ВЛ / Статьи

Дорогу – горьковским подлодкам

0
30-05-2017, 03:00...
1 479

История канала между Волгой и Доном восходит к временам Петра I, задумавшего соединить Каспийское и Черное моря. Но император не соразмерил свой размах с возможностями тогдашней России, и осталось от его задумки только необычное географическое название между Камышиным и Волгоградом – Петров Вал. 

Шли столетия, вопрос витал в воздухе, но так и не находил практического решения. 14 мая 1918 года стал первым днем советской истории канала – Ленин подписывает декрет о Волго-Доне. Его сооружение объявляется задачей первостепенной государственной важности. Но лихолетье Гражданской войны не позволяет приступить к работам. 

Вопрос о строительстве канала опять ставится на повестку дня с началом индустриализации. Чтобы основательно проверить все расчеты и обоснования, на водоразделе вблизи станции Тундотово прорывается опытный участок. Здесь проводились различные эксперименты, изучались образцы креплений, фильтрационные свойства откосов. У проекта оказались серьезные недостатки – он не решал всех проблем, связанных с судоходством и орошением. Но был накоплен богатый научный материал и уже создавались первые отряды строителей, когда стране вновь пришлось взяться за оружие. В 1942 году в громадном междуречье Дона и Волги начинается великая битва за Сталинград.

Окончилась Великая Отечественная, и через три года от южной окраины Сталинграда до Калача развернулся фронт строительства Волго-Донского канала. Сюда двинулись колонны мощных грузовиков, тракторов, бульдозеров, скреперов, шли железнодорожные составы с экскаваторами, портальными кранами и другой техникой. 

Воды двух рек соединились утром 31 мая 1952 года. А 11 июня публикуется в газетах и передается по радио постановление Совета министров Союза ССР об официальном открытии Волго-Донского судоходного канала. Более шести тысяч строителей награждаются орденами и медалями. Двенадцати присваивается звание Героя Социалистического Труда.

Одним из руководителей строительства Волго-Донского канала был инженер-подполковник Александр Лысов, потом возводивший Асуанскую плотину в Египте. С ним встречался писатель Виталий Гузанов, передавший мне рассказ очевидца о Волго-Доне. «Канал строили зэки. 

Сроки были минимальны. Кроме основных строительных работ приходилось претворять в жизнь сталинский план преобразования природы – сажать лесозащитные полосы. Но то, что стройка была ударной, – факт. Канал длиной в 101 километр с 13 судоходными шлюзами, тремя насосными станциями, 13 плотинами и дамбами, семью водосбросами и водоспусками, восемью мостами, двумя аварийно-ремонтными заграждениями, паромными переправами, пристанями и приканальной стокилометровой автодорогой был построен менее чем за четыре года». 

К чему такая спешность, затраты и жертвы, объясняется просто: стратегическая необходимость. Не прошло и года с момента победы антигитлеровской коалиции над фашизмом, как Черчилль в Фултоне обозначает идеи нового противостояния («Прямая речь империалиста»). 

Сталин не хочет уступать и лично берет под контроль все военные программы. В 1947 году на одном из совещаний произошел случай, о котором нет упоминаний в официальной литературе. Я услышал о нем от доктора технических наук, профессора Виктора Толокнова, общавшегося с непосредственными участниками. «Шло совещание у Сталина по вопросам судостроения. Нарком ВМФ Николай Кузнецов, отстаивая строительство больших надводных кораблей, говорит: 

– Товарищ Сталин, зачем нам строить подводные лодки в Горьком, нам ими некого воевать в Каспийском море. 
– Неправильно говорите, товарищ Кузнецов, – отвечает Сталин. Подходит к столу, берет красный карандаш и идет к карте, одновременно задавая вопрос Кузнецову: 
– А на Черном море нам нужны подводные лодки? 
– Да, – отвечает Кузнецов. – Если мы будем иметь там достаточное их количество, то завоюем полное господство в Черном море, а потом выйдем и в Средиземное. 
– Правильно думаете, товарищ Кузнецов! А для этого мы так сделаем. 
И проводит две красные линии на карте от Сталинграда до Калача». 
Так решилась судьба Волго-Донского канала. Одним из главных аргументов для ускорения строительства послужили подводные лодки Горьковского производства. 

Сегодня Волго-Донской судоходный канал воспринимается как нечто естественное. Его шлюзы в навигацию ежедневно преодолевают суда класса «Волго-Балт», типа «река-море», и мало кто из молодых матросов, да уже и капитанов задумывается о том, что это сооружение – одна из ярких страниц нашей недавней истории, с одной стороны – славной, с другой – трагичной.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация