ВЛ / Статьи / Интересное

Мнения психологов и родителей: Как влияет Интернет на детскую грамотность

0
8-06-2017, 12:04...
1 611

Ребенок приносит из школы листочек с проверочным диктантом, где красуется гордая двойка, а вы хватаетесь за сердце, увидев ошибки, которые допустил малыш. Как можно было написать «пичаль», «врочи» и «вообщем»? Как можно было поставить в многоточии не три точки, а восемь?! Как можно заканчивать сочинение набором смайликов?! 

Вы точно знаете, что виноват Интернет. Сидит целыми днями за компьютером и телефоном, вот там и нахватался этих своих словечек типа «превед» и «ня», а про грамотность и вообще забыл. Срочно перерубать кабель, а лучше «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов», чтобы научился нормально писать! 

Не торопитесь с выводами. Во-первых, вина Интернета не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Во-вторых, есть и другие причины того, что ваш ребенок ошибается в простых словах. Ко Дню русского языка, который празднуется в России 6 июня, мы подготовили статью-обзор с мнениями психологов и родителей о влиянии Интернета на правописание и речь детей. 

«Дети стали меньше читать!»

Родители говорят: «Сидят в своем Интернете, совсем не читают». Но это не так. Современные дети читают в несколько раз больше, чем прошлое поколение, так как со всех сторон их окружает плотное информационное поле. Реклама, плакаты, соцсети, комментарии, статусы, да и все-таки, книги, ведь школьную программу никто не отменял. Так что чтения у них хватает. Проблема в том, что это чтиво у них совершенно другого качества. 

Раньше все читали только книги, журналы, газеты, где тексты проходят несколько редакторских и корректорских проверок, найти в них ошибку довольно сложно. Поэтому все каналы информации предоставляли детям совершенно грамотное письмо, которое ребята и запоминали.

Но потом появился Интернет, куда доступ имеет любой человек: грамотный и не очень, взрослый и школьник, русскоговорящий и тот, у кого русский язык — не родной. Программы по исправлению ошибок работают вовсе не идеально, поэтому и появляются лишние запятые, буквы и другие безобразия. 

Дети привычно копируют то, что видят: так работает их визуальная память. Запомнив, как выглядит слово, ребенок так его и запишет. Можно ли от этого отучиться? Да, причем легко. Просто воздействовать на два других канала памяти: выучить правило правописания этого слова (зубрежка) и развить механическую память, правильно несколько раз записав слово, в котором сделана ошибка. Не зря же в школе делают работу над ошибками и проводят словарные диктанты. 

Сознательно или нет?

Нужно разобраться — сознательно или неосознанно ребенок копирует слово с ошибкой. Если ваш сын пишет вам SMS: «Привед», — то это сленг, осознанное искажение слова, вряд ли он забудет, как оно пишется на самом деле. Но вот если вместо «фасоль» он пишет «фосоль», то, скорее всего, это неосознанная ошибка, которую он не видит. Кстати, не обязательно такое написание подсмотрено в Интернете. 

Бороться с намеренными искажениями языка довольно глупо, в каждом поколении были свои жаргонизмы, свой сленг. Ребенок знает, что нарушает правило, он делает это для комического эффекта, пусть даже вы этого юмора и не понимаете.

Абсолютно не страшна и «профессиональная» лексика. Сейчас дети часто играют в онлайн игры, и их монологи могут звучать для вас как китайская грамота: «Сейчас, мам! Я лут соберу, отхилюсь, сэйванусь и приду ужинать». Прости, что ты сделаешь? Это через сколько времени? 

В таких словах нет ничего страшного, их действительно можно считать за профессиональную терминологию. В основном, это русское прочтение английских слов. Емких аналогов в нашем языке нет, вот дети и говорят, как им удобнее. Главное, указать на грань между игровой лексикой и обычной. Чтобы ребенок не говорил вам, придя из школы: «А у меня новая ачивка по физре!». 

Бороться нужно только с неосознанными ошибками, которые могут быть принесены из Интернета. Например, отсутствие запятых — их довольно редко используют в сообщениях (и так поймут). Или безразличие к строчным и прописным буквам, отсутствие знаков в конце предложения и т. д. 

Как исправить ситуацию (и нужно ли)?

Начинайте, как обычно, с себя. Контролируйте свою речь и правописание, исправляйте свои ошибки и опечатки. Если вы ведете аккаунт в социальной сети, он должен быть примером для ребенка. Если малыш ошибся в сообщении вам, не поленитесь и поправьте его. 

Приучайте детей проверять правописание, причем не только свое, но и чужое. Когда все время проверяют тебя, приятно в конце концов тоже выступить в роли ревизора. Дайте ребенку проверить чужой текст: ваш, младшей сестренки, кого-то еще.

Не забывайте, что грамотность в Интернете — это не обязанность, а право. Вы не можете запретить ему писать в Сети так, как он хочет, но можете объяснить, что более уважительно к собеседнику писать без ошибок и жаргонизмов. Но если все дети в классе в этом паблике общаются именно так, не запрещайте, это их способ самовыражения. Все хорошо, пока эта лексика остается в Интернете. 

Если же она выходит из аккаунтов соцсетей в реальную жизнь, разработайте совместный план действий: напишите совместный диктант, проведите работу над ошибками, повторите правило. Придумайте смешной пример, превратите все это в игру, и ребенок усвоит информацию куда легче. 

Запомните, Интернет — это не корень всех бед, это просто один из каналов информации, а каким он будет, зависит, в том числе и от нас с вами. 

Что считают родители?

Конечно, многие родители понимают, что Интернет — это не адская машина по вымыванию грамотности из детей, но некоторые близки к этому. Давайте рассмотрим мнения мам и пап с родительских форумов и соцсетей на этот счет. И для забавы, кстати, авторскую орфографию мы сохраним. 

«читать, читать детишкам надо. да побольше, и не всякие тупорылые паблики в поганом контактике, а нормальную литературу… глядишь — и появится то, что называют врожденной грамотностью». 

«Могу привести в пример свою дочь. Девочка-умничка! Закончила школу с медалью 4 года назад. Теперь в переписке по интернету замечаю ошибки, на которые она „машет рукой". „Кто на это обращает внимание?" — ответ на мои замечания. Думаю, что интернет влияет на грамотность, потому что снижается ответственность за то, что написано тобой». 

«Кстати, хотелось бы добавить, что в новом поколении детей все чаще и чаще появляются личности, которые отстаивают свои убогие грамматические познания лозунгами вроде „как хочю, так и буду песать!". В общем, иногда действительно боязно за наших потомков, да». 

«Думаю врят ли если у детей забрать интернет они будут читать книги, а не пить пиво в 13 лет по подъездам. Читал где-то что ребенок проводят время в интернете читает что-то около 100 страниц книжных в день. А вот фильтровать что делает и читает ребенок в интернете дело родителей». 

«У меня у самого такой брат, пятиклассник, с начальной школы в сети. Когда уезжал из дома учиться, поставил ему аську, дабы поддерживать связь. За год, что мы с ним общались по сети его речь (письменная) сильно изменилась, что хорошо просматривается по логам. Не скажу, что она стала более безграмотной (больше уже некуда :)), скорее просто пропало желание уметь писать правильно и единственное, чем я могу на это повлиять — своим примером. Хотя, из-за нескольких лет наплевательского отношения к русскому языку, делать это стало трудно».

Если ребенок выучил в школе правила орфограии и пунктуации. умеет применять их на практике, то интернет -общение, думаю. на уровень его грамотности не повлияет». 

«Я бы не реагировала, сленг — это ведь не грубости. Это элемент подростковой „культуры", относиться к этому лучше с уважением. Это точно пройдет с возрастом. Мы ведь и сами использовали „словечки" в свое время. Просто забыли об этом». 

«Вам никогда не пригодило в голову, что явление под кодовым названием „превед" всего лишь часть другого, крайне интересного с филологической т.з. явления под названием „варваризация"? Т. е. естественный процесс обновления языка за счет любых заимствований». 

«а что страшно? вы действительно думаете, что каждый, кто говорит „превед", никогда не сможет написать „привет"? Я сама в интернете токие штуке энагда зогебайу — сомой дика. Когда человек сознательно искажает норму, это свидетельствует только о том, что он эту норму хорошо усвоил. Ну как малыши, еле-еле научившиеся говорить, приходят в полный восторг, отвечая „гав" на вопрос „как кошечка говорит"».





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация