ВЛ / Статьи

Трофейные технологии

+1
9-04-2017, 05:00...
2 723

Трофейные технологии

После Победы в 1945-м имело место прямое использование и Советским Союзом, и Соединенными Штатами интеллектуальных ресурсов бывшего врага. В СССР ученые и инженеры, вывезенные из Германии целыми коллективами и по одиночке, участвовали в атомном проекте, создании ракетной и авиационной техники. Это было тем более эффективно, что пользование немецкими машинами и оружием для нашей страны традиционно. 

Любому человеку, интересующемуся историей советского боевого арсенала, известно, что первая управляемая баллистическая ракета Р-1, принятая на вооружение в 1950-м, представляет собой копию немецкой «Фау-2» (V-2, А-4) Вернера фон Брауна. «Фау-2» была оснащена первая в СССР ракетная часть – созданная в 1946 году для их испытаний бригада особого назначения РВГК. 

Реактивный старт

На пути к созданию Р-1 была организована сборка А-4 в советской зоне оккупации Германии и на территории СССР, их испытательные пуски на полигоне Капустин Яр состоялись в 1947 году. Всего собрали 39 оригинальных «Фау-2». Немецкие разработки использовались и при создании других отечественных боевых ракет. По типу самолета-снаряда «Фау-1» (V-1) были созданы опытные управляемые КР семейства 10Х класса «воздух-земля» и «земля-земля». На основе зенитных управляемых ракет «Вассерфаль», «Рейнтохтер» и «Шметтерлинг» прорабатывались первые проекты советских ЗУР Р-101, Р-102 и Р-112. Они не стали боевыми образцами, но полученный опыт оказался хорошим подспорьем. В первой отечественной ЗРС С-25 «Беркут», прикрывшей Москву, немецкий след однозначно был. Равно как и в принятой на вооружение ПКР КСЩ. 

Еще в годы войны войсками Ленинградского фронта применялись созданные на основе трофейных немецких реактивных снарядов тяжелые эрэсы МТВ-280 и МТВ-320, запускавшиеся с помощью специальных рам. От прочих наших реактивных снарядов того времени эти неуправляемые ракеты отличались тем, что стабилизировались в полете не за счет оперения, а вращением пороховыми газами, истекающими из наклонных отверстий. Это обеспечивало лучшую кучность стрельбы. Такие эрэсы получили название турбореактивных, хотя и не имели никакого отношения к авиационным двигателям. По тому же принципу были разработаны и принятые на вооружение в 50-е реактивные снаряды М-14 (140 мм) и М-24 (240 мм) для боевых машин БМ-14 и БМ-24 на автошасси и БМ-24Т на гусеничном тягаче. 

Для полноты картины следует, наверное, упомянуть, что и немцы во время войны скопировали и запустили в серию, слегка модифицировав, советский оперенный 82-мм реактивный снаряд М-8. Такими эрэсами 80 mm WGr. Spreng оснащались подразделения самоходной реактивной артиллерии (пусковые установки на полугусеничных БТР) ваффен-СС. Собирались немцы применять еще и 150-мм оперенные эрэсы на основе трофейных «катюшинских» 132-мм М-13, но довести до ума свою реплику не успели. 

А попавшие в распоряжение СССР немецкие 158,5-мм шестиствольные буксируемые реактивные минометы 15 cm Nebelwerfer, известные фронтовикам как «ишак» и «Ванюша», поставлялись КНДР в период корейской войны 1950–1953 годов. 

На крыльях фатерлянда 

ВВС Красной армии еще в 20-е – начале 30-х имели на вооружении импортные и собранные из поставленных комплектующих немецкие самолеты – бомбардировщики ЮГ-1 («Юнкерс G-23»), истребители «Фоккер D-VII», «Фоккер D-XI», И-7 («Хейнкель HD-37»), разведчики «Фоккер С-IV», «Юнкерс Ju-20, Ju-21». Авиация РККФ до 1938 года использовала корабельные летающие лодки-разведчики КР-1 («Хейнкель He-55»), а до 1941-го (в полярной авиации до 1946-го) – летающие лодки «Дорнье» Do-15 «Валь». В 1939–1940 годах в СССР прошли всесторонние испытания поставленные в качестве образцов уже гитлеровской Германией новейшие по тому времени бомбардировщики «Дорнье Do-215B» и «Юнкерс Ju-88», истребители «Хейнкель He-100», «Мессершмитт Bf-109E» и «Мессершмитт Bf-110C», связные самолеты «Мессершмитт Bf-108» и «Физелер Fi-156», учебные «Бюкер Bu131» и «Бюкер Bu133», «Фокке-Вульф Fw-58» «Вайхе» и даже вертолеты «Фокке-Ахгелис Fa-266».

В послевоенный период в СССР приняты на вооружение отдельные трофейные образцы немецких ВВТ. Например, один из истребительных авиаполков Балтфлота был оснащен истребителями «Фокке-Вульф Fw-190D-9». Пограничные войска вплоть до конца 50-х использовали поплавковые гидросамолеты-разведчики «Арадо Ar-196». В гражданскую авиацию были переданы трофейные транспортно-пассажирские «Юнкерс Ju-52/3m» и как минимум один гидросамолет «Дорнье Do-24». 
Запуск в серию в СССР немецких турбореактивных двигателей Jumo-004 и BMW-003 (под обозначениями РД-10 и РД-20) позволил начать производство оснащенных ими первых советских реактивных истребителей Як-15 и МиГ-9, причем последний носит некоторые черты разрабатывавшегося в Германии «Мессершмитта Р.1101». 

Рассматривалось, но было отвергнуто предложение о налаживании производства для ВВС СССР немецких реактивных истребителей «Мессершмитт Me-262» «Швальбе». Отказ от Me-262 можно считать не вполне продуманным – ведь то была готовая к освоению советскими летчиками машина, к тому же союзная Чехословакия располагала практически полной технологией ее производства. Она могла найти применение как оснащенный радиолокатором типа немецкого «Нептун» ночной перехватчик, отвечающий требованиям времени вплоть до середины 50-х, а как истребитель-бомбардировщик (модификация «Штурмфогель») – вплоть до начала 60-х. Бомбовая нагрузка в тысячу килограммов превосходила таковую даже у появившихся впоследствии МиГ-15, -17 и -19. Кстати, сами чехи продолжили производство Ме-262 для своих ВВС под обозначением S-92. 

Германские гены послевоенной советской авиатехники – тема обширнейшая, ей посвящены солидные монографии. Стоит отметить еще одну крылатую машину с трофейными корнями – оперативно-тактический двухдвигательный реактивный бомбардировщик «150», созданный в ОКБ С. М. Алексеева при ведущей роли работавших там немецких специалистов во главе с Брунольфом Бааде, ранее трудившимся в фирме «Юнкерс». Образец, увидевший небо в 1952-м, имел характеристики лучшие, нежели у массового фронтового бомбардировщика Ил-28. Однако в серию «150» не пошел якобы по причине появления Ту-16, хотя это были машины разных классов. 
Между тем «150-й» потенциально оказался достойным соперником американским ударным самолетам фирмы «Дуглас» – палубному А-3 «Скайуорриор» и его сухопутной модификации B-66 «Дестройер», прослужившим не один десяток лет и воевавшим во Вьетнаме. Кстати, будучи отпущенным с коллегами в ГДР, герр Бааде разработал на основе «150» единственный восточногерманский пассажирский самолет «Бааде-152». 

Первые советские управляемые авиабомбы имели своими прототипами немецкие телеуправляемые планирующие бомбы, успешно применявшиеся люфтваффе. 

От локаторов до котелка 

Не обошло немецкое влияние и советскую ствольную артиллерию. Так, еще от царской армии РККА достались 122-мм гаубицы образца 1909 года, разработанные для России фирмой «Крупп» и модернизированные в 1937-м. Эти ветераны Первой мировой и Гражданской применялись и в 1941–1945 годах. В 1930-м в РККА появилась 37-мм противотанковая пушка, разработанная компанией «Рейнметалл» и выпускавшаяся по лицензии – точно такая же, как у вермахта. В 1938-м на вооружение была принята 76-мм зенитная пушка 3-К, разработанная по образцу 7,62 cm Flak той же фирмы. 

Уже в ходе войны Красная армия получила трофейные немецкие 210-мм мортиры 21 сm M18, с которыми в СССР были знакомы еще по двум образцам, закупленным в 1940-м в Германии для оценочных испытаний. 
В 1944-м чешской фирмой «Шкода», работавшей на немцев, была разработана новаторская легкая 105-мм гаубица F.H.43 с круговым обстрелом. Ее конструкция послужила основой популярной во многих странах мира советской 122-мм гаубицы Д-30, даже внешне очень похожей на прародительницу. 

В войсках ПВО СССР после войны некоторое время стояли на вооружении трофейные немецкие 105-мм зенитные пушки Flak 38/39. 
В годы войны на шасси немецких штурмовых орудий StuG III и средних танков PzKpfw III были созданы (с установкой соответственно 122-мм гаубиц М-30 и 76-мм пушек С-1) самоходные СГ-122 и САУ СУ-76И, выпускавшиеся серийно путем переоборудования трофейных машин. 
Широкое применение нашел трактор «Коммунар», использовавшийся в качестве артиллерийского тягача и выпускавшийся в СССР с 1924 года по лицензии немецкой фирмы «Ганомаг». Даже в знаменитом советском армейском легковом автомобиле высокой проходимости ГАЗ-69А заметны черты его немецкого аналога – командирского «Штевер-R180/R200». А послевоенный дизельный грузовик МАЗ-200, буксировавший на последних сталинских военных парадах по Красной площади 152-мм гаубицы Д-1, представляет собой микс из американского «Мак L» и типового автомобиля вермахта «Бюссинг-НАГ-4500». Знаменитый тяжелый армейский мотоцикл М-72, состоявший на вооружении Советской армии практически до ее исчезновения вместе с СССР, – копия довоенного немецкого BMW R71. 

И как не вспомнить, что в веймарской еще Германии для РККА и чекистов были закуплены 7,63-мм пистолеты «Маузер» К-96, самими же немцами прозванные «Боло» – от «Большевик» и использовавшиеся в вермахте и СС. 

Весьма полезным было изучение трофейной немецкой техники радиолокации и связи – использовавшихся в ПВО Германии РЛС дальнего обнаружения «Фрейя» и «Манмут», РЛС обнаружения и целеуказания «Большой Вюрцбург» и станции орудийной наводки «Малый Вюрцбург». В 1952 году в районе Горького был введен в эксплуатацию трофейный сверхдлинноволновой радиопередатчик большой мощности «Голиаф» для связи с подводными лодками. Долгое время после войны на вооружении Советской армии состоял полевой телефонный аппарат ТАИ-43, созданный на основе немецкого FF-33. 
Даже советский комбинированный солдатский котелок скопирован с германского образца 1931 года, равно как отечественный общевойсковой защитный комплект (ОЗК) создан на основе аналогичного немецкого, появившегося в конце Второй мировой войны. К слову, ряд технологий химического оружия (боевые отравляющие вещества и средства их применения), внедренных в СССР, был отработан еще в 1928–1933-м на объекте «Томка» (научный военно-химический полигон у населенного пункта Шиханы в Саратовской области), где по секретному советско-германскому соглашению работали немецкие специалисты. 

Кригсмарине – советскому флоту 

Лучшие подводные лодки, строившиеся в СССР до войны, – средние типа «С» (1934–1948), созданные на основе проекта немецкой фирмы «Дешимаг». По репарациям от разгромленной гитлеровской Германии были получены четыре большие субмарины серии XXI, в ВМФ СССР отнесенные к проекту 614. Они несли службу на Балтийском флоте (Б-27, Б-28, Б-29 и Б-30). Будучи самыми совершенными для Второй мировой, субмарины серии XXI во многом послужили прототипом для послевоенных советских средних дизельных торпедных подводных лодок проекта 613, строившихся массовой серией в 1950–1957 годах. 

Кроме того, нам достались по репарациям или были захвачены в качестве трофеев океанская подводная лодка серии IXС, четыре средние ПЛ серии VIIC (всего ВМФ СССР получил их пять, у нас они были отнесены к типу ТС-14) и три малые серии IIB (в строй не вводились), весьма для своего времени продвинутая по конструкции малая ПЛ серии XXIII и две сверхмалые ПЛ типа «Зеехунд» (есть информация о поступлении в состав ВМФ СССР в 1948 году одной подлодки этого типа, хотя советскими войсками на верфи были захвачены секции и комплектующие для сборки нескольких десятков таких лодок). 
С использованием трофейных немецких комплектующих и соответствующей документации в 1951–1955 годах была построена экспериментальная подводная лодка С-99 проекта 617, оснащенная парогазотурбинной энергоустановкой единого хода. Лодка, принятая в состав Балтфлота, впервые в истории отечественного флота развила подводную скорость 20 узлов, но в конечном итоге потерпела аварию со взрывом, вызванным «нештатным» разложением перекиси водорода. Проект не получил развития по причине начавшегося внедрения в подводном кораблестроении ядерной энергетики. 

СССР получил недостроенный, но находившийся в высокой степени готовности авианосец «Граф Цеппелин», по скудоумию советского руководства потопленный на учебных артиллерийских и торпедных стрельбах в 1947 году, и также сочтенные ненужными устаревший учебно-артиллерийский линейный корабль «Шлезвиг-Гольштейн», тяжелый крейсер «Лютцов» типа «Дойчланд» и недостроенный тяжелый крейсер «Зейдлиц» типа «Адмирал Хиппер». Еще один тяжелый крейсер типа «Адмирал Хиппер» продан Германией СССР в недостроенном состоянии в 1940-м, получил название «Петропавловск» и участвовал в обороне Ленинграда в качестве несамоходной плавучей батареи. Достроен он так и не был. 

Из крупных боевых кораблей в состав ВМФ СССР были зачислены и несли не слишком продолжительную послевоенную службу на Балтике легкий крейсер «Нюрнберг» (у нас – «Адмирал Макаров»), два эскадренных миноносца типа «Леберехт Маас» (в ВМФ СССР – тип «Прыткий») и по одному типа «Дитер фон Редер» («Прочный») и «Нарвик» («Проворный»). Эсминец «Проворный» – самый мощный в истории нашего флота в плане артиллерийского вооружения, он имел 150-мм орудия. 

Были повышены в классе до эсминцев и введены в состав Балтфлота и немецкие миноносцы – по одному типов 1935 («Подвижный»), 1937 («Порывистый») и 1939 («Примерный»), а также три совершенно устаревших «Т-107» (периода Первой мировой). В числе немецких приобретений ВМФ СССР оказалось большое количество тральщиков, минных заградителей, десантных судов, а также такие экзотические экземпляры, как катапультное судно для запуска тяжелых летающих лодок «Фальке» (опытовое судно «Аэронавт», использовавшееся при испытаниях ракетного оружия) и роскошная штабная яхта «Хела», ставшая в составе Черноморского флота кораблем управления «Ангара». 

Можно отметить, что на вооружении минно-торпедной авиации ВМФ СССР имелись трофейные немецкие 450-мм авиационные торпеды F-5W. 
В 1950 году на вооружение подводных лодок ВМФ СССР была принята 533-мм самонаводящаяся электрическая торпеда САЭТ-50, созданная по образцу немецкой Т-5, а в 1957-м – 533-мм бесследная дальноходная прямоидущая «53-57», разработанная при участии немецких специалистов на основе германских турбинных перекисных торпед типа «Штайнваль» и других. Кстати, еще в 1942-м на вооружение советских подводных лодок поступила 533-мм прямоидущая электрическая торпеда ЭТ-80, за основу которой была взята немецкая G7e, в первой своей модификации появившаяся в 1929 году. 

С образованием ГДР ее судпром был вовлечен в работу в интересах ВМФ СССР. С немецких верфей поставлялись вспомогательные суда различного назначения, а также разведывательные корабли на корпусе траулера (оснащение спецоборудованием они проходили, разумеется, в СССР). В 1986–1990 годах Балтийский флот получил из ГДР 12 известных высоким качеством постройки малых противолодочных кораблей разработанного совместно специалистами Зеленодольского ПКБ и восточногерманского судостроительного завода «Пеене-Верфт» (Вольгаст) проекта 1331М (типа «Пархим-2»). Часть из них до сих пор в строю. Любопытно, что аналогичные корабли, построенные для Фольксмарине (16 единиц несколько отличающегося проекта 1331 «Пархим-1»), после воссоединения Германии были проданы Индонезии, в ВМС которой они числятся корветами типа «Капитан Патимура». 

На излете Варшавского договора ГДР была выбрана в качестве основного производителя управляемых ракет для тактического противокорабельного ракетного комплекса советской разработки «Уран» – аналога американского «Гарпуна». Она же должна была строить вооруженные «Ураном» ракетные катера проекта 151А, предназначенные как для себя, так и для флотов СССР и Польши. Однако этим планам не суждено было сбыться.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация