ВЛ / Статьи

Украина станет хабом без газа

+1
9-07-2017, 01:00...
514

Киев разрабатывает «план Б» на случай потери транзита российского «голубого топлива»

О новом плане 4 июля в эфире «5 канала» рассказала замминистра энергетики по вопросам европейской интеграции 27-летняя Наталья Бойко, пишет украинский еженедельник «2000». «Думаю, что правительству удастся надлежащим образом к этому подготовиться. Например, уже сейчас обсуждается возможность использования наших подземных хранилищ газа как так называемых хабов для хранения газа из ЕС, изучаются возможности таких проектов. То есть в случае отсутствия транзита будут, конечно, пересмотрены возможности ГТС и подземных газовых хранилищ, и, возможно, немного будет изменен их функционал, их назначение. Мне кажется, что идея газового хаба очень интересна», — отметила чиновница. 

Нужно сказать, сейчас самое время задуматься об этом, потому что альтернативные газопроводные проекты в обход Украины — «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» — с каждым днем становятся все более осязаемыми, и из страшилок, которыми «Газпром» в свое время пугал несговорчивых партнеров, превращаются в неотвратимую реальность. 

Конечно, в Киеве могут надеяться, что американские товарищи все же повлияют на ситуацию и все эти «потоки» развеются, как дурной сон. Тем более что небольшой повод для надежды все же остается. Сенат США в середине июня одобрил пакет новых санкций против Российской Федерации, часть которого направлена именно против «Северного потока — 2». Там так и сказано: Америка продолжит выступать против газопровода, так как он ухудшит ситуацию с энергобезопасностью ЕС, развитием газового рынка Центральной и Восточной Европы и энергетическими реформами Украины. 

Как бы ни было, приятно упоминание Украины в таком серьезном документе. Понятно, что американских сенаторов заботят совсем не наши реформы, а другие соображения от снижения российского влияния в Европе до вывода собственного сжиженного природного газа на европейский рынок. Но даже все это еще не значит, что документ будет принят. Ему предстоит пройти рассмотрение в Палате представителей, а потом получить подпись президента США. Кстати, рассмотрение законопроекта в нижней палате разумно перенесли ориентировочно на 10 июля. То есть уже после первой личной встречи Владимира Путина и Дональда Трампа на саммите G20 и даже после запланированного на 9 июля визита госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Киев. Можно предположить, что судьба нового пакета во многом будет зависеть от того, как пройдут эти переговоры. 

Но даже если новые санкции будут приняты, еще вопрос, захотят ли их выполнять европейцы. Нет, официально-то они наверняка к ним присоединятся, но вот неофициально… Нельзя ведь не отметить тот факт, что работа по «Северному потоку — 2» активнее всего продвигается в последние, самые санкционные годы, несмотря на беспрецедентное ухудшение политических отношений между Россией и Европой. 

Объясняется все просто: главным бенефициаром газопровода должна быть Германия, в перспективе, возможно, Австрия. И если на Болгарию США смогли несколько лет назад надавить без проблем, да так, что пришлось похоронить многообещающий проект «Южный поток», то с ФРГ такое не пройдет. Немцы, конечно, сто раз осудят Москву, наложат еще какие-нибудь санкции, но только не в той сфере, которая их интересует. Ведь деньги в Берлине считать умеют. 

Если что нависшая перспектива новых санкций только ускорила работы по проекту. По крайней мере, европейские компании уже перевели все финансирование за 2017 г., и оно поступило на счета оператора.

Да и «Южный поток» в лучших традициях фильмов ужасов показал, что «иногда они возвращаются». 5 июля глава Министерства иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил, что Будапешт договорился с «Газпромом» продлить вторую ветку «Турецкого потока» до этой страны. Мелководная часть газопровода уже завершена, и теперь «Газпром» приступил к строительству глубоководной части. По соглашению «Турецкий поток» должен состоять из двух веток, каждая пропускной способностью 15,75 млрд кубометров газа в год. Одна должна покрыть внутренние нужды Турции, а вторая как раз и предназначена для Европы. По словам Сийярто, Венгрия должна быть подключена к магистрали уже в конце 2019 г., когда истекает соглашение о транзите газа между Россией и Украиной. 

Правда, планы Венгрии пока кажутся слишком оптимистичными. Ведь труба должна сначала пройти через Болгарию и Сербию. А именно Болгария, как уже было сказано, стала причиной срыва прокладки «Южного потока». Тем не менее в последний год руководство Болгарии неоднократно выражало обеспокоенность тем, что обходные пути могут превратить страну из транзитера газа в реципиента, и сетовало на то, что строительство газопровода не состоялось. 

И еще одна плохая новость для Украины. Не так давно Болгария объявила о строительстве на своей территории газораспределительного центра «Балкан» и рассчитывает на поступление туда в том числе российского газа. Так что вполне вероятно, что «Южный поток 2.0», пусть и под другим названием, все же станет реальностью. 

Ведь с падением цен на нефть российский газ стал еще более привлекательным для европейцев. Не случайно с 2014 г. поставки «Газпрома» в ЕС, опять же, несмотря на политический кризис, стабильно растут. Сегодня доля российского газа в европейском потреблении выросла с 30% до почти 34%. Вот вам и борьба за энергетическую безопасность и диверсификацию. Российский газ банально дешевле, и доставлять его в Европу проще, чем возить дорогое сырье из Америки и потом проводить его регазификацию на СПГ-терминалах. Которые еще нужно построить. Пока что так переплачивать готова лишь Польша да Балтийские страны. 

В общем, «Газпром» наносит ответный удар. На этом фоне планы, рассказанные Натальей Бойко, звучат смешно. Украинскому хабу предстоит конкурировать не только с уже существующими хранилищами газа в Европе, но и со строящимися болгарскими мощностями. Кроме того, вызывает вопросы экономическая целесообразность этого проекта. Получается, что европейцам придется тратиться на перегонку газа в украинские ПХГ, платить за его хранение, а потом снова платить за доставку назад. Для чего такие сложности не совсем понятно, разве что для поддержания украинских партнеров. 

Эксперты указывают и на сомнительность того, насколько рентабельным этот проект будет для Украины. Хранение газа — дело само по себе затратное, а объем украинских ПХГ составляет свыше 30 млрд кубов. Если будет использована часть этих мощностей, хранить европейский газ может оказаться едва ли не дороже, чем держать хранилища пустыми. 

Да и вообще, составление прожектов использования газотранспортной системы Украины в случае потери российского транзита — это не первоочередная задача. Во-первых, стоит задумать, откуда брать два миллиарда долларов в год, а именно столько получает «Нафтогаз» от транзита. А во-вторых, решить, что делать с огромной газотранспортной системой, рассчитанной на перекачку более 100 млрд кубометров газа в год. Потому что сокращение этих объемов — вопрос практически решенный. По оценкам «Газпрома», после 2019 г. через территорию нашей страны будут прокачиваться 10−15 млрд кубов газа. При реанимации «Южного потока» — и того меньше. 

Что в этом случае делать с простаивающими мощностями и, главное, как наладить систему внутреннего распределения газа, которое сегодня увязано с транзитными потоками? Трансформация газораспределительной системы — это, конечно, не так интересно, как фантазии о газовом хабе всея Европы, но хочется верить, что кто-то в нашем правительстве занимается этим вопросом. Потому что потом может быть поздно. 

Вера Соколова. 
Фото: Zuma/TASS 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация