ВЛ / Статьи

«Безбашенные» автомобили СССР для парадов Победы

0
10-05-2017, 03:00...
1 069

История советских кабриолетов

В эпоху раннего СССР появление кабриолетов было вызвано не желанием покрасоваться, а желанием сэкономить. Ведь «безбашенные» автомобили требовали на свое создание меньше затрат. Это уже позже, когда плюсы и минусов кабриолетов стали известны, конструкторы начали «лепить» к кузовам жесткие крыши. 

«Мягкоголовые» пионеры 

Как известно, кабриолет является эволюционной ветвью кузова фаэтон. Главное отличие в том, что у фаэтона боковое остекление не скрывается в дверях. Его либо вообще нет, либо оно пристегивается к кузову. Фаэтонов на заре СССР было довольно много. Они, можно сказать, стали «наследством» царской России. 

По сути, первый советский автомобиль — «Промбронь С24/40» — был реинкарнацией имперского «Руссо-Балта». Причем цифровой индекс у последнего был точно таким же. «Промбронь» выехала на советские дороги в 1922 году. Этот автомобиль имел съемный мягкий верх и четыре двери. Именно такая комплектация нравилась первым советским дизайнерам. 

Спустя 5 лет появился и «безбашенный» автомобиль о двух дверях — НАМИ-1. Интересно, что изначально, когда дизайнеры работали над обликом машины, версия была трехдверной (плюс одна дверь с левой стороны). Но идею быстро отмели. Кстати, специально для НАМИ-1 советские инженеры создали 2-цилиндровый силовой агрегат воздушного охлаждения. Автомобиль был построен на хребтовой раме — ее «подглядели» у Tatra.

Серийный выпуск НАМИ-1 пошел лучше, чем у «Промброни» — несколько сотен экземпляров (от 200 до 500 штук) за пять лет производства, с 1927 по 1931 годы. 

И все же сделать фаэтон по-настоящему массовым не получилось. Сыграла роль слишком высокая цена. За НАМИ-1 просили 8 тысяч рублей. Для сравнения: в то время ГАЗ-А (реплика американского Ford-A) стоила менее 2 тысяч. Ситуацию не выровняло даже снижение цен на фаэтон до 5 тысяч рублей. 

В итоге в 1933 году Совнарком решил расправиться с «мягкоголовыми»: выпустил постановление, требующее оборудовать любые автомобили закрытыми кузовами.

Тяга к запретному 

Автопроизводители против власти, конечно, не пошли. Поэтому уже спустя несколько лет крен в сторону машин с жестким верхом был очевиден — примером тому ГАЗ-М-1 и ЗИС-101. Но это вовсе не значило, что на фаэтонах и кабриолетах поставили крест. 

ЗИС до начала войны «шаманил» над парочкой версий машин под индексом 102. У одной боковые стекла пристегивались. У второй — прятались в двери. По факту, именно второй вариант можно смело назвать первым полноценным советским кабриолетом. Произвели таких автомобилей мало, всего лишь пару-тройку десятков. 

Любопытно, что перед войной над авто с открытым верхом трудились и в КИМе. Модели КИМ-10−50 светило прекрасное будущее. А ее «безбашенный» вариант — КИМ-10−51 — вполне мог сорвать куш. Но началась война, и стране стало не до «народных» машин.

Послевоенная реинкарнация 

Главными автомобилями СССР после войны стали ГАЗ-М-20 «Победа» и «Москвич-400». Поскольку обе машины имели несущий кузов, проектирование их вариантов с открытым верхом оказалось трудным делом. Но инженеры нашли, как выкрутиться. Они сделали «почти» кабриолеты: оставили автомобилям рамки дверей, причем усиленные. В итоге, эффект «головы на улице» все же был достигнут.

Вариант «Победы» с мягким верхом находился в производстве с 1949 по 1953 годы. За это время с конвейера успело сойти чуть больше 14 тысяч экземпляров кабриолетов. 

В том же 1949 освоил конвейер и «безбашенный» Москвич-400−420А. Он оказался чуть более живучим: последние машины собрали в 1954 году. Всего же МЗМА выпустил около 18 тысяч таких автомобилей.

На этом история массовых советских кабриолетов закончилась. 

Не для простых советских граждан 

Когда открытые варианты «Победы» и «Москвича» стали достоянием истории, новые кабриолеты уже изначально проектировали для «особых» людей, на западный манер. Ездить на них позволялось лишь высокопоставленным чиновникам. 

Взять хотя бы ЗИС-110 — полноценный лимузин на 7 мест. Хотя его производство официально началось в 1945 году, а завершилось в 1961-м, свет увидело около 2 тысяч автомобилей. Был у «зисовцев» и фаэтон с индексом 110Б — он числился в производстве с 1949 по 1957 годы. Причем, сколько таких автомобилей было выпущено — доподлинно неизвестно. В лучшем случае, пару десятков. А кабриолет ЗИС-110 В и вовсе «клонировался» лишь еще двумя «братьями». 

Эти машины служили в качестве перевозчиков высокопоставленных чиновников, отдыхавших в Крыму. В 1950-х годах часть из них осела у военных — на них принимали парады на Красной площади. 

Наиболее успешным советским автомобилем с открытым верхом стал ГАЗ-12 (1949−1959 годы) — он разошелся тиражом около 21 тысячи экземпляров. Кроме представителей власти, такими машинами владели известные советские ученые и артисты. Его стоимость в открытой продаже казалась фантастической — 40 тысяч рублей. Для примера, «Москвич-400» стоил 9 тысяч, а «Победа» — 16. 

Варианты «без крыши» имелись и у ГАЗ-13 «Чайка» (ГАЗ-13Б — около 20 экземпляров), и у «четырнадцатой» модели (ГАЗ-14−05 — несколько штук). Все эти машины создавались для приема парадов и торжественных эскортов. Например, 14 апреля 1961 года на ЗИЛ-111 В в Кремль из аэропорта приехал Юрий Гагарин.

В 1962 году наметились модернизации фаэтонов. Связано это было с тем, что их «доноры» пережили обновление. ЗИЛ-111Д появился через год, причем очень ограниченным тиражом — всего 8 экземпляров. 

Постепенно к кабриолетам начали охладевать все сильнее. Если их и создавали, то только для парадов — так было с ЗИЛ-117 В (11 штук) и ЗИЛ-41044 (3 штуки). 

Да и после развала СССР любовь к кабриолетам не возродилась.

Фото: wikipedia.org





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация