ВЛ / Статьи

Россия вводит войска в массовое сознание

0
28-02-2017, 00:00...
1 340

Россия вводит войска в массовое сознание

Почему и с какой целью в нашей стране созданы подразделения информационных операций

Специальные войска информационных операций сформированы в российских Вооруженных силах. Об этом заявил министр обороны страны Сергей Шойгу. По его словам, новые возможности военного противоборства, которые появились у нашей страны, будут «гораздо эффективнее и сильнее всего того, что мы создавали раньше в направлении, которое называлось контрпропагандой». 

Нельзя сказать, что сообщение Шойгу стало неожиданным. О необходимости организации в Российской армии киберподразделений говорил ещё в марте 2012 года вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. К тому времени стало очевидным: без умелого противодействия как виртуальным угрозам, так и заведомо лживым сообщениям газет, радио, телевидения (так называемым фейкам, которые стали серьезной проблемой современной политики), врагов не одолеть. 

А вот мнение по этому поводу бывшего члена коллегии Министерства обороны РФ генерал-полковника Леонида Ивашова, которое приводит агентство «РИА-Новости»: «В Министерстве обороны прекрасно понимают, что такое информационная война. Содержанием любой современной войны являются операции по подрыву военного, экономического потенциала, по разложению морального состояния войск, операции, которые дискредитируют руководство страны, в том числе военное. Надо перестать оправдываться, а заставить Запад перейти к обороне, проводить операции против его лжи. Нам сегодня надо наступать. Надо создать своего рода государственный штаб, который планировал бы не только контрпропаганду, оборонительные операции, но и информационно-психологические наступательные операции. Для этого в составе российских ведомств надо создать мощное аналитическое подразделение, мощное, прежде всего, по емкости умов и знаний тех, кто знает и умеет, как доносить до руководства стран мира, истеблишмента и, конечно, до массы населения нашу правду».

И очень похоже, что в руководстве России действительно решено придать проблеме поистине государственный масштаб, выходящий далеко за рамки одного оборонного ведомства. Вряд ли случайно в тот же день, когда военный министр объявил о создании информационных спецподразделений, пришло сообщение и из МИД РФ. Там запустили сервис антифейковых новостей, которые распространяют зарубежные СМИ, в первую очередь США и Великобритании. По словам официального представителя российского дипломатического ведомства Марии Захаровой, «страница создана, поскольку министерство вынуждено постоянно комментировать фейки, а также, чтобы приводить примеры конкретных информационных вбросов». 

— Мы уважаем мнения журналистов, даже в том случае, когда категорически с ними не согласны, — сказала Захарова. — Но есть, к сожалению, такие элементы информационной войны, как специальные кампании по раскручиванию вброшенной дезинформации. Они стали с некоторых пор фактически всемирным трендом. 

Но вернемся к новым войскам в наших Вооруженных силах. Что они собой представляют? Армейские мастера информационных спецопераций это кто — обычные программисты, только в погонах? Или журналисты с навыками работы в киберпространстве? Или то же, что и хакеры, только не взламывающие чужие компьютерные системы, а защищающие государственные? 

Обратилась за подробностями в Западный военный округ, известный у журналистов региона, как один из самых продвинутых именно в киберделах. В ответ услышала встречную просьбу: не беспокоить. Тема, мол, не публичная. При этом дали понять, что «искать концы» следует в середине 1980-х годов, когда впервые появилось такое понятие как «психологические операции». Оно стало основой новой «стратегии национальной безопасности», разработанной аппаратом президента США Рональда Рейгана. 

— Прежде всего, хочу отметить: то, что войска, о создании которых объявил Сергей Шойгу, нужны, было очевидно уже давно, — внес некоторую ясность Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа. — Информационные войны не менее важны и страшны, чем те, в которых используют огнестрельное оружие. А в настоящее время они стали неотъемлемой составляющей «обычных» войн. Предполагают как чисто информационные кампании, скажем, газетные публикации или телевизионные репортажи определенной направленности, так и защиту российских военных систем управления и связи от кибертерроризма. Воздействие информвойны на население может быть очень сильным. Что показал, в частности, опыт вооруженных конфликтов США в Гренаде в 1982 году и в Панаме в 1989-м. А затем — во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году. В Ираке главной целью было укрепление политических позиций антисаддамовской коалиции. В других вооруженных конфликтах — усиление постоянного психологического давления на противника. 

«СП»: — Для мирного населения и военных, сражавшихся за свою страну это, как я понимаю, оказалось серьезным дополнительным испытанием вместе с постоянной опасностью, разрухой. Но если американские информационно-психологические операции начали проводиться почти сорок лет назад, а мы, в сущности, только-только их осваиваем, насколько же отстали в этом деле? 

— По поводу отставания точно сказать невозможно. В США в каждом из родов войск уже не первый год есть специализированные подразделения. В Китае таковые появились тоже не вчера. Данных об их составе и количестве нет, тема достаточно закрытая. Но могу предположить, что мы отстаем не сильно. А в чем-то, думаю, и превосходим оппонентов. Отставание, на мой взгляд, чисто организационное. Но это поправимо. 

Судя по некоторым данным, наш эксперт прав: не так уж сильно уступают подразделения информационных операций ВС РФ зарубежным аналогам. Согласно сведениям, обнародованном недавно международной компанией Zecurion Analytics, Россия входит в пятерку ведущих стран по общей численности кибервойск (примерно 1000 человек) и их финансированию. Возглавляют же пятерку США (численность их подразделений информационно-психологических операций 7 тысяч человек, финансирование — 9 млн. долларов в год). Далее следуют Китай, Великобритания и Южная Корея. 

Примечательно, что о создании в России войск информационных операций министр Шойгу объявил на минувшей неделе. Приказ же о формирование подобных подразделений, как оказалось, подписан им ещё в 2014-м. Таким образом, два года ушло на то, чтобы подобрать офицеров-специалистов, обучить, организовать их и определить главные направления работы. По некоторым данным, среди тех, кто вошел в состав подразделений информационных операций, — и молодые ученые, призванные в так называемые научные роты после окончания ведущих профильных вузов страны. 

Но мало кто знает, что старт данному делу был положен у нас ещё несколько десятилетий назад. О чем корреспонденту «СП» рассказал коллега, обозреватель нашего издания Сергей Ищенко. Он — профессиональный военный журналист, капитан 1 ранга в отставке. 

— На самом деле в Вооруженных силах СССР многие годы в той или иной степени готовились к информационной войне, — рассказал Сергей Геннадьевич. — Но такая работа планировалась только на случай войны. И ориентирована была только на войска и население противника. 

«СП»: — Называлось это, если я не ошибаюсь, спецпропагандой. 

— Верно. С 1940 года в составе ГлавПУРа (Главного политуправления СА и ВМФ — авт.) действовало так называемое 7-е управление. Его офицеры, главным образом — выпускники Военного института иностранных языков, готовили радийные машины для вещания на линии фронта и вблизи нее, загодя составляли листовки и спецвыпуски военных газет. 

Однако к концу 1980-х все изменилось самым решительным образом. Внезапно стало понятно, что информационную войну придется вести не только во время боевых действий, но и в мирные годы. Да к тому же — в собственной стране. Люди постарше помнят, какая оголтелая травля Советской армии, ее истории и традиций, самой идеи службы Отечеству, развернулась тогда под видом демократизации в ряде наших изданий, а также на радио и телевидении. Никакого опыта противодействия таким процессам на собственной территории никто в Союзе не имел и готов к этому не был. 

Что дело может зайти очень далеко, первым понял тогдашний министр обороны маршал Дмитрий Язов. По его решению в самом конце 1988 года в составе аппарата министра обороны была создана очень немногочисленная — всего из шести офицеров — пресс-группа. В числе этих шести был и я, тогда капитан 2 ранга. Почти все — профессиональные журналисты из газеты «Красная звезда». Во главе группы был поставлен бывший заместитель главного редактора «Красной звезды» полковник Геннадий Кашуба. 

Должности наши назывались странновато — «референт Информации Министра обороны СССР». О том, какое значение придавалось Язовым предстоящей работе, свидетельствует такой факт. Оклады сравнительно молодым офицерам пресс-группы были установлены просто сумасшедшие. На уровне командиров армейских корпусов. 

А сама Информация министра в центральном аппарате существовала еще со времен маршала Гречко. Как создали ее тогда из бывших командиров полков, начальников штабов дивизий и выпускников академии Генштаба, которых кому-то надо было обязательно оставить в столице на «теплых местах», так она до времен Язова и дотянула. Занималась преимущественно подготовкой публичных выступлений министра, его речей и мемуаров. Вот в эти ряды нашу пресс-группу из краснозвездовцев и влили. Только с абсолютно иными задачами — сугубо журналистскими методами противостоять попыткам рушить Советскую армию. 

Чем придется заниматься, не представлял никто. Стали готовить для министра Язова, его заместителей и начальника Генерального штаба ежедневные краткие дайджесты прессы. Составляли предложения о том, что следует предпринять для изменения идеологической ситуации вокруг войск и руководства Вооруженных Сил. Готовили собственные публикации с альтернативной точкой зрения. 

Правда, попытки предложить их для публикации, допустим, в журнале «Огонек», в газетах «Московский комсомолец», «Комсомольская правда» и некоторые других, наиболее яро в то время нападавших на армию, обычно кончались ничем. Убежден: не из-за низкого профессионального уровня журналистов пресс-группы. Хотя бы потому, что многие из нас впоследствии, уже сняв погоны, долгие годы успешно работали в ведущих печатных изданиях страны. Да и сейчас работают. Зачастую — в тех самых, редакторы которых накануне разгрома СССР без всякого объяснения причин отправляли наши материалы в корзину. 

«СП»: — Но какая-то причина тому все же имелась?! 

— Просто никому в самых «демократизированных» изданиях априори не нужна была альтернативная точка зрения на происходившие в СССР события. Где-то было принято решение «валить» ту нашу страну и ее армию. И это, под нескончаемую пустую болтовню Михаила Горбачева, неуклонно и безнаказанно проводилось в жизнь. 

Собственно, с той пресс-группы Министра обороны СССР и началось формирование информационных структур в Вооруженных силах РФ. Методом проб и ошибок пришли к тому, о чем сейчас говорит Шойгу — к созданию информационных войск. Естественно, теперь это совершенно иной уровень работы.

Насколько такие войска сегодня важны, размышляет Александр Руцкой, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. 

— Подобные службы имеются во всех армиях мира, по крайней мере, ведущих, разве что называться могут по-разному, — сказал Александр Владимирович. — Без них сегодня никак нельзя. Потому что правильно доведенная до населения информация — это, в сущности, вопрос войны или мира. Особенно в современных условиях, после появления интернета, когда информация стала доступна любому человеку в любом уголке мира. И в ситуации, когда ложь стала едва ли не главной отличительной чертой СМИ. А лжи очень много, особенно в отношении России. Причем, касается она буквально всех сфер деятельности. На днях, скажем, футбольных болельщиков многих государств взбудоражил фильм англичан о «фанатских боях» не на жизнь, а на смерть в стране-хозяйке чемпионата мира-2018 года. То есть, в РФ. И ведь многие поверили тому, о чем в нем говорится. Вот в чем беда! Влияние информационных «вбросов» на общественное мнение очень сильное. 

«СП»: — В США в таких войнах и своих не жалеют. Вон как навалилась на вновь избранного президента Дональда Трампа оппозиционная по отношению к нему пресса, фактически, работать не дает. 

— Надежда на то, что разум все-таки восторжествует и американский истеблишмент, засучив рукава, будет помогать Трампу в его стремлении «повернуть Америку лицом к самой себе», пока, к сожалению, не оправдываются. Необузданное враньё торжествует. Что касается нашей страны, то если мы будем молчать или ещё хуже — оправдываться за то, чего не делали, не говорили, то, считай, надолго «выбыли из игры». И политической, и экономической.

Фото: Global Look Press 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация