ВЛ / Статьи

Остроумное оружие: почему в России так много военной техники с забавными названиями

+1
24-02-2017, 09:03...
2 887

Остроумное оружие: почему в России так много военной техники с забавными названиями

Более полувека в нашей стране существует традиция придумывать несерьёзные названия смертоносным образцам вооружения. Баловство конструкторов не всегда можно объяснить реальными характеристиками военной техники. Чаще всего оружейников вдохновляют природа, женщины и многообразие человеческих чувств. О самых необычных названиях военной техники российской армии и причинах их появления — в материале RT. 

В период Великой Отечественной войны и довоенную эпоху советским изобретателям было не до словесных экспериментов. Новым образцам военной техники просто присваивался соответствующий индекс. Однако всегда существовала традиция давать прозвище оружию. Ласковыми именами награждали наиболее надёжные и эффективные образцы, которые берегли солдатские жизни. 

Как тут не вспомнить реактивный комплекс БМ-13 — легендарную «Катюшу». Первая машина была изготовлена 27 июня 1941 года на воронежском экскаваторном заводе. Огневая мощь «Катюши» использовалась в качестве артподготовки. Удобная в эксплуатации машина уничтожала всё живое в помеченном наводчиками квадрате, нанося врагу колоссальный урон.

Таких примеров за годы войны наберётся огромное количество. Тяжёлая самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 получила прозвище Зверобой, 203-миллиметровая гаубица Б-4 была прозвана Кувалдой, самолёт поддержки наземных войск Ил-2 превратился в Летающий Танк, истребитель-моноплан И-16 стал Ишаком, а пикирующий бомбардировщик Пе-2 — Пешкой. 

После войны традиция давать забавные прозвища военной технике перекочевала в кабинеты конструкторских бюро. Это неудивительно, ведь советские учёные внимательно следили за эксплуатацией оружия, а часть молодых специалистов побывала на фронте, переняв солдатские привычки. С 1950-х годов вместо прозвищ на поле боя военной технике стали присуждаться официальные названия ещё на стадии разработки. 

В связи с этим многие образцы получили такие названия, которые не дают представления о предназначении оружия и его тактико-технических характеристиках. Некоторые из них могут показаться довольно странными и абсолютно «немужскими». Однако оригинальный подход к наименованию только подогревает интерес к тому, на что в реальности способна эта военная техника. 

Артиллерийский букет и стихийные бедствия 
В России существует плеяда артиллерийских орудий, получивших «цветочные» названия. Это 152-мм самоходная пушка 2С5 «Гиацинт», самоходный противотанковый ракетный комплекс 9М123 «Хризантема», самоходная пушка 2С7 «Пион», самоходные артиллерийские установки 2С1 «Гвоздика» и 2С3 «Акация», 240-мм самоходный миномёт «Тюльпан» и 82-мм автоматический миномёт 2Б9 «Василёк».

В то же время российские реактивные системы залпового огня (РСЗО) получили ассоциативные названия. Оружейники решили не называть потомков «Катюши» женскими именами и обратились к природным явлениям. 

Самая популярная в мире РСЗО БМ-21 была названа «Градом». Следом за смертоносными «осадками» появились 9К57 «Ураган» (220 мм), 9К58 «Смерч» (300 мм), 9К51М «Торнадо» (122 и 300 мм) и ТОС-1М «Солнцепёк» (220 мм). В настоящее время часть данной военной техники ежедневно устраивает «стихийные бедствия» бандформированиям в Сирии. 

Водное семейство 

Поскольку Россия обладает богатейшими водными ресурсами, любовь к рекам появилась в названиях множества образцов противовоздушной обороны и других видов вооружения. 

Чемпионом стала Волга — главная река Центральной и Южной России. «Волгой» назвали первую крупную баллистическую ракету Р-1, экспортный вариант зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-75, 12,7-мм снайперскую винтовку В-94 (ОСВ-96), авиационную аппаратуру системы управления КР КСР-5, корабельную радиоэлектронную станцию (РЛС) МР-310У и РЛС СПРН П-8. 

Оружейники не могли обойти вниманием и реки, где ковалась русская государственность. «Днепр» — это ракета-носитель, созданный на базе межконтинентальной баллистической ракеты Р-36М, РЛС противоракетной обороны, портативная УКВ радиостанция 70РТП-2-ЧМ и приёмник радиотехнического контроля и разведки ПРКР-1 (1РК-9). 

«Десной» (приток Днепра) назвали ЗРК С-75М, РЛС 22Ж6М, шахтную пусковую установку 8П775 для ракет первого поколения Р-9А и авиасбрасываемую морскую мину. «Днестр» сочли подходящим названием для разнообразной электронной аппаратуры военного и гражданского назначения (РЛС и эхолотов). 

Конструкторы не забыли и другие реки: могучий сибирский Енисей (зенитная самоходная установка ЗСУ-37-2), забайкальскую Шилку (зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4), приток Амура Тунгуску (зенитный пушечно-ракетный комплекс 2К22), крупнейшую на северо-западе реку Двину (ЗРК СА-75М) и петербургскую Неву (экспортная версия ЗРК С-125 «Печора»). 

Взрослые шалости

Некоторые названия военной техники, на первый взгляд, совершенно не вписываются в какую-либо логическую схему и кажутся проявлением либо смелой фантазии автора, либо его чувства юмора. 

Например, тяжёлая огнеметная система ТОС-1 «Буратино», противотанковая управляемая ракета 9М14М «Малютка», 55-мм корабельный семиствольный гранатомёт МРГ-1 «Огонёк», осколочный боеприпас для гранатомётов ГП-25 «Подкидыш», гранатомёт-лопата «Вариант», тяжёлая станция управления Р-410М «Диагноз», бронежилет «Визит» и 23-мм резиновая пуля «Привет». 

Оружейники, видимо, не стеснялись в выражении своих чувств, создавая бронетранспортёр БТР-80А «Буйность», автомобиль УАЗ-3150 «Шалун», светозвукошумовую гранату многократного действия «Экстаз» и специальные конвойные наручники «Нежность».

Разумеется, не обошлось и без «женских» названий. «Катюша» не стала началом традиции — как правило, имена собственные использовались редко. Тем не менее можно вспомнить о «Татьяне» (тактическая атомная бомба 8У69 и ЗУР 215), «Азалии» (станция постановки помех ЛО24 и ЛО27) и «Лидии» (120-мм миномёт). 

Женские образы нашли своё отражение в 30-мм авиационной пушке 9А-4071 «Балеринка», в автономном радиолокаторе госопознавания «Стюардесса», в кассетной боевой части «Украшение», в метеорологическом комплексе РПМК-1 «Улыбка», лёгком женском бронежилете «Грация», в реактивных снарядах ГЧ 9М216 «Волнение» и МС-24 «Ласка». 

Также оружейники были явно неравнодушны к фауне. «Ласточка» — летающая лаборатория Ту-95ЛАЛ, «Аистёнок» — переносная РЛС артиллерийской разведки, «Лиса» — бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2, «Лягушка» — 122-мм буксируемая гаубица Д-30А, «Тигр» — автомобиль специального назначения ГАЗ-23301, «Вепрь» — бронеавтомобиль ГАЗ-3902 и автомат для спецназа.

С полей войны 

Не стоит искать какой-либо чёткой системы в названиях военной техники, отметил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев. «Во-первых, эта традиция распространяется не на все вооружения, и перекочевала она в Советский Союз, скорее всего, с полей Второй мировой, где проходил взаимообмен культур», — полагает эксперт. 

Корнев напомнил, что советские солдаты в массовом порядке пользовалась зарубежными образцами: 

«В частности, трофейное немецкое оружие для удобства переименовывали на русский манер. Также по ленд-лизу СССР получал технику США, которая имела официальные прозвища. Возможно, американская традиция давать имена была позаимствована советскими конструкторами». 
«Был ли какой-то практический смысл в причудливых названиях? На этот вопрос не существует внятного ответа. Есть версия, что необъяснимые наименования оружия были нужны для сохранения секретности разработки. Это был своеобразный шифр, и таким образом якобы мы запутывали и продолжаем путать иностранных шпионов», — пояснил Корнев.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация