ВЛ / Статьи

Никакой «Альтернативы для Германии»

+1
27-01-2017, 07:56...
691
 
 

Никакой «Альтернативы для Германии»

Почему слухи о грядущем «правом повороте» в Европе — самообман

По итогам прошедшего в Кобленце конгресса евроскептиков есть кое-какие мысли. У «евразийцев» одно время гуляла и сейчас бегает мулька о «правом повороте» в Европе. Мол, отринет Европушка ложные либеральные ценности и встанет в строй союзников великой Евразии. В общем, пока судачили, поворот потихоньку начался в США, а не в Европе. 

В ЕС в каждой стране ситуация своя, поэтому сложно описывать что будет. Проще пройтись по перспективам немецкой партии «Альтернатива для Германии», созданной изначально как клон-спойлер ХДС, но более консервативный в вопросах европейских финансов. С 2015 года партия позиционируется все более как оплот евроскептиков и она даже перехватила кое-какие лозунги у практически удушенной PEGIDA. 

Итак, на выборах в ландтаги (региональные парламенты) в 2016 году «Альтернатива» добилась кое-каких успехов, взяв от 10 до 20% голосов. Сейчас ее рейтинг — на уровне 13−15%. Если до момента выборов в бундестаг (федеральный парламент) осенью 2017 года не случится ничего экстраординарного (новые теракты, метеорит, религиозная война, нападение марсиан, новый ледниковый период etc.), то резервов для повышения рейтинга практически нет: электорат уже и так выбран. У ХДС/ХСС рейтинги пока на уровне 30−33%. Это не самые высокие значения для партии Ангелы Меркель, но перед выборами у политического комбайна все же есть возможности нарастить электоральную мускулатуру за счет не определившихся. У ближайшего конкурента — СДПГ — около 20−22%, согласно опросам. И также возможности по наращиванию голосов избирателей. 

На пятки «Альтернативе» наступают Зеленые и Левые (по 11−12%), далее идет Свободная партия (6%) и прочая мелюзга. Что сие означает? Даже если евроскептики из «Альтернативы» вдруг набирают 20% голосов (а это очень хороший результат для них, и крайне маловероятный), они… не получают ничего. Ибо в парламенте моментально складывается коалиция как бы «конкурирующих» ХДС/ХСС и СДПГ плюс какие-нибудь Зеленые или Левые. Формальный пойнт для коалиции — неприятие пресловутых «правых экстремистов». В этом и особенность современного европейского национализма и евроскептицизма — у него нет союзников. Ни левые, ни правые, ни социалисты, ни христианские демократы, вообще никто не будет с ним входить в альянсы. Поэтому даже роскошный вариант 20% голосов в реальности означает дихотомию 80 против 20 с печальным итоговым результатом. 


Это все что нужно знать о «правом повороте» на парламентских выборах. Почему так? В континентальной Европе худо-бедно работает неплохой механизм публичной демократии. Я называю его реслинг, а те, кто меня читают, недовольно бурчат: «автор сошел с ума, утонул в конспирологии, не верит в демократию, думает, там все не всерьез». Спорить с детьми нельзя. Так вот, этот механизм весьма неплохо блокирует любой — с его точки зрения — «радикализм» и переводит его в спокойное и процедурное русло. Это нормальное и вполне объяснимое явление. Прошел дождь, но город не затопило, сработала ливневая канализация. Шайтан ведь?! Так быть не может! Поэтому в сев. Евразии даже небольшой летний дождь затапливает города на раз. 

Фишка публичной демократии заключается в том, что для избирателей привлекательными и мейнстримом всегда являются лишь две позиции, два пойнта. То есть, реальный выбор у людей идет не из 10, 20 или 30 «партий, а из «двух». Собственно, с этим связаны попытки в РФ соорудить систему двух работающих партий. Не получилось, не смогли. В ФРГ этими «двумя» грандами, двумя политическими комбайнами или концернами являются государственные партии (они содержатся за счет казны) — христианские демократы из ХДС/ХСС и социалисты из СДПГ. Разницы между ними никакой нет. Нет, конечно, там риторика чуть гуляет, какие-то разногласия имеются, но глобально разницы нет. 

Конкурентами они также, по сути, не являются. Точнее, они такие же конкуренты, как актеры кино, как звезды реслинга и так далее. Их задача — обеспечение легального демократического процесса, трансляция публичной власти и сохранение политической стабильности. Поэтому когда нужно, конкуренты спокойно входят в альянс друг с другом (как было после предыдущих выборов). Однако, это еще не все. 

У системы есть и второй контур безопасности. К вышеупомянутому дуэту в ФРГ цугом идет несколько партий-спойлеров — Зеленые, Левые, Свободная партия… Они нужны для «подбора» не захваченного комбайнами электората и блоковых альянсов с кем-либо из грандов. То есть, ХДС и СДПГ «сжирают» свои 55−65% голосов (я усредняю результаты по партийным спискам и округам), а еще порядка 25% добирают их «системные» спойлеры. В итоге «стабилы» получают регулярно 80−90% голосов избирателей (в среднем). В таком механизме приход к власти какой-либо «несистемной» силы абсолютно исключен. И при этом не надо тупо фальсифицировать выборы, устраивать идиотские вбросы, делать карусель из «понаехавших» и т. п. Зачем? Честность — это самое страшное оружие.

Фото: Imago/ТАСС 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация