ВЛ / Статьи

Кот на авианосце и медведь в составе роты: история животных на войне

+1
31-05-2017, 01:00...
1 343

История животных на войне - тема для отдельной книги. Одним было суждено стать талисманами и хранителями успеха, символами боевой доблести. Другие проживали вместе с людьми самые драматические моменты боевой службы. 

Проклятие «Непотопляемого Сэма»

Флагман немецкого военно-морского флот -, линкор «Бисмарк» вышел в море 18 мая 1941 года. На экипаж корабля возлагалась ответственная, важная и крайне сложная миссия - нарушить судоходство между континентальной Европой и Великобританией. Для успешного выполнения задания в подарок от мэра города Готенхафен вручает капитану корабля обычного черно-белого кота. 

Безобидное животное, согласно всем законам военного времени, должно было разделить незавидную судьбу линкора «Бисмарк», за которым охотился едва ли не весь флот союзников. Морской бой 27 мая 1941 года, в ходе которого «Бисмарк» был сначала расстрелян, а затем торпедирован британскими кораблями, должен был закончиться гибелью всего экипажа. Однако британские боевые корабли, участвовавшие в охоте на «Бисмарк», попытались спасти остатки экипажа с немецкого линкора. Среди 115 спасенных членов экипажа оказался и корабельный кот, который каким-то чудом избежал каких-либо травм и повреждений. 

Члены экипажа эсминца «Казак», обнаружившие мирно дрейфующего на обломках «Бисмарка» боевого кота, взяли животное к себе. Британские моряки назвали кота Оскар, однако мирно прослужить в качестве талисмана и любимца команды корабельному коту было не суждено. Уже в октябре 1941 года британский эсминец «Казак» в составе конвоя был торпедирован немецкой подводной лодкой. Эвакуация экипажа с корабля затронула и Оскара - вместе с большинством членов команды кота перенесли на борт корабля «Легион». 

После гибели эсминца и экстренной эвакуации кота, которого за живучесть прозвали «Непотопляемый Сэм», вместе с частью команды принимают на службу моряки авианосца «Арк Ройял». Однако и в этот раз злой рок не позволил коту пожить относительно мирной жизнью. Уже 14 ноября, спустя считаные дни после спасения, «Арк Ройял» был торпедирован немецкой подводной лодкой «U-81». Выживших членов экипажа подбирали два боевых британских корабля - «Лайтнинг» и «Легион». 

Забегая чуть вперед, стоит отметить, что оба этих корабля, на борту которых побывал «Непотопляемый Сэм», также были уничтожены немецкими подлодками. После гибели авианосца суеверные моряки решили оставить кота на берегу. До конца войны кот исправно выполнял обязанности по отлову мышей в резиденции генерал-губернатора Гибралтара, а позднее был отправлен на корабле в Белфаст. Черно-белый кот с непростой судьбой умер в 1955 году, оставив после себя яркие воспоминания и истории про несколько затопленных кораблей. 

Капрал Войтек

История бурого медведя, ставшего, пожалуй, одним из самых известных животных за всю Вторую мировую, много раз подвергалась экспертами и историками сомнениям. Однако архивы и запросы в исторические музеи Европы действительно подтверждают этот факт - «боевой» медведь Войтек действительно существовал и не был выдумкой историков. Маленького медвежонка польские солдаты, прибывшие в Иран, совершенно случайно обнаружили у местного мальчишки. Торговались недолго - паренек согласился отдать животное в обмен на несколько банок консервов, складной армейский нож и фонарик. 

Историки отмечают, что первое время с медвежонком польские солдаты нянчились так же, как с новорожденными детьми - животное росло слабым и по началу приходилось помогать принимать пищу. Весь непростой путь 22-й роты артиллерийского снабжения медведь Войтек прошел от и до рядом с польскими солдатами. Будучи официально зачисленным в состав роты, медведь Войтек на всем протяжении службы являлся живым талисманом польских военных и был великолепно обучен.

Историки отмечают, что дрессировке непослушное животное поддавалось на удивление легко : медведь мог отдавать честь старшим, а также мериться силой с тремя-четырьмя военными одновременно, не нанося последним никаких увечий и травм. От людей Войтек перенял не только любовь к сладостям и натуральному мясу, но и вредные привычки. Согласно данным историков, медведь с большим удовольствием пил пиво и не отказывался покурить наспех скрученные солдатами папиросы. 

Одним из главных обстоятельств, благодаря которому медведь Войтек стал популярен у историков, стал эпизод участия польских военных в битве при Монте-Кассино. Согласно воспоминаниям участников сражения, опубликованных после окончания Второй мировой, медведь помогал польским военным подносить артиллерийские снаряды и участвовал в разгрузке машины с боеприпасами. Однако других документальных подтверждений этому случаю найти не удалось.

Старость медведь Войтек встречал в Шотландии. С ноября 1947 года медведя, официально зачисленного в состав армии, а после уволенного в запас, приютил Эдинбургский зоопарк. Вплоть до момента смерти в 1963 году Войтек был одним из главных любимцев местной публики и никогда не отказывал зрителям в демонстрации своих способностей. 

Когти, лапы, нюх 

Собаки, служившие вместе с красноармейцами в период Великой Отечественной, достойны отдельного упоминания по одной простой причине. Они не тонули в кораблях и не были живыми талисманами артиллерийского полка. К четвероногим помощникам советские солдаты относились как к боевым товарищам, с которыми и в огонь, и в воду. Одной из самых известных собак за всю Великую Отечественную стал пес-сапер по кличке Джульбарс.

Восточно-европейская овчарка, обладающая особым чутьем, не просто помогала советским военным разминировать многие километры дорог в восточной Европе. Почти 7500 мин и не менее 150 артиллерийских снарядов удалось обнаружить благодаря чутью этой собаки. Стоит отметить, что уникальные навыки не были врожденными - природное чутье и выносливость собаки развивала супруга известного советского кинолога Александра Мазовера - Дина Соломоновна Волкац. Джульбарс стал единственным псом, удостоенным государственной награды. За успехи на боевой службе собака получила медаль «За боевые заслуги». 

Однако Джульбарс не был единственным псом, участвовавшим в обезвреживании мин и самодельных взрывных устройств на территории СССР и за его пределами. Колли по кличке Дик не раз вспоминают добрым словом видные военачальники, такие как Борис Владимирович Бычевский - начальник инженерных войск Ленинградского фронта. По одним данным 10, а по другим 12 тысяч мин обнаружили советские саперы благодаря чутью собаки - шотландского колли. Благодаря чутью собаки советские военные спасли уникальный культурный объект - обезвредили заложенную в подвале Павловского дворца под Ленинградом мину с часовым механизмом. Всего же за время Великой Отечественной, по оценкам историков, четвероногие саперы помогли найти и обезвредить около двух с половиной миллионов мин. 

Автор: Дмитрий Юров
По материалам сайта ТК "Звезда"





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация