ВЛ / Статьи

Гиперзвуковая ракета: «Циркон» обходит полосу препятствий

0
28-01-2017, 04:00...
1 209

Гиперзвуковая ракета: «Циркон» обходит полосу препятствий

Ученые РАН и конструкторы ОПК шлифуют новое оружие

В интервью ТАСС заместитель министра обороны России Юрий Борисов рассказал о совместной работе предприятий оборонной промышленности и Российской Академии наук по созданию гиперзвукового оружия. «На подходе гиперзвуковое оружие, которое требует использования принципиально новых материалов и систем управления, которые работают совершенно в другой среде, в плазме», — сказал Борисов журналистам. 

О том, что в обозримом будущем в России завершатся разработки и появятся полностью работоспособные гиперзвуковые ракеты, мы слышим уже не в первый раз. Наиболее оптимистично в этом отношении настроен директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Борис Обносов. Он говорит, что в России к 2020 году появятся гиперзвуковые ракеты, имеющие скорость 6−7М. 

С прошлого года начались испытания гиперзвуковой ракеты морского базирования «Циркон», создаваемой в подмосковном Реутове в НПО Машиностроения, которое входит в состав КТРВ. И тут все предельно засекречено, поскольку высшая степень секретности разработок действует у нас (как и в других странах) в гиперзвуковой и лазерной областях. Сведения о скорости «Циркона» лежат в пределах от 4,5 М до 5 М. Что относится к нижней границе гиперзвуковых скоростей. Однако не исключено, что разработчики слегка снижают достигнутые показатели. Или же собираются к моменту начала государственных испытаний приподнять скоростной потолок. 

Нижний порог гиперскорости в России мог быть достигнут уже в прошлом тысячелетии либо в начале нынешнего. В 70-е годы в МКБ «Радуга» началась НИР, а затем и ОКР по созданию ракеты Х-90. В конце 80-х — начале 90-х она уже устойчиво летала со скоростью от 3 М до 4 М. Но в 1992 году «в стране закончились деньги», и проект был закрыт. 

Еще более внушительные результаты были достигнуты в московском Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ). Здесь была построена не ракета, а летающая лаборатория для испытания гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД). Циамовский двигатель вытянул 6,5 М. Но и этот проект был закрыт по той же самой причине. 

Летательные аппараты, имеющие гиперзвуковую скорость, принципиально отличаются от сверхзвуковых. На них невозможно использовать турбореактивный двигатель: после 3 М из-за резкого увеличения скоростного напора воздуха начинает падать эффективность ТРД, поскольку резкое повышение температуры поступающей в камеру сгорания воздушно-топливной смеси существенно снижает КПД. При этом существует угроза пластической деформации лопаток турбины с их последующим расплавлением от высокой температуры. 

Реклама 30 
Невозможно использовать и жидкостной или твердотопливный реактивный двигатель (ЖРД и ТРД), потому что эти двигатели не предоставляют возможности изменять тягу, после запуска они отрабатывают с постоянной тягой, не давая возможности регулировать скорость полета. 

ГПВРД отличается от ЖРД тем, что в качестве окислителя в нем используется обычный атмосферный воздух, а не закаченный в баки сжиженный кислород или иной окислитель. Конструкция ГПВРД проста, количество подвижных элементов минимально. Схематично он представляет собой две воронки, которые соединены друг с другом узким горлом. Через первую воронку поступает воздух. В месте сужения он смешивается с топливом и сгорает. Выход второй воронки — это сопло, обеспечивающее реактивную тягу. Теоретически ГПВРД может развивать скорость до 25 М, но практический потолок ниже — порядка 17М-19М. 

Разумеется, нынешняя разработка «Циркона» использовала разработки загубленной ракеты Х-90. Однако пришлось решать целый ряд проблем, которые были не неразрешимы в технологиях прошлого столетия. Самый скоростной в мире самолет — американский бомбардировщик «Валькирия», так и не пошедший в серию, развивал скорость до 3200 км/ч. Его планер во избежание тепловой деформации был сделан из титана. На гиперзвуковых скоростях и такое решение недостаточно, тело ракеты необходимо «укутывать» мощным теплоизоляционным слоем, а также использовать для охлаждения криогенную технику. 

Это необходимо для того, чтобы могла нормально работать электроника ракеты. В связи с тем, что ракета на таких скоростях движется в коконе из плазмы, возникают еще две серьезнейшие проблемы. Во-первых, необходимо осуществлять радиосвязь ракеты с командным пунктом, а также со спутниковыми системами позиционирования и целеуказания. Считается, что это неразрешимая задача, поскольку «плазма не пропускает радиоволны». Однако это не вполне так: возникает уменьшение прозрачности плазмы для прохождения радиоволн — от частичного до полного их затухания. Лобового решения, скажем, за счет увеличения мощности сигнала, эта задача не имеет. Для ее решения необходимо учитывать целый ряд параметров: неоднородность кокона, волновые смещения, частоту сигнала, длительность и периодичность импульсов и т. д. Все это находится в компетенции ученых-радиотехников, использующих для моделирования суперкомпьютеры. 

Еще одна проблема, которая кажется неразрешимой, — поиск ракетой цели. Ведь плазма должна «ослеплять» оптическую головку самонаведения и делать невозможной нормальную работу радиолокационной. Но, думается, специалисты НПО Машиностроения совместно с учеными РАН смогли решить эту проблему. 

В России создается и еще один гиперзвуковой аппарат, который называется «изделие 4202» или Аэробаллистическое гиперзвуковое боевое оснащение (АГБО). Но это не ракета, а боеголовка, которая стартует при помощи баллистической ракеты. Предполагается, что ею будут оснащаться перспективные МБР «Сармат». И разрабатывается она также в НПО Машиностроения. И также уже проходят испытание — с 2004 года было проведено, по разным данным, 5 или 7 пусков. 

Скорость АГБО выше, чем у «Циркона» — 7М-12М. Ракета «Сармат» способна запускать до трех боевых блоков. Полет, как и у «Циркона», происходит с маневрированием за счет аэродинамических рулей на небольших высотах, что делает АГБО трудноулавливаемой для радаров. Невидимость добавляется и за счет того, что блок окутан плазмой, поглощающей и не отражающей сигнал РЛС. В совокупности с маневрированием с громадными перегрузками это делает и противокорабельную ракету, и АГБО практически недосягаемыми для современных и перспективных комплексов ПРО. 

Ряд экспертов считает, что АГБО имеет гиперзвуковой двигатель, основа которого была заложена в 90-е годы в Центральном институте авиационного моторостроения. Именно он позволяет поддерживать полученную при запуске «изделия 4202» скорость в течение длительного времени без ее потери.

Фото: Станислав Красильников/ТАСС





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация