ВЛ / Статьи

В награду – целый век

0
6-03-2017, 04:00...
896

В награду – целый век

Честно признаться, я не ожидал столь крепкого рукопожатия от ветерана накануне его столетия. Но чем дальше знакомился с этим замечательным человеком, тем больше понимал, что и на своём в прямом смысле веку он не растерял бойцовских качеств легендарного аса. 

Перебирая фото из своего архива, ветеран уверенно вспоминал имена и фамилии однополчан, даты и места съёмки. Так же ярко он рассказывал о военной поре и людях, с которыми довелось идти дорогами и небом Великой Отечественной. Меня тронули и его слова: «А я ведь встречался с журналистом «Красной звезды» во время войны». И он поведал мне об одном из боевых эпизодов своего экипажа, который в полку все звали «Три Коли», потому что служили в нём командиром старший лейтенант Николай Жуган, штурманом старший лейтенант Николай Куроедов и стрелком-радистом старший сержант Николай Осьмачко. В тот день они возвращались после бомбардировки аэродрома в немецком тылу, и на обратном курсе их ТБ-3Ф атаковала пара «мессеров». Машина загорелась, и экипажу пришлось покинуть её в небе. Командир и стрелок-радист прыгнули чуть позже и смогли дотянуть до нейтральной полосы, откуда их забрали наши пехотинцы, а вот со штурманом приключилась необыкновенная история. Его парашют полностью не раскрылся, и Куроедов падал с высоты в три тысячи метров. Удар о землю смягчили молодые деревья на краю оврага. Кубанские казаки-конники, возвращаясь из рейда по немецким тылам, нашли штурмана без сознания по обрывкам парашюта, которые виднелись над глубоким сугробом, и доставили в госпиталь. Там-то и повстречались командир экипажа, приехавший проведать штурмана, и краснозвёздовец, готовящий статью о счастливом спасении лётчика. Многое тогда поведал о друге старший лейтенант Николай Жуган: как они летали без прикрытия громить врага на полях сражений в сорок первом, как в ночном полёте на Берлин его штурман точно вывел самолёт на цель, как не раз горели в небе. 

Вообще же в годы войны Николаю Жугану везло: пришлось с парашютом покидать свой самолёт пять раз. Четырежды его сбивал враг, и один раз – удар молнии. Однажды, когда их экипаж после приземления на парашютах во фронтовой полосе вышел в расположение нашей стрелковой части, встретивший их комбат только развёл руками: «Видать, есть у вас, авиаторов, ангелы-хранители, если вы наше минное поле преодолели…» Сам отважный лётчик говорит теперь, что судьба к нему действительно благоволила.

И это, пожалуй, правда. Через село Николаевка на Одесчине, где 23 февраля 1917 года родился Николай Жуган, вместе с воюющими отрядами прокатился тиф, унесший в могилу маму и сестру. Через три года умер и его отец. Годы, проведённые в одесском детдоме, Николай Павлович вспоминает с теплотой, говорит, что они стержневые в его характере. После занятий в детдомовских мастерских он быстро освоил профессию токаря на заводе «Красный профинтерн», а комсомольская ячейка направила его на занятия в клуб Осоавиахим. Там-то и посоветовали земляку осваивать небо по-серьёзному. И старательный парнишка получил путёвку в Харьковскую лётно-планерную школу. А после её окончания был направлен в Одесскую школу военлётов. 

Уже 22 июня 1941 года лейтенант Жуган повёл свой самолёт в боевом строю полка бомбить колонну танков, обходящих Брест 
Осенью 1938 года младший лейтенант Жуган прибыл в Брянск на аэродром 8-го бомбардировочного авиаполка и принял под своё начало экипаж самолёта СБ-3. А накануне войны, переучившись на дальний бомбардировщик ДБ-3ф, стал командовать экипажем в 98-м бомбардировочном авиаполку, который базировался на аэродромах Смоленской области. Именно оттуда 22 июня 1941 года лейтенант повел свой самолёт в боевом строю полка бомбить колонну танков, обходящих Брест. Немцы не ждали атаки с неба, и все самолёты тогда вернулись на свою базу. Чего нельзя сказать об остальных вылетах начального периода войны. Фашистские истребители не хотели рисковать под пулемётным огнём строя наших бомбардировщиков, поэтому заходили снизу и сбивали крайние в боевом порядке машины, после чего улетали восвояси. «В один день, бывало, вылетаем пятнадцатью машинами, возвращаемся тринадцатью, потом – одиннадцатью, семью, пятью, тремя… Видимо, из-за больших потерь авиации нас, «дальников», тогда использовали в качестве фронтовых бомбардировщиков. Истребителей прикрытия в ту пору я не припоминаю, а вот зенитная оборона у немцев была мощной», – вспоминает ветеран. Но судьба берегла лётчика. 23 февраля 1942 года друзья поздравили Николая Жугана с днём рождения, Днём Красной Армии и вторым боевым орденом – Красного Знамени. 
В лётной книжке пилота Жугана времён войны значатся боевые вылеты в районы Волоколамска, Истры, Рузы в динамике битвы под Москвой, бомбёжки войск и аэродромов врага во время Сталинградской битвы, по два вылета в день на Курском направлении. В 1943 году его Ил-4 бомбил в ночном полёте Берлин, в 1944 году сбрасывал бомбы на Кёнигсберг, Данциг, Инстербург. Тогда же, после двух дней непрерывных бомбёжек нашей дальней авиацией аэродромов и крупных гарнизонов Финляндии, эта страна повернула своё оружие против бывшего союзника – Германии. 

На вопрос о самом сложном фронтовом полёте Николай Павлович ответил так: «Во время операции «Багратион» мы отбомбились по немецкому аэродрому вблизи Пинска. И на обратном пути, это был мой 242-й боевой вылет, самолёт сбили. Мы со штурманом прыгнули с парашютами, а стрелок-радист Коля Осьмачко не смог покинуть кабину, скорей всего, ранен был, я его голоса после команды покинуть самолёт так и не услышал. Приземлился я в тылу врага, встретил партизан из отряда «Храбрецы», которыми командовал батька Рябцевич, они и вывели меня через линию фронта к своим. То, что один Коля погиб, я понял сразу, не увидев в воздухе его парашюта. А вот за второго Колю сильно переживал: не попал ли он в плен». Штурман и командир встретились уже в родном полку и узнали, что одним указом им присвоено звание Героя Советского Союза. 

Свой последний боевой вылет, 312-й по счёту, гвардии капитан Николай Жуган совершил 27 апреля 1945 года, обрушив победные бомбы на позиции фашистов под Берлином. Пилотская фортуна благоволила ему и в мирные дни: после учёбы в академии майор Жуган принял авиаполк новых Ту-4, ставших тогда основой нашей стратегической авиации. Полковником стал командовать в Восточной Сибири дивизией первых реактивных стратегических бомбардировщиков Ту-16, успешно освоил эту замечательную машину, получил звание генерал-майор. Но тут врачи нашли у него ограничения по здоровью для службы в реактивной авиации, и молодой комдив вынужден был уйти в запас. Переехал в Краснодар, работал, воспитывал троих детей, постоянно держался на стремнине общественной жизни – двенадцать лет был командующим краевой военно-спортивной игрой «Орлёнок», вот и сейчас считает, что создание юнармейских отрядов – это продолжение, развитие традиций той поры. И сегодня Николай Павлович – настоящий «агитбоец» краевой организации Героев Советского Союза и Героев России, правда, на встречи теперь молодёжь чаще приходит к нему – годы дают о себе знать. Но выправка у генерала остаётся военной, как и точность суждений. Храни и впредь, судьба, своего любимца!





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация