ВЛ / Статьи

«Рельсовая война» за Казахстан: Китай против России

+2
19-07-2017, 01:00...
1 204

Вашингтон утверждает, что между Москвой и Астаной в сфере перевозок пробежала черная кошка

Издание The Diplomat опубликовало большую статью «Русская Railpolitick, пояса Китая и дорога», в которой анализируются проблемы Транскаспийского транзитного коридора между ЕС и Азией через Кавказ. 

Напомним, совсем недавно завершился «Транскаспийский форум 2017», где обсуждались пути выхода из тупика, связанного с очевидной убыточностью перевозок по этому маршруту. Мероприятие координировали Гари Литман, вице-президент по глобальным инициативам Торгово-Промышленной палаты США и Холли Винейад, секретарь Министерства торговли США. 

В статье, подготовленной Вашингтонским аналитическим центром, прямо сказано, что декларируемой целью форума являлась попытка оживить торговый коридор между Европой и Восточной Азией через Кавказ 

На первый взгляд, кое-что и впрямь удалось сделать, чтобы «украинские товары» пошли на восток, минуя Россию. В частности, американцы с удовлетворением констатировали «глубокое политическое сотрудничество между Казахстаном, Азербайджаном, Грузией и Афганистаном по гармонизации тарифов». Также отмечено, что в период с января по апрель этого года в Бакинском международном морском порту был зафиксирован 35% рост перевалки. 

Но если заглянуть в доклад, выпущенный по итогам форума, становится ясно, что игра не стоит свеч. Бизнес из «незалежной» несет убытки, используя Транскаспийский коридор. В сомнительном выигрыше оказываются также Астана и Баку, поскольку эти страны почти ничего не зарабатывают. В целом, перевалка грузов через два моря — Черное и Каспийское — сопряжена с таким объемом погрузочно-разгрузочных работ, что даже при нынешних «грошовых» тарифах китайцам дешевле и быстрее везти свои грузы традиционным морским путем на гигантских кораблях. В политическом выигрыше остается только Америка, настаивающая на разрыве взаимовыгодных связей РФ и Украины.

В публикации «Русская Railpolitick, пояса Китая и дорога» особо говорится о бизнес-конфликте между Москвой и Астаной, он связан с российским инновационным подвижным составом. Мол, Казахстан послушался Грузию и не пускает на свою территорию российские вагоны с повышенной нагрузкой — более 25 т на ось. 

Преамбула такова: 13 июня 2017 года в Астане встретились президенты Казахстана и Грузии — Назарбаев и Маргвелашвили. Они обсудили тему Транскаспийского транспортного маршрута. Стороны согласились с тем, что «это круто, очень выгодно, и что парадом будет командовать Тбилиси». А уже 1 июля Министерство по инвестициям и развитию Казахстана официально запретило транзит вагонов, которые имеют тележку с повышенной нагрузкой на ось (свыше 23.5 т). Это означает, что порядка 70% российских грузовых вагонов будет запрещено курсировать в Казахстане. 

По мнению грузинских экспертов, этот шаг был подсказан «наивному» Назарбаеву «опытным» Маргвелашвили и является запоздалой ответной реакцией на московский запрет эксплуатации в России 5400 несертифицированных китайских железнодорожных вагонов, приобретенных Казахстаном в 2011—2012 годах. 

В этой связи Вашингтонский аналитический центр вынужден признать, что в нашей стране неплохо работает машиностроительная отрасль, во всяком случае та часть, которая ориентирована на удовлетворение потребностей «Российских железных дорог». 

Если вывести за скобки идеологические штампы о бесконечных внутрироссийских проблемах, то в статье «Русская Railpolitick, пояса Китая и дорога» признается, что модернизация компаний, ориентированных на внутренний рынок ж/д перевозок, идет за счет прибыли и кредитов — точно так, как в любой западной экономике. К слову, в нашей стране освоен выпуск новых электровозов и тепловозов 2ЭВ120, 2ЭС7, 2ЭС5 «Скиф», 2ЭС5К, 3(4)ЭС5К «Ермак», ЭП20 «Олимп», ТЭП70БС, 2ЭС10 «Гранит». 

Конечно, в России имеются большие проблемы со скоростной техникой, но в целом ситуация выпрямляется. Нельзя забывать, что во второй половине 80-х, все 90-е и даже в начале «нулевых» у нас вообще ничего не проектировалось. По сути, РФ на целых 20 лет выпала из технологической гонки за «скорость». 

Отметим, что новые российские подвижные составы с максимальной нагрузкой 27 тонн на ось тележки способны перевозить в одном вагоне до 108 куб. м сыпучих и жидких грузов. Всё это позволяет перевозить за один раз на 19% больше грузов, чем до модернизации. Правда, для этого необходимо располагать соответствующей дорожной инфраструктурой, которая тоже должна быть реконструирована. 

Другими слова, речь идет о комплексной программе, вот уже 7 лет реализуемой в России. В свою очередь, это «дорогое удовольствие» железнодорожная структура «Казахстан темир жолы» себе позволить не может. Хотя бы потому в стране слабо развита промышленность — главный заказчик перевозок. Об этом Астана еще в 2013 году сообщила Совету железнодорожных администраций СНГ и представила необходимые документы.

Что касается так называемой «вагонной войны» за Казахстан между Россией и Китаем, её попросту нет. Не секрет, что Астана поставляет в Поднебесную нефть и зерно, причем в больших объемах. В международной торговой практике являются нормой встречные закупки, конечно, если есть, что предложить. С другой стороны, в Казахстане нет полигонов для сертификации китайских вагонов по российским нормам, кроме того в этой стране наблюдается профицит подвижного состава. 

Таким образом, говорить о «черной кошке, которая пробежала между Москвой и Астаной», по крайней мере, необъективно. 

Что интересно, Вашингтон, пытаясь вбить «вагонный» клин между Россией и Казахстаном, вынужден констатировать, что «логистически проще и экономически выгоднее отправлять товарные составы в ЕС через Россию и Белорусь», а не через Транскаспийский коридор". И вообще, текущая геополитическая ситуация вокруг «Шелкового пути» играет на руку России.

Фото: DPA/TASS 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация