ВЛ / Статьи

НАТО хочет в Смоленск

0
21-02-2017, 03:00...
1 128

НАТО хочет в Смоленск

Польша хочет привлечь альянс для расследования катастрофы самолета Качиньского

НАТО планирует присоединиться к расследованию авиакатастрофы под Смоленском 10 апреля 2010 года, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский. Об этом, как передает агентство PAP, в четверг, 16 февраля, сообщил польский министр обороны Антони Мачеревич. 

По его словам, о том, что Североатлантический альянс намерен принять участие в работе Комиссии по исследованию авиаинцидентов в сфере гражданской авиации, рассказали главнокомандующий сил НАТО в Европе американский генерал Кертис Скапаротти и министр обороны Великобритании Майкл Фэллон во время встрече министров обороны стран НАТО в Брюсселе. 

«Варшава ожидает полного сотрудничества, в частности, в области передачи всей информации, которой располагает как НАТО, так и отдельные государства, а также технической помощи в исследованиях, которые не может провести Польша», — заявил Мачеревич. 

Напомним, в Польше, спустя почти два года после катастрофы, начались публикации результатов новых экспертиз, которые, впрочем, никак не опровергали общепринятую версию, предложенную Межгосударственным авиационным комитетом, куда входили представители и российской, и польской стороны. Согласно ей, к крушению самолета привела ошибка пилотов, которые в сложных метеорологических условиях приняли решение не уходить на запасной аэродром.

Спустя полгода после публикации окончательного заключения МАК, в 2011-м году польская Комиссия государственной авиации по расследованию катастроф опубликовала собственный доклад, в котором вина была возложена как на польских пилотов, так и на сотрудников наземных служб аэродрома «Смоленск-Северный». Однако даже эти результаты вызвали новую волну споров в Варшаве, где многие, очевидно, хотели бы возложить всю ответственность на российскую сторону. Это привело к инициированию ряда новых проверок различными гражданскими и военными структурами. 

Так, Институт судебной экспертизы признал достоверной предоставленную российской стороной 38-минутную запись переговоров членов экипажа, однако не признал присутствие в кабине самолета главкома ВВС Польши Анджея Бласика, который, согласно выводам МАК, мог надавить на пилотов и принудить к посадке. 

Расследование, проведенное Высшей контрольной палатой Польши, выявило плохую подготовку персонала в 36-м спецполку транспортной авиации, занимавшемся перевозками первых лиц, нарушения при перевозке президента и премьера отмечены и в отчете Высшей контрольной палаты Польши, а также в докладе, подготовленном прокуратурой. В последнем также отмечалось, что перед прилетом Качиньского и Туска не была проведена специальная проверка, и не были назначены ответственные за их безопасность на территории аэродрома «Северный». 

28 декабря 2016-го МИД Польши направил российской стороне ноту с требованием передать неизвестные Варшаве записи из кабины самолета. Это случилось после заявления президента России в ходе пресс-конференции: Владимир Путин подтвердил, что лично слышал аудиозаписи переговоров, отметив, что некий человек приказал пилотам садиться. 16 января 2017- го года Москва передала Варшаве записи речевого самописца разбившегося лайнера. Однако в МИД Польши выразили неудовлетворенность официальными комментариями Москвы к словам российского лидера. 

1 февраля глава польского МИД Витольд Ващиковский сообщил, что польская сторона направит в Международный уголовный суд (МУС) в Гааге жалобу на Россию. Варшава намерена попытаться через суд вернуть обломки самолета, которые она около года безуспешно пыталась получить от Москвы. «Россияне, как вы знаете, отвечают негативно, иногда очень дерзко, — посетовал при этом министр. — Наши возможности исчерпаны». 

15 февраля крупнейшая польская оппозиционная партия «Гражданская платформа» потребовала от комиссии, которая выясняет причины авиакатастрофы, предоставить отчет о своей работе или завершить свою деятельность и вернуть деньги, выделенные на ее функционирование. 

Ранее экс-глава службы военной контрразведки Польши, генерал Петр Пытель в интервью рассказал, что во время разговора с ним министр обороны Мачеревич признал, что использует тему смоленской катастрофы только как политический инструмент. Партия «Гражданская платформа» потребовала от Мачеревича объяснений по данному вопросу. 

— Альянс изначально создавался для противодействию российскому (тогда — советскому) влиянию в Европе и для легитимации размещения американских войск на континенте после окончания Второй мировой войны, — напоминает политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок 

— НАТО до сих пор выполняет эту функцию вполне успешно. Поэтому и лишённое, как кажется, какого-либо смысла предложение Польши по совместному расследованию обстоятельств катастрофы над Смоленщиной вызвало позитивный ответ в Альянсе. Почему бы не выделить на группу специалистов дополнительное финансирование и не заняться этой непыльной работой? В информационном пространстве это можно связать с расследованием катастрофы малайзийского «Боинга» над Донецкой областью в 2014 году, намекая на вину России в обоих случаях. Технология весьма несложная. 

«СП»: — Каким может быть, по-вашему, итог этого расследования? Смогут ли его инициаторы найти то, что хотят? 

— Инициаторы могут на публику, извините за просторечие, «включать дурака», рассуждая о возможной причастности Кремля к гибели самолёта с Лехом Качиньским. Но они понимают, что у Москвы, даже если не брать моральный аспект дела, не было никаких оснований устраивать эту катастрофу, усугубившую и так проблемные отношения с Польшей. 

Цель нового расследования, затеянного Варшавой и НАТО, — подкинуть дров в костёр информационной войны против России. Правда, «дрова» уже подгнили, но, используя бензин современных медиатехнологий, можно исправить ситуацию. Например, полуофициально указать на наличие неких дополнительных улик причастности России к смерти Качиньского. А затем, когда все западные мейнстримовые СМИ об этом раструбят, тихо, чтобы никто, кроме российских медиа, не услышал, заявить, что исследование улик показало, что связи на самом деле нет. 

«СП»: — Нужно ли России как-то реагировать? Или Москва сделала все, что можно и нужно было сделать, чтобы поставить точку в этой истории? 

— Москва с самого дня авиакатастрофы под Смоленском была максимально открыта для Польши, предоставляя Варшаве любые данные, которые та запрашивала. Проблема не в том, что Россия ведёт себя как-то не так и что-то скрывает. Просто «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». 

В информационно-политическом пространстве Польши присутствует «особая атмосфера», в чём-то схожая с украинской в отношении фобического отношения к России. Знакомые поляки, не потерявшие чувства реальности, разводят руками: да, есть такое дело, всё, что у нас в СМИ говорят про Россию, — это злонамеренная ложь, но сделать мы ничего не можем, потому как никакой декларируемой «европейской свободы слова» у нас в стране нет, особенно если дело касается российско-польских отношений. К сожалению, следует констатировать, что русофобия в Польше, как и на Украине, является неотъемлемой частью проводимой государством политики формирования национальной памяти.

— НАТО это расследование совершенно незачем, — уверен старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев. 

— Но раз входящая в блок Польша просит — ей идут навстречу. Хотя, зная господина Мачеревича как клинического русофоба, нельзя исключить, что он выдаёт желаемое за действительное. 

«СП»: — Мачеревич уверяет, что получил такое заявление со стороны генерала Скапаротти и Майкла Фэллона. Все-таки к этому их подвела сама Польша? 

— К этому подвела Польша. Скорее всего, лично Мачеревич, который почти семь лет занимается плясками на костях. Он давно хочет доказать, что самолёт якобы умышленно уничтожила Россия. И вот он дождался возможности, чтобы обречь свои больные фантазии в новое расследование. Если он, конечно, не врёт… 

«СП»: — Каким может быть участие НАТО в расследовании, и каким вы видите его результат? 

— НАТО может создать свою следственную группу. Итогом расследования может стать перекладывание части вины на Россию. Но в то, что ФСБ взорвала борт, не верит даже большинство поляков. И НАТО такое говорить тоже не станет. Диспетчеры не доглядели, наземные службы — это сказать могут. Но подтверждать фантазии Мачеревича даже НАТО не станет.

Фото: ТАСС





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация