ВЛ / Статьи

Утопить авианосец: морской «Катран» сможет поразить любую цель в небе, на земле и море

+2
12-05-2017, 07:00...
1 734


«Плоский разворот», «воронка», внезапное ускорение, все это делает «Летающий танк» - ударный вертолет Ка-52 уникальной боевой машиной. На днях к этим возможностям официально добавилась еще одна – базирование на кораблях Военно-морского флота. Минобороны отчиталось, что в ходе Средиземноморского похода авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» два Ка-52 подтвердили высокую надежность и эффективность. Тем самым выполнив первый этап, программы испытаний. 

В настоящее время вертолеты переданы в распоряжение инженеров АО "Камов" для проведения дополнительных исследований, а также внесения изменений с учетом новых требований Минобороны. Ранее замминистра обороны Юрий Борисов отмечал, что опытно-конструкторская работа по Ка-52К завершится к концу года. А до 2020 года Минобороны получит не менее 146 вертолетов Ка-52 из которых 32 будут Ка-52К «Катран».

Отличие корабельного «Катрана» от традиционного Ка-52 заключается в его адаптации к базированию на кораблях ВМФ России. Для этого на вертолете установлено укороченное крыло, система складывания лопастей и кондиционирования воздуха. Она позволяет безотказно работать двигателям вертолета в условиях повышенной влажности. Как и традиционный Ка-52, корабельный вертолет оснащен комплексом бортовой обороны, гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-451 и 30-мм автоматической пушкой 2А42. 

В отличие от «сухопутного» «морской» вертолет несет на себе две самые мощные противокорабельные крылатые ракеты Х-31 и Х-35. До этого эти машины размещались только в составе вооружения палубных истребителей Су-33 и МиГ-29/КУБР. Возможность их использования с вертолета существенно расширяет потенциал машины делая ее многофункциональным ударным средством способным одинаково эффективно работать, как по морским, так и наземным целям. Например, Х-31 специально создана для уничтожения десантных кораблей, а также транспортных средств противника из состава ударных групп и конвоев или одиночных целей. Х-35 может поражать, как корабли, так и наземные цели: портовые объекты, склады горючего и даже боевую технику.

Придание вертолету этих возможностей - одна из главных задач предстоящей доработки «Катрана». Обновленная серийная машина получит усовершенствованную радиолокационную станцию с активной фазированной решеткой (АФАР). Особенность антенных решеток на основе АФАР состоит в том, что приемник и передатчик антенны - единое целое, объединенное в микромодулях. То есть каждая маленькая ячейка, а их тысячи, содержит в себе и передатчик, и приемник. В антенну «сливается» вся высокочастотная часть локатора. Благодаря этому можно создать неподвижные антенные решетки. Локатор сканирует пространство, в доли секунды перемещая луч по приемопередающим модулям, селектирует цели, наводит на них оружие, работает как средство радиоэлектронного противодействия. 

Первый замгендиректора и генконструктор корпорации «Фазотрон-НИИР» Юрий Гуськов говорит, что, пока, палубные Ка-52К оснащаются той же радиолокационной станцией «Арбалет», что и сухопутные Ка-52. Это радар миллиметрового диапазона обеспечивает выполнение задач в прибрежной зоне, не требующих большой дальности. Новая РЛС будет работать не только в миллиметровом диапазоне, эффективном для обнаружения наземных целей, но и в сантиметровом, позволяющем рассмотреть крупные морские объекты на дальности до 180 км. 

По словам конструктора, с появлением в составе оборудования Ка-52 нового радиолокационного комплекса экипаж получил возможность картографирования местности, эффективного выделения на фоне подстилающей поверхности движущихся наземных целей и их сопровождения. Благодаря этому летчикам станет значительно проще ориентироваться в условиях плохой видимости: тумана и запыленности, темного времени суток, включая глубокую ночь при полном отсутствии освещенности.

Радар обнаруживает и наземные препятствия, представляющие собой угрозу для безопасности полета: опоры линий электропередачи и даже сами провода, натянутые между ними. Кроме того, ему видны еще и маловысотные воздушные цели: крылатые ракеты и беспилотные летательные аппараты. Появилась возможность выдачи целеуказания по обнаруженным объектам, имеющимся на борту оптико-электронным средствам и соответствующему оружию. 

Появление серийных «Катранов» не только позволит вооружить единственный российский авианесущаий крейсер «Адмирал Кузнецов» новыми ударными вертолетами расширив его возможности. Но и дает толчок разбитию еще одного весьма амбициозного проекта – строительства собственных вертолетоносцев. «Катран» специально проектировали под французские десантные вертолетоносцы типа «Мистраль». Но после отказа Парижа передать эти корабли Ка-52К перебазировали на «Кузнецов». В ходе выставки-форума «Армия-2015» в экспозиции Военно-морского флота впервые был показан макет российского универсального большого десантного вертолетоносца «Прибой».

По своим характеристикам это корабль водоизмещением 14 тыс. тонн. Имеет длину 165 и ширину 25 метров. На нем могут быть размещены до 12 ударных или противолодочных вертолетов. В трюме до 60 единиц бронетехники и не менее 500 морских пехотинцев. Собственно, по этим параметрам, а также зная количество заказанных Минобороны «Катранов», легко можно представить, какую группировку кораблей этого класса планирует в ближайшее время развернуть Военно-морской флот. 

Автор: Дмитрий Литовкин
По материалам сайта ТК "Звезда"





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация