ВЛ / Статьи

Третья мировая война в Сирии неизбежна?

0
30-06-2017, 04:00...
1 904

И кто выйдет победителем из битвы за Дамаск — Россия или США

Все чаще в американской прессе появляются рассуждения на тему, что же произойдет с Ближним Востоком после поражения «Исламского государства» *. Некоторые эксперты прогнозируют даже, что возможен прямой вооруженный конфликт между Россией и США, которые в сирийской гражданской войне поддерживают разные стороны. Насколько эти прогнозы реальны? 

Победителем в сирийской войне выйдет… Иран 

О том, что это поражение неизбежно, неумолимо свидетельствуют военные сводки из столицы самопровозглашенного государства — Ракки, которую штурмуют войска Свободной сирийской армии, а также курдские ополченцы (их поддерживают США). Есть в числе штурмующих Ракку и турецкие добровольцы — ультралевые-марксисты, которые воюют в составе «Международного батальона свободы». Военные операции в окрестностях Ракки проводят и военные летчики России (в одной из них, предположительно, погиб (причем уже в пятый раз) лидер «Исламского государства» Абу Бакр аль-Багдади). 

Еще одним из ключевых городов, вокруг которого сейчас идут позиционные бои, является Дейр Эз-Зор на востоке Сирии (с 2014 года его удерживают боевики «Исламского государства»). Сражение за него также ведут правительственные войска Асада, которых поддерживают Россия и Иран: они продвигаются в сторону города по шоссе М20 со стороны Пальмиры.

18 июня с территории Ирана был осуществлен ракетный удар по территории Сирии — точнее, по провинции Дейр Эз-Зор, где были поражены несколько лагерей «Исламского государства». Согласно официальному заявлению Корпуса стражей исламской революции, это стало ответной реакцией на двойной теракт в Тегеране 7 июня, в котором погибли 18 человек. К слову, в Иране утверждали, что за терактом может стоять… Вашингтон. 

Такая диспозиция отнюдь не случайна. Дейр Эз-Зор — нефтеносная провинция, и может в перспективе стать наземным «мостом» между Ираном, Сирией, а затем даже Ливаном (где находится поддерживаемая официальным Тегераном «Хезболла»). Иран, в свою очередь, может получить прямой выход к средиземноморскому побережью (через густонаселенные западные провинции Сирии, которые на протяжении всей гражданской войны контролировались Асадом). 

Американцы бьют по Дамаску прицельно 

Натовская коалиция, возглавляемая США, превратила в свой укрепленный район местечко Аль-Танф на границе с Ираком и Иорданией (это контрольно-пропускной пункт, который находится на стратегической автотрассе «Дамаск — Багдад». Основная ударная сила здесь — это повстанцы из Сирийской свободной армии (те, что воюют против Башара Асада), подготовку которых ведут американские военные советники и спецназовцы. По разным данным, сегодня здесь находится до тысячи солдат из США и Великобритании. 

9 июня сирийские войска объявили о выходе к границе с Ираком всего в 27 километрах северо-восточнее Аль-Танфа: фактически, это означает, что повстанцам отрезан дальнейший путь на север страны). Этот маневр войск Асада вызвал особое беспокойство в Вашингтоне, поскольку означает значительное укрепление Ирана, откуда войска Асада беспрепятственно получают боевое пополнение в виде шиитских ополченцев. 

Именно Аль-Танф сегодня и становится краеугольным камнем в войне за Сирию. Натовская коалиция объявила территорию вокруг этого базы «зоной деэскалации», что не было согласовано с Россией, Ираном и Турцией, которые месяц назад также создали в разных частях страны «зоны деэскалации» с целью защитить мирное население. 

И за последние месяцы в окрестностях Аль-Танфа американцы нанесли три воздушных удара по сирийским военным, которые оказались в их «зоне» (не признанной, напомним, ни Москвой, ни Дамаском). 

В прошлое воскресенье, 18 июня, в окрестностях Аль-Танфа американский истребитель F-18 Hornet сбил сирийский самолет (судьба летчика неизвестна), который, по сообщению официального Дамаска бомбил позиции «Исламского государства». 

На этот инцидент крайне жестко отреагировал министр иностранных дел Сергей Лавров: в беседе со своим американским коллегой Рексом Тиллерсоном он назвал атаку на сирийский военный самолет «циничным нарушением суверенитета Сирии» и потребовал принять «конкретные меры», чтобы такие инциденты не повторились впредь. 

Кроме того, Россия пообещала сбивать любые самолеты натовской коалиции, которые будут появляться к западу от Евфрата (это снова провинция Дейр-эз-Зоэр — вблизи сирийско-иракской границы, за контроль над которой сегодня сражаются все силы). 

Именно этот «обмен ударами» и дал возможность для военных аналитиков сравнить мощность военных группировок, созданных США и Россией на Ближнем Востоке. В частности, в интервью Business Insider военный советник компании Stratfor Омар Ламрани даже высказал мнение, что Россия в случае прямого конфликта не будет иметь превосходства ни в воздухе, ни в ПВО. 

Вместо холодной войны — гибридная 

«Около 25 российских самолетов (в том числе Су-35 и Су-30) будут вынуждены столкнуться с исребителями-невидимками пятого поколения, десятками ударных самолетов, F-15, F-16, а также бомбардировщиками B-1 и B-52. И, конечно же, с мощью ВМС США и почти сотней Tomahawk», — рассуждает Ламрани из Stratfor. 

И подобных выступлений американских экспертов все больше. Риторика, согласитесь, такая, словно бы военное столкновение и вправду неизбежно. Так возможен ли сегодня военный конфликт между Россией и США на Ближнем Востоке? Этот вопрос «Свободная пресса» адресовала исламоведу Раису Сулейманову, эксперту Института национальной стратегии и главному редактору научного журнала «Мусульманский мир»: 

— Такое все-таки исключено. До открытого официального объявления войны друг другу ни в Москве, ни в Вашингтоне не пойдут. 

В XXI веке крупные державы предпочитают сражаться методом «гибридных войн». При этом они формально не объявляют войну друг другу, но, снабжая ту или иную сторону конфликта в каком-то регионе как военной техникой, так и личным составом (например, под видом добровольцев), реально воюют именно друг с другом. События на Украине или в Сирии в разной степени тому подтверждение.

«СП»: — В Сирии, формально, Россия и США воюют по одну сторону баррикад — против «Исламского государства». 

— Москва в гражданской войне поддерживает законное правительство Башара Асада, а США — Свободную сирийскую армию. Хотя обе державы и воюют против ИГИЛ. Даже после поражения ИГИЛ и Россия, и США сохранят свою поддержку тем сторонам этого многолетнего конфликта (он длится по времени уже столько, сколько шла Вторая мировая война), которым помогают в Сирии. 

Вопрос, останется ли территория Сирии в составе одного государства, остается открытым. Нельзя также не учитывать, что на сентябрь 2017 года объявлен референдум о независимости Курдистана, который инициируют иракские курды. А это повлечет собой изменение конфигурации этой части Ближнего Востока. И опять же «курдский вопрос» станет полем для противостояния мировых и региональных держав. 

* «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014.

Фото: AP/TASS 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация