ВЛ / Статьи

Ослепительный «Рычаг»: комплекс РЭБ превратит технику врага в металлолом

+5
13-04-2017, 09:06...
1 506


Если спросить военных о том, какие средства защиты от нападения являются наиболее эффективными, зенитные ракетные комплексы с чувствительными РЛС, вероятно, окажутся не во главе этого списка. Одними из первых на передовой современной войны окажутся комплексы радиоэлектронной борьбы, которым по силам не только «ослепить» авиацию и другую технику противника, но и разобраться со средствами поражения. 

Легкое движение

Со времен первых комплексов радиоэлектронной борьбы промышленность, особенно военная, шагнула далеко вперед. Передовые комплексы и вспомогательные средства РЭБ - это скорее не бронежилет, который защищает от вражеских пуль, а невидимая сила, которая не позволяет оружию стрелять. В этом смысле авиационный многофункциональный комплекс радиоэлектронной борьбы «Рычаг» эксперты часто сравнивают с танковым комплексом активной защиты. В наземной технике такая система ликвидирует угрозу еще до контакта с броней. В воздухе происходит практически то же самое, только действует невидимое излучение дальше, и под радиоэлектронный купол может попасть не один объект, а все объекты, в которых есть электронная начинка. Активное противодействие комплексов РЭБ и сложной электроники, зашитой внутри корпусов зарубежной техники просчитывается давно, однако в новейшей истории такого противостояния есть любопытные прецеденты. 

В декабре 2011 года иранское информационное агентство IRNA сообщило о том, что вооруженным силам Ирана удалось перехватить и посадить американский дрон-разведчик. Иранские инженеры пояснили, что уязвимым местом стала система GPS-навигации беспилотника. Западные эксперты в многочисленных статьях подтверждали эту уязвимость, и неоднократно обращали внимание военных на слабое место, нажав на которое можно вывести дорогостоящую технику из строя. «Даже современные военные GPS-приемники крайне уязвимы для манипуляций», – говорил бывший специалист ВМС США по электронной войне Роберт Денсмор. GPS-устройства, по словам Денсмора, с помощью определенной процедуры можно перепрограммировать прям на борту беспилотного самолета, чтобы сложная электроника приняла новые координаты, или вовсе отдала команду на посадку. Технически, по словам Денсмора, такая возможность имеется давно. 

Глушите сигнал!

Атака на GPS — это последовательность действий по перехвату и обману GPS-приемника цели, посредством передачи более мощного, чем полученный от GPS-спутника, сигнала. Как известно, в системах GPS-навигации существует промежуток времени, за которое сигнал проходит от спутника до приемника-получателя. Успех мероприятия заключается в том, что атакующий точно знает где его цель, и имитирует мощный сигнал при перехвате, заставляя цель неверно определить свое местоположение. Приняв от имитатора искаженные координаты, цель меняет свой маршрут движения. Спутники американской GPS-навигации были запущены на свои орбиты еще в 1974 году. При этом, аппаратура большинства «старичков» находящихся на орбите остаётся прежней, преемники и передатчики не имеют системы защиты от современных устройств перехвата и взлома. Алгоритм GPS был расшифрован и опубликован в 2000 году, поэтому любой талантливый специалист спокойно может им воспользоваться в своих интересах. В интернете можно найти много предложений по продаже готовых к использованию GPS-спуферов, устройств которые позволяют перехватывать и искажать навигационные сигналы GPS-приемников. 

Менять всю систему спутниковой GPS-навигации целиком дорого, а весь процесс нельзя «провернуть» даже за пару лет. Поэтому Пентагон на полную замену всех спутников отвел период в 10-15 лет, выбив на это десятки миллиардов долларов из государственного бюджета. Программа модернизации предусматривает замену «старых» спутников на средней околоземной орбите (высота орбиты от 2000 км и выше) на новые. Один из последних запусков по этой программе состоялся 25 марта 2015 года, спутник GPS IIF-9 системы NAVSTAR был выведен на орбиту ракетой Дельта IV Medium+ (4,2). Существует целый ряд уязвимостей системы GPS-навигации. В числе угроз, помимо рукотворных, находятся и так называемые «внешние факторы». 

Академия инженерных наук Великобритании (Royal Academy of Engineering) провела исследование, посвященное спутниковой GPS-навигации и пришла к неутешительным выводам. Дело в том, что спутники обеспечивающие GPS-навигацию уязвимы к космической радиации и воздействию солнечной активности. Эксперты академии отметили, что в результате «природных» сбоев существует риск перехвата спутников, загрузки ошибочных данных во время перезагрузки программного обеспечения и сбоя внутренних часов. Всё это отражается на точности выдачи информации, и может привести к различным аварийным ситуациям. Сбои в работе американских военных спутников фиксировались в 1997, 1998 и 2003 годах.

Такое воздействие на спутники напрямую сказалось на применении высокоточного оружия. Во время военной операции «Шок и трепет» (2003 г.) в Ираке такой сбой привел к тому, что часть высокоточного оружия, в частности артиллерийские и ракетные системы, используя ложные координаты, били по своим. Сложности с использованием ЗРК «Пэтриот» также были списаны именно на эти сбои. Известно множество случаев неудачного боевого применения американских ударных беспилотников. БПЛА выходили в зону поражения с навигационными ошибками, и вместо боевиков атаковали мирных граждан в Афганистане, Ливии, Ираке и Сирии. Злой рок преследовал и «умные бомбы» JDAM, которые поначалу хорошо зарекомендовали себя во время бомбардировок в Югославии в 1999 году, но стали «промахиваться» во время вторжения американских войск в Ирак. 

Радиоэлектронный фронт 

Высокоточное оружие, использующее GPS-навигацию, может быть «сбито с толку» и комплексами РЭБ. Российские системы и средства РЭБ специалистов в области высокоточного вооружения беспокоят особенно сильно, ведь противодействовать им, по сути, невозможно.

30 августа 2016 СМИ сообщали, что Минобороны России проводит испытания новейшей системы РЭБ, способной на значительной площади контролируемой территории нейтрализовать работу орбитальных систем спутниковой связи и навигации, таких как Iridium, GlobalStar, NAVSTAR, OneWeb и других. Для того, чтобы гарантированно выводить из строя авиабомбы со спутниковым наведением или ракеты большой дальности, напичканные сложной электроникой, давно сформирован так называемый «комплексный подход», и системы радиоэлектронной борьбы играют в этом деле ключевую роль. 

Наземные комплексы РЭБ, вроде российских «Борисоглебск» и «Красуха», интегрированные в структуру ПВО, при таком подходе будут дополняться авиационными. «Рычаг-АВ» на базе вертолета Ми-8 принят на вооружение не так давно, однако именно с вводом в строй этого комплекса и его интеграцией в единую АСУ ПВО завершается создание единого механизма по противодействию любым видам высокоточного вооружения. Прозвище «боевая микроволновка» авиационный комплекс РЭБ получил не случайно, ведь именно комплексы РЭБ, и в частности, авиационные, могут выполнять львиную долю работ по противодействию ракетам и другому высокоточному вооружению противника.

В отличии от своих сухопутных собратьев, ограниченных в передвижениях условиями местности и другими факторами, «Рычаг-АВ» может создать радиоэлектронный колпак везде, где это потребуется. И хотя сведения о дальности работы «Рычаг-АВ» засекречены, эксперты отмечают, что прогнозируемая дальность (боевой радиус) 150 километров - это лишь один из режимов работы. Специалисты говорят, что комплексная эшелонированная система ПВО, в состав которой могут интегрировать авиационные комплексы РЭБ, в состоянии сорвать любую атаку противника с применением любых высокоточных средств поражения. Тип цели, по которой комплекс может вести «работу» в этом случае значения не имеет: РЛС самолетов тактической авиации будет «сходить с ума», а уже примененные боеприпасы потеряют связь, или после «прожарки» электронных мозгов сами себя перенацелят и упадут не там, где это планировалось. Операторы систем управления вооружения противника в этом случае не получат никакой информации о происходящем: на обзорных экранах такие сбои не отображаются. 

Вся прелесть авиационных комплексов типа «Рычаг-АВ» заключается в полностью автоматическом режиме работы и мобильности. Благодаря первому качеству летчики и операторы комплекса после получения приказа могут просто перевести систему в положение «работа» и задать параметры. Остальное электроника сделает сама. Определит координаты, считает информацию и поставит помехи, исходя из режима работы и других данных об объекте. Благодаря мобильности становится возможным развернуть «Рычаг-АВ» на базе нескольких машин вокруг ключевых объектов, создав тем самым единый радиоэлектронный щит, непроницаемый для любого высокоточного вооружения. 

Автор: Дмитрий Юров
По материалам сайта ТК "Звезда"





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация