ВЛ / Статьи

Задушит ли Китай Россию в дружеских объятьях

0
18-05-2017, 03:00...
1 310

Какие выгоды и риски несет сближение с мощным восточным соседом

Китай не может поглотить российскую экономику, заявил президент Владимир Путин на пресс-конференции по итогам форума «Один пояс — один путь» в понедельник, 15 мая, сообщает «Лента.ру». 

«Мы не та страна, которая чего-то боится, а действия Китая не направлены на поглощение», — сказал Путин в Пекине. 

По словам президента, две страны принимают совместные решения, которые не должны навредить ни одной из них. Российский лидер также отметил, что Москва намерена углублять сотрудничество с Китаем. В частности, речь идет о совместных проектах в космосе. 

«Мы сотрудничаем в космосе, достаточно успешно, и есть все шансы, что мы это сотрудничество будем увеличивать. На повестке дня — поставки в Китай наших ракетных двигателей», — добавил он. 

Ранее сообщалось, что «Газпром» и китайская CNPC заключили контракт на предпроектные исследования по созданию подземного хранилища газа в Китае.

Однако уже потому, что Россия не входит в число официальных участников проекта «Один пояс — один путь» ясно, что в российской политике в отношении экономически мощного соседа присутствует осторожность. Об этом писала «Свободная пресса». 

Никуда не делась и десятикратная демографическая диспропорция численности населения Поднебесной и России. Так насколько же тесно нам необходимо дружить с Китаем в экономической сфере? 

— Ещё во времена премьерства Евгения Примакова в 90-е годы прошлого века была выдвинута идея экономического союза России, Китая и Индии, — говорит генеральный директор Института региональных проблем, Дмитрий Журавлёв. — Этот союз хотя бы в экономической сфере мог бы создать противовес единовластию США. Тогда у нас было явное превосходство в технологиях, которое можно было бы совместить с людскими и техническими ресурсами Китая и Индии. Я вспомнил об этом потому, что во всей новейшей истории России мы колеблемся между союзническими отношениями с Китаем и той опасностью, которую для нас может представлять набирающий мощь сосед. 

При этом экономический союз в рамках макроэкономики вполне достижим. У нас есть сырьё, богатые сельхозугодия, в некоторых сферах технологически мы по-прежнему превосходим Китай. У Китая уже есть мощная производственная база, и что не менее важно — ниша на мировом рынке. Даже если мы завтра начнём массово производить товары, сопоставимые по качеству с лучшими китайскими товарами, их попросту никто не купит только потому, что они российские. 

Конечно, некоторые барьеры создаёт разница политических систем двух стран. Однако современная рыночная экономика не сводится к макроотношениям. Я думаю, что жители Читы слушали Владимира Владимировича с некоторым удивлением. Поскольку подавляющее большинство магазинов в этом городе по факту принадлежат китайцам. То есть по закону, конечно, иностранным гражданам там нельзя регистрировать свои предприятия малого бизнеса, но китайцы нашли лазейки и теперь под видом рабочих следят за своими магазинами, в то время как русские «директора» ворочают ящики с товаром.

«СП»: — Это плохо, на ваш взгляд? 

— В данной ситуации традиционно две опасности. Во-первых, основные доходы, конечно, уходят в карман хозяевам, то есть не работают на нашу экономику. А во-вторых, китайцы очень организованная нация. И в случае, если возникнет какое-то обострение в отношениях России и Китая, они массово свернут свои предприятия. Это уже не раз бывало в истории китайской цивилизации, поскольку у китайцев многовековой опыт деятельности на сопредельных территориях. 

Это, конечно, не смертельная угроза, но всё же определённая опасность. Объективности ради надо сказать, что есть случаи, когда и бизнесмены из России приобретали предприятия на смежной китайской территории. Но это всё же исключения из правил. Повторяю, проблема эта не из разряда глобальных, но лучше её не запускать, а как-то решать. Что касается макроэкономики, то я считаю, что опасности поглощения нас китайцами нет при условии сколько-нибудь разумной экономической политики российского правительства. 

«СП»: — Почему не заладился экономический союз с Китаем ещё в 90-е годы и есть ли шанс, что получится что-то сейчас? Есть ощущение, что китайцы, политически, вроде бы, поддерживая Россию, экономически всё равно больше смотрят на США. 

— Дело в том, что у китайцев, как и у англичан, нет друзей — у них есть интересы. Отношения с США у Поднебесной столь же противоречивы, как и отношения с Россией. С одной стороны, Китай сегодня, де-факто, выносной завод Соединённых Штатов. Если завтра китайцы перестанут поставлять свой ширпотреб, американцы голыми останутся. Но при этом американцы в значительной степени платят именно векселями и жёстко держат китайцев как поставщиков ширпотреба. И в этой связке КНР и США взаимозависимы. Как мы видим, Дональд Трамп пока даже не вспоминает о своих предвыборных обещаниях отказаться от китайских товаров. Если бы США надавили на китайцев и постепенно, но целенаправленно начали отказываться от китайского ширпотреба, Поднебесная почти наверняка вступила бы с нами в более тесный экономический союз. Однако в США понимают, что себестоимость их товаров будет на порядок выше китайских и от экспорта из КНР отказываться там не будут. Разве что по некоторым видам товаров. 

«СП»: — То есть на данный момент китайцам всё равно интересней экономически «дружить» с США? 

— В том-то и дело, что им интересней и выгодней находится между Россией и США. Да, Россия в обозримой перспективе не будет таким выгодным рынком для сбыта товаров, как США. Но и слишком экономически сближаться с Америкой для КНР опасно. Китайцы уже сейчас находятся в ситуации, когда у них полно американских векселей, которые непонятно на что тратить. Они не могут наплевать на США, потому что тогда никто им не возвратит огромные долги. С другой стороны, продолжение ситуации, когда за товары платят резаной бумагой, их тоже напрягает. 

«СП»: — Какую выгоду сегодня мы можем извлечь из экономического взаимодействия с Китаем? 

— Мы можем поставлять Китаю технологии и энергоресурсы для производства. При этом продукция будет считаться либо совместной, либо китайской. Кроме того, мы можем найти в Китае капитал, которого там даже слишком много. В большинстве развитых стран мира капитала в избытке, а у нас — недостаток. Ну и третий момент — сотрудничество по проекту «Один пояс — один путь». Китайцы понимают, что Новый шёлковый путь может пройти и в обход России, но это будет дороже. Поэтому и мы должны не упустить свою выгоду от этого проекта. 

— Сегодня сама жизнь подталкивает Россию к сотрудничеству с Китаем, — считает декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — В нынешней мировой геополитической ситуации даже Поднебесной нелегко выживать. Китай заинтересован в такой России, которая не подчиняется безоглядно диктату США и Запада. При этом надо понимать, что России труднее, поскольку основной удар Запада направлен именно против неё. А значит, и мы заинтересованы, чтобы, по крайней мере, на восточных границах у нас был относительно надёжный партнёр в геополитическом плане. 

Что касается экономики, я считаю, что нам не стоит откровенно встраиваться в глобальные проекты Китая. В том числе в проект «Один пояс — один путь». Я считаю, что нам надо в большей степени сосредоточиться на выстраивании Евразийского союза, который в последнее время как бы отошёл на второй план. Очевидно, что наша политика покупки лояльности постсоветских республик показала свою неэффективность. Мы регулярно прощаем долги, оказываем другую экономическую помощь, а взамен от тех же республик Средней Азии не получаем даже политической поддержки. 

На этом фоне откровенное встраивание России в глобальные проекты рискованно именно с политической стороны. Вряд ли Китай каким-то образом «подомнёт» под себя экономику России, но мы можем окончательно потерять инициативу на постсоветском пространстве, что ещё в большей степени поставит под вопрос проект Евразийского союза. И тогда нам действительно придётся в экономической сфере играть по китайским правилам. В этом есть определённые риски.

«СП»: — Раньше много говорилось о том, что на Дальнем Востоке и в Сибири продолжает сокращаться население. Этот процесс продолжается. Не грозит ли это нашей территориальной целостности? 

— Конечно, данный процесс порождает соблазн для внешних игроков, в том числе для Китая, попытаться как-то «подмять» под себя эти пространства. Впрочем, далеко не только Китай внимательно следит за процессами, происходящими здесь. На Западе уже не раз звучали голоса о том, что у русских, дескать, слишком много земли и ресурсов, надо их заставить поделиться.

Фото: Михаил Метцель/ТАСС





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация