ВЛ / Статьи

Наш «Витязь»

0
26-05-2017, 06:00...
1 874

Чем уникален С-350 — новейший российский комплекс ПВО средней дальности 

В ближайшее время должны завершиться государственные испытания трех новых управляемых ракет с активными головками самонаведения, которыми будут оснащены зенитные ракетные комплексы (ЗРК) С-350 «Витязь». Об этом в интервью «Российской газете» обмолвился гендиректор концерна «Алмаз-Антей» Ян Новиков. 

«В ближайшее время мы должны завершить государственные испытания трех новых зенитно-управляемых ракет с активными головками самонаведения для оснащения систем С-350 «Витязь» и морских комплексов ПВО. Идут испытания зенитной управляемой противоракеты для комплекса С-500, ведутся работы по созданию других новейших средств ПВО и ПРО», — сказал дежурную фразу Новиков, отвечая на вопрос о работе над перспективными системами ПВО. 

С-350 — новейший российский ЗРК среднего радиуса действия. В отличие от различных модификаций С-300, ЗРК С-400 и С-500, «Витязь» не обласкан вниманием СМИ, хотя в этом году планируется завершить его испытания. «Русская планета» попыталась разобраться, в чем уникальность новейшего комплекса и почему средства массовой информации так мало рассказывают об этом комплексе. 

На замену С-300 и «Буку» 

«Витязь» призван заменить С-300ПТ, первые варианты семейства С-300, которые сейчас по ряду показателей уступают более поздним образцам. Так, зона поражения самолетов С-300ПТ ограничивается 5-47 километров, а время развертывания составляет 90 мин. Разработанный в 1993 году С-300ПМУ1 с управляемой ракетой 48Н6Е способен сбивать авиацию противника в диапазоне 5-150 километров. Время на подготовку к пуску составляет 5 минут. Тем не менее, и этот ЗРК в будущем вытеснит «Витязь». 

Также С-350 должен заменить комплексы средней дальности «БукМ1-2», которые были разработаны в середине 1990-х годов. «Витязь» будет одним из основных войсковых средств ПВО наряду с «Бук-М2» и «Бук-М3» НИИ Приборостроения им. В. В. Тихомирова. 

Комплексы ПВО средней дальности предназначены для обороны крупных наземных сил во время наступательных и оборонительных операций. Это оружие работает на дистанциях до 100 километров, уничтожая самолеты и баллистические ракеты, которые прорвались через первый эшелон ПВО/ПРО, за который отвечают последние образцы С-300 и С-400 (в будущем боевое дежурство будет нести дальнобойный С-500).

О новой управляемой ракете, которая сейчас проходит испытания, в июле 2016 года немного рассказал начальник Зенитных ракетных войск (ЗРВ) ВВС генерал-майор Сергей Бабаков. По его словам, ракета будет оснащена головкой самонаведения; она будет более маневренной, «меньше по размерам, и при этом реализует характеристики даже больше, чем у С-300ПС». 

Открытые данные позволяют получить представление об основных тактико-технических характеристиках (ТТХ) «Витязя». Одна самоходная огневая установка вооружена 12 ракетами и способна работать в автоматическом режиме. Боевой расчет обеспечивает только подготовку ЗРК к работе и контролирует ее ход. В боекомплект будут входить ракеты средней дальности, используемые в С-400, и ракеты малой дальности. Время приведения средств системы в боевую готовность с марша составляет 5 минут. 

С-350 способен одновременно поражать 16 аэродинамических (авиационная техника) и 12 баллистических (крылатые ракеты) целей. Дальность поражения составляет от 1,5 километра до 60 километров, высота поражения — от 10 метров до 20 километров. Разработчиком ракет 9М100, 9М96/9М96М, 9М96Е2 является Машиностроительное конструкторское бюро «Факел» (Химки, входит в «Алмаз-Антей»). 

Помимо пусковых установок (до 8 единиц), в состав комплекса входят пункт боевого управления 50К6 и одна-две машины с многофункциональной РЛС 50Н6. На всех машинах установлены шасси Брянского Автомобильного Завода колесных тягачей. Эксперты полагают, что в условиях бездорожья колеса на С-350 имеет смысл заменить на гусеничную платформу. Например,элементы «Бук-М2» выполнены на шасси ГM-569 производства ОАО «Мытищинский машиностроительный завод». 

На стадии испытаний 

Впервые С-350 был представлен публике на авиасалоне МАКС-2013, который каждые два года проходит в подмосковном Жуковском. Однако эскизные модели машин «Витязя», включая самоходную огневую установку, были продемонстрированы еще на МАКС-1999. Предполагалось, что машины ЗРК будут передвигаться на шасси КАМАЗ. 

Судя по сообщениям СМИ, в конце 1990-х годов «Алмаз-Антей» в инициативном порядке работал над проектом комплекса ПВО среднего радиуса, который должен прийти на замену С-300 и семейству «Бук». Позже концерн выиграл тендер на поставку ЗРК для нужд Южной Кореи у конкурентов из Франции. Поставки Сеулу аналогов С-350 — KM-SAM на шасси КАМАЗ — начались в 2006 году. 

Вероятно, что продажа корейцам новейшего комплекса вызвала долгожданный интерес у Минобороны РФ. На следующий год «Алмаз-Антей» трудился в интересах России, взяв за основу наработки в рамках проекта KM-SAM. Скорее всего, на Фрунзенской набережной поставили задачу создать ЗРК с превосходящими KM-SAM ТТХ. 

Работа над «Витязем» затянулась. Сроки испытаний и серийного производства неоднократно сдвигались. Так, в сентябре 2013 году глава «Алмаз-Антея» Виталий Нескродов утверждал, что испытания С-350 завершаться в 2014 году, а в 2015 году — будет налажено серийное производство. 

В июле 2015 года представитель управления пресс-службы Минобороны России Игорь Климов сообщил, что поставка С-350 начнется в ближайшее время, но этого так и не произошло. В апреле 2017 года в интервью журналу «Национальная оборона» генеральный конструктор концерна «Алмаз-Антея» Павел Созинов заявил, что государственные испытания «Витязя» планируется завершить до конца 2017 года. 

Логично предположить, что серийное производство С-350 будет развернуто не раньше 2018-2019 годов, а на боевое дежурство комплекс заступит только в 2020 году. По данным на 2012 год Минобороны планировало закупить 38 дивизионных комплексов «Витязя». С большой вероятностью, такой объем поставок не будет выполнен раньше 2025 года. Многое будет зависеть от того, будут ли включены закупки (и в каком объеме) С-350 в Государственную программу вооружения до 2025 года, которая сейчас активно обсуждается на самом высоком уровне.

Фото: wikipedia 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация