — А-35М также обладала возможностями для атаки спутников). 

Что касается спутников, охотящихся за другими аппаратами, то об этом информации крайне мало, все сведения основываются только на западных источниках. Так, в июле 2015-го специализированный сайт Spacenews со ссылкой на официального представителя ВВС США, сообщил, что средства контроля космического пространства продолжают следить за маневрами на орбите российского военного спутника «Космос-2504», выведенного ранее на орбиту вместе с тремя спутниками связи «Гонец-М». По информации представителя Пентагона, спутник сделал, по меньшей мере, 11 маневров по сближению с разгонным блоком, который выводил его на орбиту. В Пентагоне решили, что «такая возможность маневрирования, пусть и необязательно, но говорит о том, что речь идет об антиспутниковом оружии». До этого американские военные также внимательно следили за аналогичным российским спутником «Космос-2499». 

Руководитель Центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН, профессор кафедры мировой политики Высшей школы экономики Владимир Батюк отмечает, что по вопросам принятия закона National Defense Authorization Act возникли серьезные противоречия не только между республиканцами и демократами, но среди республиканцев. 

— Администрация Белого дома продолжает официально заявлять о необходимости укрепления мощи ВС США, но темпы, которыми республиканцы собираются это сделать, выглядят пугающими даже для команды Трампа. Согласно одобренному документу, на базовый бюджет Пентагона и ядерные программы будет выделено $ 621,5 миллиарда, а на боевые операции за рубежом — $ 75 миллиардов, хотя администрация Трампа просила законодателей выделить на нужды обороны $ 603 млрд (и еще $ 65 млрд на проведение военных операций за рубежом). Это серьезно выходит за рамки и может иметь последствия для сбалансированности американского бюджета, что и без того не лишено проблем. 

Создание Космического корпуса выглядит как откровенный лоббизм отдельных избранников и такого рода вещи возможны только тогда, когда политические позиции Белого дома достаточно слабы. Это позволяет конгрессменам выбивать преференции для аэрокосмических корпораций, которым и нужно создание новой структуры со своими отдельными программами. В этом плане еще не факт, что инициативу нижней палаты парламента поддержит Сенат, да и администрация Трампа наверняка приложит усилия, чтобы заморозить идею с Комическим корпусом или направить ее в более конструктивное русло. 

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин также считает идею с созданием Космического корпуса лоббизмом. 

— До этого ВВС США справлялось со всеми озвучиваемыми задачами, и никакой необходимости в этой надстройке нет. У нас очевидный кризис космической отрасли, да и китайцы при всей их активности американцев нигде не обошли. Да, противоракеты могут сбивать спутники, но ни о каких серьезных боевых космических системах речи не идет. 

Бывший руководитель Информационно-аналитического центра Минобороны России, заместитель директора Института США и Канады РАН генерал-майор в отставке Павел Золотарев напоминает, что еще в докладе «Комиссии Рамсфелда», опубликованном в январе 2001 года поднимался вопрос по совершенствованию управления военно-космической деятельностью США, в частности — о создании единых Космических сил (Space Forces). 

— Идея была оставлена на «долгосрочную перспективу», но сам доклад послужил основой для выработки доктринальных документов по обеспечению безопасности в космосе. Сейчас реальность такова, что мы очень сильно зависим от группировок космических объектов, и в большей степени те, у кого они наиболее сильно развиты — это США, потом Россия и Китай. В этом смысле обеспокоенность США за безопасность в космосе логична и вполне объяснима. Но когда дело доходит до конкретных шагов, то тут часто берут вверх интересы бюрократии и лоббистских кругов. 

Я напомню, что у нас космические объекты долгое время находились в ведении РВСН, потом для решения задач, связанных с космическими объектами было создано Центральное управление космических средств (ЦУКОС) РВСН, реорганизованное в Главное управление космических средств (ГУКОС) РВСН, а затем — в Управление начальника космических средств МО СССР. В 1992 году появились Военно-космические силы (ВКС), которые позже включили в состав РВСН. В 2001 году — Космические войска, а в период Сердюкова — Войска воздушно-космической обороны. В итоге в 2015 году мы снова пришли к самому оптимальному решению — объединить ВВС и ВКО с единым командованием в ВКС. 

Американцы от структурных изменений всегда пытались воздерживаться, а все вопросы решать в рамках создаваемых командований. Только в 2002 году они объединили в структуру Стратегического командования стратегические ядерные силы, силы ПРО и космические силы. 

Но сейчас, по всей видимости, политики пытаются продвинуть другое решение, что, конечно, приведет к росту бюрократического аппарата, поскольку новая структура сразу начинает создавать себя другие, включающие средства обеспечения и т. д. Я думаю, что там возобладает здравый смысл, и этот вопрос они решат в рамках командования. 

«СП»: — Создание нового командования не приведет к ускоренной милитаризации космоса? 

— Понятно, что увеличение группировки от этого не зависит, можно будет решать только вопросы, связанные с безопасностью в космическом пространстве. И здесь самый актуальный вопрос — это, наоборот, отсутствие гонки и совместные действия. Пока никто не создает оружие для противостояния в космосе, однако для всех стран стоит острая проблема, связанная с угрозой безопасности объектов от космического мусора, а также — с увеличением количества аппаратов за счет их миниатюризации. 

14 июля российская ракета «Союз-2.1а» вывела в космос спутник дистанционного зондирования Земли «Канопус-В-ИК» и еще 72 (!) малых аппарата. Все подобные объекты отслеживаются, и если им возникает какая-то угроза, то между США и Россией существует канал обмена информацией. Тем не менее, в космосе становится тесно, а на низких орбитах вообще опасная ситуация. В перспективе там может начаться цепная реакция от очередного столкновения объектов и увеличения количества осколков. И если идти по пути создания боевых средств, то в дальнейшем орбитальное пространство вокруг Земли может стать просто непригодным. 

«СП»: — У США, Россия и Китая, по всей видимости, есть противоракеты для уничтожения спутников на низких орбитах… 

— Такие средства были и в период холодной войны. Возможность поражения спутников отрабатывается, но упор на это в реальности никто не делает. Скажем, если вы сбиваете ракетой аппарат, то сразу же увеличиваете количество осколков в космосе. Так, после поражения спутника китайской ракетой число осколков сразу же перевалило за 1,5 тысячи. 

Гораздо проще выводить аппараты радиоэлектронной борьбы, которые, в свою очередь, выводят из строя спутники противника. Они остаются на орбите целыми и причину их неработоспособности тяжело установить. Но и здесь снова может возникнуть повод для спекуляций, так как подобные действия будут подрывать доверие между странами. Но проблема в том, что у нас космонавтика находится в глубоком кризисе, так же как и все космические программы. А американцы могут пойти на создание и выведение таких средств в космос.

Фото: Егор Алеев/ТАСС 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация