ВЛ / Статьи

«Третья власть» выходит за грань меры и ответственности

+1
21-02-2017, 08:05...
687

«Третья власть» выходит за грань меры и ответственности

В нынешнем феврале произошло событие, которое заставляет общество переосмыслить роль средств массовой информации в современном мире, явочным порядком утвердившихся в качестве «третьей власти». Популярное всемирное издание публично признало, что сегодня СМИ распространяют откровенную ложь. Как сообщила лондонская газета The Guardian, редакторы «Википедии» официально объявили британский таблоид Daily Mail ненадежным источником и запретили ссылаться на его статьи в своей интернет-энциклопедии. «У Daily Mail, — пришли к выводу в «Википедии», — репутация ресурса, который не проверяет излагаемые факты и постоянно гонится за сенсацией, а также иногда просто публикует выдуманные данные». 

Ложь на потоке

Daily Mail меж тем — одна из самых массовых британских газет. Года четыре назад воскресные выпуски таблоида обогнали по тиражу остальные издания Соединённого Королевства. Замеры социологов показывают, что Daily Mail читает в основном средний класс. Более половины подписчиков — женщины. Это для них сегодня газета со 120-летней историей «публикует выдуманные данные», формируя в сознании читателей искажённую картину мира. 

Не надо думать, что британский таблоид сильно выделяется из современной прессы. Просто в силу массовости газеты и её большой цитируемости ложь Daily Mai, поставленная практически на поток, имеет очень широкое распространение. От неё уже вынуждены защищаться издания, претендующие на объективность. «Википедия» это сделала первой и публично. 

Эксперты считают, что деградация прессы приняла угрожающие для общества масштабы примерно с 2013 года. В это время накалились отношения между Соединёнными Штатами и Российской Федерацией. Западные правительства и их СМИ активно поддержали действия американской администрации, стали демонизировать Россию, не гнушаясь откровенными подтасовками фактов. 

Иногда они и вовсе публиковали «выдуманные данные». В оборот прочно вошёл термин «фейк», характеризующий непроверенную или преднамеренно ложную информацию. СМИ всегда были несвободны от ошибок и неточностей. Ведь журналистику называют литературой на бегу. Это приводит иногда к досадным недоразумениям. Чтобы избежать их, солидные издания всегда держали большой штат сотрудников, занятых уточнением и проверкой поступающей информации. 

Откровенную ложь распространяли главным образом через специализированные издания вроде финансируемого американским конгрессом, печально известного «Радио «Свобода» и ему подобным. Теперь всё смешалось. Вполне респектабельные СМИ уже не брезгуют любыми сомнительными публикациями, если они соответствуют политическому мейнстриму Запада. Живые примеры этого можно встретить в Берлине, Париже, Лондоне, Варшаве и многих других столичных центрах. 

Пожалуй, первое широкое распространение новые тенденции получили во время украинского кризиса. Мир так и не узнал правду о трагедии в Одессе, гибели малазийского пассажирского лайнера, преступлениях фашиствующих молодчиков против мирного населения на Востоке Украины, да и о самом Майдане, представленном общественности Запада как «революция достоинства». 

Это «достоинство» приписали наследникам украинских националистов, перехватившим инициативу народного возмущения и узурпировавшим власть в стране. Искажённая СМИ картина конфликта на Украине сыграла свою зловещую роль. В качестве героев миру были представлены боевики добровольческих батальонов, проповедующие откровенный фашизм. 

Глядя на эту картину, воспрянули духом и европейские неонацисты. Это хорошо видно в соседней Польше, где уже стали привычными марши и шествия местных националистов с самыми радикальными лозунгами и действиями. Мудрые говорят: ложь по обыкновению быстрее правды, но на финише правда всегда бывает первая. Хотя для победы правды нужно достаточно много времени. Вот и сейчас, только спустя три года после Майдана, в мире понемногу приходит прозрение о событиях на Украине, подлинных интересах и целях сил, поддерживающих напряжение конфликта. 

Но всё-таки самую разнузданную ложь понесли западные издания с началом операции российских Воздушно-космических сил в Сирии. Для этого не требовалось, кстати, больших усилий. Достаточно было воспользоваться материалами «общественных агентств и групп», готовивших постановочную фото- и видеосъемку «об ужасах, которые испытывает гражданское население и особенно дети от бомбёжек российской авиации». 

Не утруждая себя доказательствами 

Большинство сирийских фейков уже разоблачены, иные ещё ждут своего часа. На неделе официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила о планах открыть на сайте российского внешнеполитического ведомства специальный раздел, где будут «публиковать фейковые новости, распространяемые иностранными СМИ, заявления официальных лиц зарубежных государств и их разоблачения, подкрепленные ссылками на первоисточники». 

Новый проект вряд ли заинтересует все западные издания. Дело в том, что многие из них уже почувствовали вкус к фейкам, как кот к валерьянке. Манипуляции картиной мира возвели СМИ в реальный ранг «третьей власти». Теперь это уже не фигура речи, а вполне осязаемая данность безграничного влияния на общество, демократические институты и даже саму официальную власть. 

Фейк, поставленный на службу западным политикам и элите, стал теперь работать против их же интересов. Получилось, как с Европой, куда примаршевал возрожденный на Украине неонацизм. В нашем случае, заряженные на борьбу с Россией СМИ развернули своё пропагандистское жало внутрь самих западных демократий. По крайней мере, именно так произошло в ходе прошедших президентских выборов в Америке. 
Их назвали самыми грязными в истории США. Назвали не только потому, что на митингах и публичных дебатах кандидаты вылили друг на друга ушаты компромата. Претендентов на высший государственный пост переплюнули американские СМИ. Они предпочли объективному информированию общества откровенный протекционизм собственных политических и экономических интересов. Включили все возможности «третьей власти», чтобы сформировать мнение избирателей в нужном для себя русле. 

Это новый феномен времени. Наверное, впервые средства массовой информации стали над обществом и даже властью. Никто не стеснялся в выборе средств. Фантазия организаторов антитрамповской кампании не знала границ. Основным мотивом их публикаций стало утверждение, что Дональд Трамп — проект Кремля, призванный уничтожить Америку. 
Этой откровенной глупостью занимались все — от ведущих СМИ Соединённых Штатов до небольших интернет-изданий, поддерживаемых на плаву спонсорской рекламой. В качестве примера можно привести выдержку из онлайн-журнала Slate, контролируемого издательской группой Graham Holdings Company: «У Владимира Путина есть план по уничтожению Запада, и этот план — Дональд Трамп». 

«Трамп — всего лишь полезная марионетка, подставное лицо в масштабном кремлевском проекте по разобщению НАТО, поддержке изоляционизма США и расколу Европы», — пугал американцев респектабельный Newsweek. The Washington Times и вовсе назвала Дональда Трампа «агентом Москвы». Похожими публикациями отметились The Wall Street Journal, The New York Times, The Washington Post и другие ведущие издания, на затруднившие себя доказательствами голословных заявлений. 

Вся эта кампания не принесла её организаторам ожидаемых результатов, но СМИ «закусили удила». Ещё не было в новейшей истории такого, чтобы новому президенту мешали работать с самого начала его полномочий. На этот раз, уже в первый после инаугурации месяц, Дональду Трампу объявили настоящую войну. 

Трамп, как может, защищается. В пятницу в своём официальном Twitter он дал предельно жёсткую оценку крупнейшим либеральным изданиям и телеканалам Соединённых Штатов. «СМИ фейковых новостей (The New York Times, NBC, ABC, CBS, CNN) являются не моим врагом, а врагом американского народа», — написал американский президент. 
Вообще-то средства массовой информации должны наполнять общество знаниями, а не агрессией и своими чрезмерными амбициями. Вместо этого они, что называется, достали топор войны. Положение, на самом деле, противоестественное. Похожее на то, как некоторые персоналии использует молоток в качестве орудия убийства, хотя сделали его для того, чтобы обустраивать жизнь. 

В Америке это начали осознавать. Последний опрос общественного мнения, проведенный в прошлые выходные по заказу телеканала Fox News, показал: доверие к СМИ начало падать. Их поддерживают теперь только 43 процента опрошенных, а 68 процентов американцев считают, что СМИ относятся к Дональду Трампу много критичнее, чем к его предшественнику — Бараку Обаме. 

Возможно, следующим этапом для американцев станет бойкот зарвавшихся СМИ, как сделали это редакторы «Википедии» в отношении британского таблоида. В любом случае, воинствующие издания Запада заметно вышли за грань своих общественных обязанностей, за грань меры и ответственности. Пришло время вернуть их в информационное поле… 






  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация