ВЛ / Статьи

США все туже затягивают афганский узел

0
19-06-2017, 03:00...
1 227

Америка наращивают военное присутствие, Россия «мутит» с талибами

Ситуация у южных рубежей России — в Афганистане становится все более непредсказуемой. Веры в то, что Соединенные Штаты смогут справиться с набирающей там силу ИГИЛ* все меньше. Москва перестала понимать, что американцы будут делать в регионе не то, что в перспективе 10 лет, но даже одного-двух лет, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. 

Адресованный ей вопрос касался предстоящего ввода в Афганистан нового американского контингента в дополнение к уже имеющимся 8,4 тысячам военнослужащих. Накануне президент США Дональд Трамп разрешил Пентагону самому определять необходимую численность личного состава. 

По информации AP, общая численность американских военных может увеличиться в полтора раза. И это при том, что Трамп во время избирательной кампании призывал вообще вывести американскую армию из Афганистана. 

«То выводили войска, то вновь оставляли, при этом концепции внешнеполитической доктрины, военной доктрины просто нет. Я думаю, что именно этим объясняется то, что никакого отчёта по мандату Совета Безопасности ООН, который был выдан США и коалиции, которую они возглавляли в своё время много лет назад, нет», — сказала Захарова.

По ее словам, «это действия в никуда». «Они не имеют ни цели, ни стратегии. Мы считаем, что это контрпродуктивно», — констатировала дипломат. Напомним, в мае на слушаниях в Конгрессе США директор разведывательного управления минобороны США Винсент Стюарт заявил о необходимости США и НАТО изменить стратегию действий в Афганистане, иначе движение «Талибан» ** добьется успеха. 

Пока в Вашингтоне думают об успешном противодействии «Талибану», их основной соперник в регионе — ИГИЛ набирает силу. Накануне стало известно, что боевики «Исламского государства» захватили знаменитый пещерный комплекс Тора-Бора. «Мы планируем взять под контроль новые территории, отбив их у кабульских войск и у талибов», — пообещал командующий войсками ИГ в Афганистане Абу Омар Хорасани. 

Также террористы взяли ответственность за взрыв в шиитской мечети Аз-Захра в Кабуле, в результате чего погибли шесть человек. В предыдущем теракте у президентского дворца и зданий иностранных посольств погибли более 150 афганцев. 

Заведующий кафедрой американских исследований факультета международных отношений СПбГУ Борис Ширяев согласен с оценкой российского МИД. 

— Слова Захаровой о том, что американцев в Афганистане стало трудно понимать, справедливы. Можно было даже резче сказать, но дипломатический этикет не позволяет. Вспомним, американцы ввели войска в Афганистан в 2001 году, сразу после атаки на башни торгового центра в Нью-Йорке. Тогда предполагалось, что там будет молниеносная операция, будет установлен демократический режим. Такое впечатление, что теперь они не знают, что делать. И уйти нельзя и оставаться тоже нельзя. Сложилась патовая ситуация. 

«СП»: — Какой же выход из положения? 

— Так будет до тех пор, пока в США, в администрации Трампа, не появится проблеск рационального прагматизма. Эффективное влияние на ситуацию возможно только вместе с Россией. Конечно, наша афганская эпопея была не совсем такая, как мы рассчитывали, но наше влияние там осталось. В свое время у нас были контакты с антиталибановской группировкой Северный альянс, который возглавлял Ахмад Шах Масуд. 

Если такого взаимодействия США с Россией не будет, американцы там увязнут еще сильнее. Нам тут радоваться не чему, потому что вся та энергия, которая будет высвобождаться от борьбы с американцами пойдет на север, в Среднюю Азию, в Казахстан. Там же степь, нет никаких препятствий. Кати себе и кати вплоть до Урала. 

— Действительно, у американцев нет плана в Афганистанe, — говорит эксперт по Афганистану и Центральной Азии Дмитрий Верхотуров. — У них было несколько политических концепций, которые выдвигались в разное время, одна концепция сменяла другую, но все они заканчивались без какого-либо результата, никаких итогов не фиксировалось. 

Реклама 17 
«СП»: — Как сейчас меняется ситуация внутри Афганистана? 

— Ситуация там ухудшается против обычной. Происходит усиление игиловцев. Хотя говорить о коренных изменениях пока рано. Есть мнение, что «Талибан» представляет собой национальную силу Афганистана, а в ИГИЛ много наемников, иностранных специалистов и т. п. Это так, но там теперь есть и группировки, состоящие из местных. Кое-где они успешно вербуют молодежь. 

«СП»: — Американцы упрекают Москву в контактах с противостоящим ИГИЛ «Талибаном». Это правда? 

— Контакты есть, и ведутся они ради двух целей. Первая — обеспечение безопасности российских дипломатов и вторая — склонить талибов к переговорам с афганским правительством. Вполне нормальная цель. Что касается упреков в поставках оружия, то известно, как это все организуется. Чтобы лидеры тех или иных отрядов или группировок талибов согласились поговорить им делаются подарки. В эти подарки обычно входит и оружие. Это старая практика, известная еще с афганской войны. Это Афганистан — не подмажешь, не поедешь. 

«СП»: — Но при этом контакты с официальным правительством тоже есть. Не так давно была просьба к России восстановить объекты инфраструктуры, построенные еще СССР. Как обстоят дела с этим? 

— Некоторые объекты уже восстановлены. Например, на ГЭС Наглу возле Кабула была поставлена новая турбина и она заработала. Но дело в том, что некоторые объекты уже не восстановить. Их надо строить заново. Тем более, что не все объекты, построенные СССР нужны сейчас. 

Пытаясь повлиять на ситуацию внутри Афганистана, Россия, одновременно выстраивает заслон против экстремистов на территории его северных соседей. 

— Россия проводит в Центральной Азии антитеррористические учения, в том числе в рамках ОДКБ, — напоминает эксперт РИСИ по странам Центральной Азии Дмитрий Александров. — Не так давно была проведена переброска к афганской границе оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М». Также наши части в Таджикистане были усилены РСЗО «Ураган». Таким образом, подан сигнал всем деструктивным силам, которые теоретически могли бы прорваться с территории Афганистана и дестабилизировать обстановку на территории наших союзников в регионе.

Важным обстоятельством является наша авиабаза в Канте, в Киргизии. Она также может быть задействована в случае проблем с безопасностью. 

«СП»: -А что Узбекистан? Он же не входит в ОДКБ… 

— Да, не входит. Но с Узбекистаном у нас военно-техническое сотрудничество развивается на двусторонней основе. Во время весеннего визита их президента в Москву это было вновь подтверждено. Кроме того, Ташкент располагает довольно сильной армией, а участок непосредственной границы с Афганистаном не такой большой (137 км — авт.). В случае необходимости они могут справиться и сами. Также у нас есть договора о союзнических отношениях еще середины 2000-х годов. 

«СП»: — А что с Туркменией? 

— Она имеет нейтральный статус, подтвержденный ООН. Поэтому военное сотрудничество с Ашхабадом может иметь лишь ограниченный характер. Определенные проблемы на афганском направлении там есть, но пока наступательных действий со стороны афганских экстремистских группировок в сторону Туркмении все же нет. Если это случится, то проблему придется решать каким-то особым путем, с учетом нейтрального статуса страны. Пока же приоритетом России остаются страны — участницы ОДКБ. 

* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена. 

** Движение «Талибан» Верховным судом РФ 14 февраля 2003 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

Фото: AP Photo/TASS





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация