ВЛ / Статьи

Объединить усилия или сгореть в ядерной войне?

0
24-02-2017, 00:00...
1 032

Объединить усилия или сгореть в ядерной войне?

Напряжённость между Россией и Западом и расхождения во взглядах Кремля и Белого дома настолько велики, что затмили мрачный период холодной войны. С другой стороны, имеются у сторон и общие интересы. Так не лучше ли объединить усилия на основе этих интересов и тем самым предотвратить катастрофу ядерной войны?

Этой теме посвящён материал Д. Брауна с соавторами, опубликованный на сайте телеканала «Euronews».

Свои взгляды на вопрос в статье изложили четыре эксперта: Дес Браун — экс-министр обороны Великобритании, председатель European Leadership Network; Вольфганг Ишингер — бывший заместитель министра иностранных дел Германии, председатель Мюнхенской конференции по безопасности; Игорь Иванов, бывший министр иностранных дел России, президент Совета по международным делам России; Сэм Нанн, бывший американский сенатор (демократ), сопредседатель и главный исполнительный директор Инициативы по сокращению ядерной угрозы (Nuclear Threat Initiative). 

По их мнению, нынешняя пропасть между Россией и Западом шире, чем в любой момент после холодной войны. Различия сторон можно охарактеризовать как абсолютные. Однако есть и области, представляющие общий экзистенциальный интерес. Ведь даже в самые мрачные периоды холодной войны американцы, европейцы и русские работали вместе, стремясь избежать военной катастрофы. Точно так же можно поступать и теперь, в частности, ведя совместную деятельность по предотвращению террористических актов и снижению рисков, связанных с военным (не исключено, что и ядерным) конфликтом в Европе. 

Эксперты напоминают, что исторические события 1989-1991 гг. «изменили Европу навсегда». Несмотря на стремления к формированию известной системы евроатлантической безопасности, усилиям государств и негосударственных структур всегда не хватало чего-то творческого. Евроатлантическое пространство до сих пор остаётся уязвимым. Политические опасности и экономические кризисы до сих пор не устранены. 

В отсутствие новых инициатив (их не проявляет сегодня ни одна сторона, полагают авторы) это незавидное положение лишь ухудшится. При нападениях террористов в прошлом пострадали Москва, Беслан, Анкара, Стамбул, Париж, Ницца, Мюнхен, Брюссель, Лондон, Бостон, Нью-Йорк, Вашингтон и другие города. И боевики намерены снова наносить удары. 
Тысячи людей были убиты на Украине с 2013 года. И люди продолжают гибнуть — боевые действия сегодня возобновились, напоминают эксперты. 

Разрушительные войны на Ближнем Востоке и в Северной Африке порождают огромные потоки беженцев. 
Тем временем отношения Запада и России дошли до «опасно напряжённого» градуса. Риск новой войны чрезвычайно велик: к ней может привести любой сбой, любая ошибка или просчёт. 
Эксперты дают несколько рецептов по объединению усилий на основе общих интересов. 

Первый шаг в продвижении общих интересов Запада и России — определение и реализация практических краткосрочных инициатив, направленных на снижение рисков, восстановление доверия и улучшение евроатлантического ландшафта безопасности. 
Специалисты насчитали пять ключевых областей, в которых уместны подобные инициативы. 

1. Снижение угрозы применения ядерного оружия. На сегодня риск случайного или ошибочного запуска ядерных баллистических ракет неоправданно высок. Отправной точкой для минимизации угроз могла бы стать новая декларация от имени президентов России и США. Документ должен подтвердить известное положение: в ядерной войне не будет победителя, и к такой войне стремиться нельзя. Текст документа может основываться на совместном заявлении, сделанном в своё время бывшим президентом США Рональдом Рейганом и бывшим советским лидером Михаилом Горбачёвым. 

2. Необходимо снизить риски, связанные с хранением ядерных вооружений, находящихся в режиме боевой готовности. Такие ракеты сейчас готовы к немедленному старту и могут поразить назначенные цели в течение нескольких минут. Соединенные Штаты и Россия должны приступить к обсуждению вопроса о снижении «порога» режима боевой готовности значительной части стратегических ядерных сил. 

3. Следует также снизить риск попадания ядерных и радиоактивных материалов «в чужие руки». Боевики «Исламского государства» (запрещено в РФ) ищут новые пути для экспорта террора в Европу, Северную Америку и за её пределы, и они могут попытаться приобрести и взорвать устройство типа «грязной бомбы». США, Россия и Европа могли бы приложить совместные усилия по глобальному предотвращению такой угрозы. В частности, существует острая необходимость в сотрудничестве в сфере безопасности радиоактивных источников. Многие объекты, использующие эти материалы, сегодня являются уязвимыми. И печально, что в качестве предполагаемой даты для обеспечения их безопасности в глобальном масштабе назначен 2044 год. 

4. Сторонам нужно снизить риск военной конфронтации путём совершенствования тесных военных коммуникаций между Россией и НАТО. Это необходимо для управления в кризисных ситуациях. Такая инициатива должна сопровождаться усилиями по возобновлению двустороннего военного диалога между США и Россией. Акцент должен быть сделан на повышение прозрачности и доверия со всех сторон. 

5. Для снижения угрозы воздушного инцидента, который может привести к политическому или военному конфликту, следует обратить пристальное внимание на регионы, где НАТО и Россия рискуют оказаться в ситуации без правил. Может оказаться под угрозой и гражданское воздушное движение. Странам Балтийского региона эксперты предлагают разработать национальные оперативные процедуры, то есть правила, которым будут следовать государственные воздушные суда. 

Европа, США и Россия сегодня противостоят друг другу по целому ряду важнейших вопросов. И всё же нельзя отвлекаться от определения новых рамок политики безопасности, основанной на общих интересах. «Нисхождение» следует прекратить, евроатлантическая безопасность должна быть стабилизирована. Практические краткосрочные шаги, которые определены выше, необходимо предпринять прямо сейчас, не откладывая. 

Реальность, добавим, далека от надежд перечисленных выше экспертов. 
21 февраля стало известно, что президент США Д. Трамп, за первый месяц правления успевший прославиться как новый республиканский ястреб, назначил главой Совета по национальной безопасности героя иракской войны генерал-лейтенанта Герберта Р. Макмастера (вместо уволенного Майкла Флинна, позволившего себе ещё до инаугурации Трампа обсуждать с российским послом антироссийские санкции). 
Мистер Макмастер вполне вписывается в ястребиную политику Трампа по отношению к России. Давить всеми средствами — примерно таким может оказаться кредо этого стратега. 

«Газета.ру» напоминает, что этот самый Макмастер ещё в феврале 2015 года посоветовал США применить в отношении России принцип «сдерживания на передовых рубежах». Также генерал обвинял Москву в ведении «гибридной войны». Высказывался он и на тему «политической подрывной деятельности» России: «Нам важно понимать, что война является соперничеством, которое разыгрывается далеко не только на поле боя. Кроме того, она охватывает политическую подрывную деятельность, чем Россия эффективно занимается под предлогом защиты русскоязычных меньшинств». 

Назначение такого военного стратега на должность главы Совета по национальной безопасности США уж никак не может способствовать нормализации отношений между Москвой и Вашингтоном. 
Ранее напряжённость в отношениях возросла из-за прямолинейных речей вице-президента США М. Пенса на Мюнхенской конференции по безопасности, адресованных Кремлю. 

Белый дом в лице Майка Пенса призвал Россию к ответу. Посланец Трампа заявил следующее: «Что касается Украины, мы продолжим призывать Россию к ответу, несмотря на то, что мы ищем новые точки соприкосновения». Кроме того, напоминает BFM.ru, Пенс поддержал размещение военных сил НАТО в Польше и странах Балтии. 

Известно также высказывание по поводу России немецкого канцлера. Ангела Меркель считает, что Запад и Россия не сумели установить стабильных отношений за четверть века: «За последние 25 лет мы не смогли установить стабильные отношения с Россией. Но ведь Россия — наш сосед, это внешняя граница для ЕС. Я буду неустанно работать над тем, чтобы мы с Россией смогли установить хорошие отношения, несмотря на различные мнения по разным вопросам. В частности, надо продолжать работу в рамках Совета Россия — НАТО и в борьбе с исламским терроризмом». 

Очевидно, что рассуждения об общей безопасности упёрлись в тупик. Мир скатился к новой гонке вооружений и стремительно движется к мировой войне. Попытки говорить об евроатлантической безопасности наивны: нынешние противоборствующие политики способны рассуждать лишь о безопасности локальной. Безопасность международная им, видимо, не по плечу. 

Обозревал и комментировал Олег Чувакин






  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация