ВЛ / Статьи

Катар выкупил королевскую семью за $ 1 млрд

0
7-06-2017, 07:46...
611

Такую сумму потребовали террористы, связанные с «Аль-Каидой»

Катар заплатил $ 1 млрд. террористам, связанным с «Аль-Каидой"*. Деньги пошли на выкуп 26 членов королевской семьи, которые были захвачены в Ираке. Об этом во вторник, 6 июня, сообщила газета Financial Times. 

По информации издания, Доха передала деньги группировке, воюющей в Сирии, и службам безопасности Ирана. 

Как пишет Financial Times, в декабре 2015 года неизвестные вооруженные люди похитили катарских охотников с соколами из лагеря в пустыне Наджаф на юго-западе одноименной провинции вблизи границы с Саудовской Аравией. Среди похищенных были члены правящей семьи Катара. 

Переговоры об освобождении заложников велись более года между Ираном, Катаром и ливанским движением «Хезболла». В апреле 26 охотников были освобождены и переданы послу Катара в Ираке. 

Сделка с «Аль-Каидой» дорого обошлась Дохе. 5 июня восемь государств — Бахрейн, Египет, Йемен, Ливия, Маврикий, Мальдивская Республика, ОАЭ и Саудовская Аравия — объявили о разрыве дипломатических отношений с Катаром, который они обвинили в поддержке терроризма и вмешательстве в дела других арабских государств. Ряд стран объявили о высылке дипломатов и подданных Катара, прекращении воздушного и морского сообщения с этим государством. Доха назвала такие меры необоснованными.

В тот же день скандал принял новый оборот. На официальной странице WikiLeaks в Twitter были обнародованы электронные письма экс-госсекретаря и бывшего кандидата в президенты США Хиллари Клинтон. Как следует из них, Клинтон была в курсе, что Катар и Саудовская Аравия оказывают финансовую поддержку террористам в Сирии и Ираке. 

В письме от 17 августа 2014 года, адресованном руководителю предвыборного штаба демократов Джону Подесте, Хиллари Клинтон предлагает «использовать дипломатические и традиционные разведывательные активы США, чтобы оказать давление на правительства Катара и Саудовской Аравии, которые оказывают подпольную финансовую поддержку «Исламскому государству"** и другим радикальным суннитским группировкам в регионе». 

Что стоит за скандалом в $ 1 млрд. выкупа, какими будут теперь его последствия для государств Ближнего Востока и США? 

— В наборе обвинений, которые сейчас предъявляют Катару, нет ничего нового, — отмечает директор Исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов. — Слухи, что Доха подпольно финансирует террористические группировки, циркулировали давно. Они основывались на утечках из досье спецслужб — как ближневосточных стран, так и США. 

Американцы, надо думать, вообще получали информацию из первых рук — неслучайно именно в Катаре расквартирована самая крупная военная база США на Ближнем Востоке. База, напомню, находится всего в 20 милях к юго-западу от Дохи, на авиабазе Аль-Удэйд, и насчитывает около 11 тысяч американских военнослужащих. 

Плюс к тому, свою военную базу в Катаре строит Турция. Так что об «особой политике» Дохи в борьбе за политическое влияние в регионе было хорошо известно — что на Западе, что на Востоке. 

Реклама 15 
«СП»: — Почему скандал вокруг Катара возник именно сейчас? 

— Катализатором, несомненно, стал майский визит президента США Дональда Трампа в Саудовскую Аравию, и его выступление на Арабском региональном саммите, в ходе которого Трамп обрушился на Иран. «От Ливана до Ирака и Йемена Иран финансирует, вооружает и обучает террористов, ополченцев и других экстремистов, которые распространяют разрушения и хаос по всему региону», — заявил президент США. 

Практически одновременно стало известно, что Катар поддерживает Иран, и потому выбивается из ансамбля арабско-мусульманской коалиции, которую сколачивал Трамп на Ближнем Востоке с помощью Саудовской Аравии. В итоге, Доха оказалась под шквалом критики. 

Я лично считаю, Эр-Рияд получил информацию о контактах Катара с Ираном по линии спецслужб. Это и стало детонатором в обстановке, разогретой Трампом. 

В ситуации есть другой важный момент. На фоне скандала вокруг Катара вице-президент США Майк Пенс назвал Россию, Иран и терроризм одними из главных угроз в мире, в борьбе с которыми США готовы помочь союзниками по НАТО. 

Все это, я считаю, говорит об одном. За скандалом вокруг Катара стоят США, которые пытаются дестабилизировать Ближний Восток путем хаотизации обстановки в регионе. И, надо признать, пока американцам это удается. 

— Конфликт Катара с Саудовской Аравией всегда имел место, как и конфликт между «Братьями-мусульманами"***, которых Катар поддерживает вместе с Турцией, и другими монархиями Залива, — напоминает политолог, президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. — Эти конфликты долго тлели, и теперь взорвались. 

На деле, сейчас на наших глазах происходит развал одной из богатейших и наиболее влиятельных организаций арабского мира — Лиги арабских государств. Фонтаном взорвалось арабское единство — его больше нет. Теперь, я считаю, в регионе возможна диверсионно-террористическая война, которой Катар ответит на то, что получил от арабов. И это, на мой взгляд, совершенно беспрецедентная ситуация. 

«СП»: — Дело может дойти до серьезной региональной войны? 

— Нет. Просто потому, что американская военная база в Катаре никуда не делась. И потому что Турция, стоящая за Катаром, может снести арабские армии стран Залива, что называется, на раз. 

Но такой расклад не исключает «войн по доверенности». Мы же видим, как сейчас группировки, которые поддерживает Саудовская Аравия, воюют в Сирии. Да и самая успешная группировка, которая воюет против Башара Асада — «Исламское государство» — является креатурой Катара. Я уже не говорю о «Братьях-мусульманах», которые воюют в Ливии и Египте. 

Поэтому теперь на Ближнем Востоке можно ожидать чего угодно. Сценарии зависят, я считаю, только от уровня тестостерона и адреналина у сравнительно молодых монархов арабских стран. 

— Катар был одной из немногих стран Персидского залива, которые придерживались компромиссной линии в отношениях с Ираном, и имели с ним точки соприкосновения, — говорит президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — И поэтому желание Трампа снова загнать Тегеран в угол сделало политику Дохи менее востребованной и даже неуместной. 

Со своей стороны, другие монархии Залива, которым предъявляли претензии в поддержке радикальных группировок, постарались сделать из Катара козла отпущения. Разрыв дипотношений — очень резкий жест, а уровень соперничества между Дохой и Эр-Риядом не предполагал таких шагов. Это, безусловно, реакция на изменившиеся внешние обстоятельства, и эти изменения связаны с политикой США.

С точки зрения России, в нынешней ситуации есть и плюсы, и минусы. Если антииранская политика США будет переходить красные линии, и начнет скатываться к военным сценариям, ситуация станет опасной — и для нас, и для всех. Но если речь будет идти о новой изоляции Ирана — для нас это даже неплохо. 

* «Аль-Каида» — международная организация, деятельность которой признана террористической и запрещена на территории России решением Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 года. 

** Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена. 

*** «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль Муслимун) — террористическая организация. Решением Верховного суда РФ от 14.02.2003 года ее деятельность запрещена на территории России.

Фото: Zuma/TASS 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация