ВЛ / Статьи

ВМС-2017: «Панцирь-МЕ» прикроет, «Калибр» прибьет

0
1-07-2017, 04:00...
1 596

Чем порадовал и удивил первый день Военно-морского салона в Петербурге

В гонке вооружения Россия берет все новые высоты. Эта мысль приходит во время посещения в Петербурге Военно-морского салона. Официальное его открытие состоялось в четверг, 29 июня, в выставочном комплексе «Ленэкспо», что в гавани Васильевского острова. Но уже накануне здесь было не протолкнуться. Одной из причин «досрочного» повышенного интереса к нашей выставке — она проводится раз в два года, начиная с 2003-го — стало желание специалистов разных стран мира воочию увидеть новейшую российскую атомную подводную лодку проекта 885 (08850) «Ясень». 

Лишь о ней в то утро и говорили, собравшиеся на набережной Финского залива участники и гости ВМФ-салона 2017. А ещё — о зенитном комплексе «Панцирь — МЕ», разработка которого завершилась совсем недавно и потому его системы не установлены пока ни на одном корабле. 

«Панцирь» увидели, и даже «услышали» — позже и не в «Ленэкспо». А вот с субмариной вышла чистой воды «обманка». «Она здесь и не планировалась. Эта „утка" прилетела в наши СМИ из-за океана, где, по-видимому, хотели таким образом спровоцировать командование российского флота на определенные действия», — строго и четко по военному завил заместитель главкома ВМФ РФ по вооружению Виктор Бурсук. На какие именно действия была рассчитана провокация, вице-адмирал уточнять не стал. Предложил вместо этого журналистам и «вообще всем заинтересованным» пройти к причалам и познакомиться с представленными там «самыми современными отечественными образцами морской военной техники».

Заинтересованных лиц на «ВМФ-2017» на порядок больше, чем два года назад: военные чины из 76 стран мира, представители 50 иностранных компаний из 30 стран, включая Бельгию, Германию, Нидерланды, Францию, почти весь Ближний Восток и крупнейшие страны Азии. Ещё 22 страны представлены наблюдателями. Хотя сравнивать с «санкционным» 2015 годом, наверное, неправильно. Лучше с 2013-м, он считается пока самым успешным как по количеству участников, так и по числу подписанных контрактов. Тогда у причалов стояли «иностранцы» — фрегат и подводная лодка из Голландии, гидрографическое судно из Польши. А ещё раньше заходили к нам также американский, немецкий и голландский фрегаты. Сейчас, второй салон подряд, «у стенки» только отечественные корабли. Правда, в количестве сразу 50 — рекорд салона! 

Среди представленных — новейший фрегат «Адмирал Макаров», малый ракетный корабль проекта «Серпухов», корвет «Стойкий», корабль противоминной обороны проекта «Александр Обухов», противодиверсионный катер «Нахимовец», патрульный катер проекта 03160 «Раптор»… 

Корреспондента «СП» впечатлил «Адмирал Макаров». Он пришел на салон прямо с испытаний. На вооружении «Макарова» — крылатые ракеты морского базирования «Калибр» и «Оникс». О «Калибре» наверняка наслышаны многие и в России, и за рубежом. Впервые они использовались осенью 2015-го в операции кораблей Каспийской флотилии РФ против боевиков в Сирии. 

Сам новый сторожевик — усовершенствованный проект фрегатов «Тальвар», поставляемых для ВМС Индии. Качественно новыми стали на нем вооружение и электронное оборудование. Он способен самостоятельно отражать атаки как надводных, подводных кораблей, так и с воздуха. 

— Передача «Адмирала Макарова» ВМФ России состоится в ближайшее время, — сказал вице-адмирал Виктор Бурсук. — Фрегат пополнит надводные силы Черноморского флота. Когда точно? К постоянному месту дислокации он отправится после завершения всех этапов испытаний и подготовки материальной части к межфлотскому переходу с Балтийского в Черное море. 

С Виктором Иосифовичем ваш корреспондент надеялась более основательно поговорить о боевых кораблях и их оснащенности. Кому, как не ему знать все тонкости и основные проблемы в данном важном деле? Например, о новых разработках российских ученных для подводного флота. Но Бурсук решительно отказался от хотя бы краткой беседы. Чем, кстати сказать, озадачил многих моих коллег, хотевших, конечно, узнать мнение профессионала о том, как развивается наш флот с точки зрения современного вооружения. Тем более, только и слышим от разных зарубежных спецов, что Россия «проспала технологическую революцию и отстала в наукоемких отраслях». 

Реклама 20 
Между тем, интересные разработки есть. С некоторыми из них я познакомилась, заглянув на стенд знаменитого ЦКБ «Рубин», где долгие десятилетия проектировались субмарины СССР, а затем РФ. Это конструкторское бюро и сегодня в числе лидеров в своей области. На ВМФ-салоне-2017 «Рубин» представил, в частности, два автономных необитаемых подводных аппарата: «Юнона» и «Амулет». Предназначены они для исследовательских и поисковых операций, а также измерения параметров водной среды. Глубина погружения «Юноны» — тысяча метров, максимальная скорость подводного хода 3 м/с. «Амулет» чуть меньше в габаритах. Оба имеют фото-видеокамеры для съёмок. Их корпуса надежно защищены от возможных неожиданных ударов. На «Юноне» установлены также гидролокаторы бокового обзора, эхолоты, датчики давления, скорости и солености. В настоящий момент аппарат проходит испытания на Черном море. 

Как рассказал ведущий конструктор ЦКБ Сергей Бодряков, подобных аппаратов в России прежде не было. Превосходят они в некоторых параметрах и зарубежный (английский) аналог. Тут важны два момента. Первый: разработаны они «Рубином» менее чем за год. С созданием «Юноны» помогали партнеры. «Амулет» же, от задумки и до сборки — дитя ЦКБ. Второй: главному их «придумщику» Сергею Бодрякову сейчас 31 год. В конструкторское бюро он пришел, будучи ещё студентом питерской «Корабелки». Ни о какой загранице, признается, никогда не думал — это к вопросу об «утечке мозгов». «Утекают», известно, те и там, где не чувствуют себя нужными. 

«СП»: — То есть, можно говорить о том, что наши специалисты востребованы сейчас в нашей стране? Что «оборонка» на подъёме и способна косвенно или прямо повлиять на улучшение экономической ситуации в РФ? 

— Да, безусловно, — ответил «СП» глава смольнинского комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин. — По крайней мере, в Петербурге это именно так. Суди сами: из 18 судов Военно-морского флота России, представленных на нынешнем салоне, восемь построены в Северной столице. Ещё девять заложено, а 21 спущено на воду. Многие из них абсолютно уникальны и не имеют аналогов. Занято на профильных предприятиях до 50 тысяч горожан. И мы намерены увеличить эти показатели. Были бы только заказы! 

Вот с заказами, прежде всего, государственными, пока как раз «не очень». Достаточно вспомнить хотя бы историю со строительством нового эсминца «Лидер» с ядерной энергетической установкой, проект которого разрабатывало АО «Северное проектно-конструкторское бюро» (ПКБ). О планах приступить к его строительству в начале 2018 года неоднократно заявлял Алексей Рахманов, президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Но минувшим апрелем стало известно, что средств на корабль (порядка 80 млрд руб.) у государства нет. А под этот проект планировалось расширять и модернизировать производственные площади «Северной верфи», на сегодняшний день убыточные… 

О «недозагрузке» говорили и крымчане. На нынешнем салоне полуостров представляют уже три (в 2015 — одно) предприятия. Керченский судостроительный завод «Залив» рад возвращению в родные российские пенаты. В украинские годы предприятие медленно и верно умирало. За минувшие три года некоторые цеха там удалось отремонтировать, оснастить современным оборудованием, выросло и число работающих — с 700 до 2500 человек. А вот занятость производства составляет пока не выше 60%.

Главной «фишкой» первого — неофициального — дня работы салона стали уже традиционные стрельбы на полигоне в отдаленном питерском микрорайоне Ржевка. На них в этом году приехало посмотреть немало иностранных участников. Среди них преобладали иранцы и индийцы. Представители Ирана вообще в этот день были самыми активными. В павильонах «Ленэкспо» их группа из семи человек в белоснежных кителях обошла абсолютно все стенды (их более сотни), останавливаясь около каждого с пакетом вопросов и стремлением «разобраться во всем до деталей». На полигоне они тоже пытались «зажигать», в смысле, самолично «нажимать на гашетку» корабельного зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Панцирь-МЕ». Но им популярно объяснили, что здесь к чему и сопроводили на зрительские места. 

«Панцирь-МЕ» впечатлил. Одна эта установка может отслеживать одновременно четыре цели и вести по всем ним огонь (аналогичные комплексы предыдущего поколения стреляли только по одной цели). Дальность стрельбы составляет 20 км. Во время неё «Панцирь» может ещё и менять оружие: сначала, например, запустить ракеты, а затем перейти на стрельбу в автоматическом режиме из артиллерийской установки.

Фото: Петр Ковалев/ТАСС





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация