ВЛ / Статьи

НАТО готовится к бюджетному рывку

0
16-01-2017, 07:00...
834


Военные расходы стран мира постоянно возрастают. В текущем году их суммарный объем увеличился до 1,57 трлн долл., то есть по сравнению с прошлым годом вырос почти на 200 млрд. Такая цифра была приведена в очередном ежегодном докладе (Annual Defence Budgets Report) специалистов англо-американской информационно-аналитической компании IHS Markit, в состав которой с 2008 года входит Информационная группа Джейна (Jane’s Information Group). 

Периодические справочники и новостные издания этой группы широко известны во всем мире. Они охватывают все сферы военного строительства различных стран и считаются наиболее авторитетными среди изданий, посвященных военной тематике, данные для которых собираются из открытых источников. Этот доклад, в котором приводятся данные по объемам военных бюджетов 105 стран, как правило, выходит в декабре. В нем содержатся не только сведения о военных расходах стран мира в каждом текущем году, но и даются аналитические оценки оборонных затрат и приводятся прогнозы их изменения на ближайшие пять лет. 

ПОЧЕМУ ЖЕ ТАК ОСТРО ХОЧЕТСЯ ДЕНЕГ 

В настоящее время руководство НАТО находится в состоянии паники, которая возникла в Брюсселе в связи с избранием республиканца Дональда Трампа на пост президента США.

В ходе избирательной кампании Трамп неоднократно называл НАТО устаревшей организацией и говорил, что ее членам необходимо выполнять все свои обязательства перед альянсом области повышения бюджетных требований на оборону. После этих высказываний кандидата в президенты у значительной части заокеанских политиков и администраторов, как и у их европейских коллег, сложилось мнение, что Трамп свой скепсис в отношении блока претворит в жизнь. 

Практически сразу же после избрания нового президента США генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг со страниц британской газеты Guardian обратился к Трампу. Он заявил, что за последние несколько лет ситуация с безопасностью «драматически ухудшилась» из-за «напористой России» и нестабильности на Ближнем Востоке и на севере Африки. Столтенберг подчеркнул, что «ответом на эти вызовы стало самое масштабное со времен холодной войны усиление коллективной обороны, и США здесь подтвердили свою приверженность защите европейской безопасности, разместив новую вооруженную бригаду на востоке континента». 

Генсек выразил свое согласие с тем, что уровень прочности Североатлантического союза в значительной мере определяется справедливостью распределения ответственности между его членами, прежде всего финансовыми обязательствами. «На сегодняшний день на долю США приходится почти 70% расходов альянса на оборону, и их призывы к более справедливому распределению нагрузки обоснованны», – объявил Столтенберг. 

Несколько позднее, выступая в представительстве Германского фонда Маршалла в Брюсселе, он сказал, что в 2016 году «военные бюджеты европейских стран НАТО и Канады вырастут на 3%». Он также подчеркнул, что далеко еще не все члены альянса готовы вкладывать 2% своих национальных ВВП в обеспечение коллективной безопасности. «Тем не менее мы пока далеки от достижения нашей цели уровня военных расходов всех членов альянса в 2% национального ВВП», – сказал генсек. 

В середине этого года еще до начала саммита НАТО в Варшаве генсек НАТО заявил, что уже в этом году расходы альянса вырастут на 3 млрд долл. Как показывают данные, приведенные в докладе IHS Markit Ltd., расходы стран НАТО в 2016 году действительно выросли. В этом документе отмечается, что впервые за последние шесть лет страны НАТО в связи с намерением США сократить свои оборонные затраты, обострением ситуации в Европе и расширением НАТО на восток вынуждены увеличить свои военные расходы. Там отмечается, что в будущей пятилетке военные бюджеты европейских стран блока будут увеличены приблизительно на 10 млрд долл. Общий бюджет стран НАТО в 2016 году составил 219 млрд долл., в 2020 году его объем достигнет 230,4 млрд. 

Военные бюджеты ведущих стран НАТО в этом году возросли, но на относительно малые суммы. Бюджет США, главного куратора блока, возрос почти на 7 млрд и составил чуть более 622 млрд. Военные расходы ведущих стран НАТО Великобритании, Германии и Франции в этом году по сравнению с прошлым практически не изменились и составили 53,8, 35,75 и 44,4 млрд долл. соответственно. 

А вот прибалтийские страны резко лезут вверх со своими военными расходами, хотя по сравнению с другими странами они довольно маловаты. С начала возникновения кризиса в Украине военные бюджеты стран Балтии возросли в два раза и, как отмечают авторы доклады, еще в два раза будут увеличены в ближайшем будущем. В 2014 году общие расходы прибалтийских стран на оборону выросли до 930 млн долл. В 2016 году их военные затраты составляют уже 1,45 млрд долл. 
Некоторые российские эксперты утверждают, что наращивание военной мощи и расходов на оборону в странах НАТО является основой создания инфраструктуры для будущей гонки вооружений. 

РОССИЯ – ПЕРВЫЙ ВРАГ ЕВРОПЫ 

Большая часть стран блока объясняет необходимость наращивания своих военных затрат прежде всего угрозой со стороны России. Берлин и Лондон обвиняют Москву в агрессивности и строят свою военную политику исходя из этой установки. 

Канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что Евросоюз в настоящее время «не способен защитить себя от внешних угроз и не может полагаться только на трансатлантическое партнерство с Соединенными Штатами. Германия, которая сегодня тратит около 1,2% ВВП на оборону, и США, которые тратят 3,4%, должны сблизиться по этому показателю», – сказала Меркель. Глава немецкого правительства добавила, что «в долгосрочной перспективе нет ничего хорошего, если мы будем говорить, надеяться и ждать, чтобы другие несли за нас оборону». А в последней редакции Белой книги ФРГ, в которой оцениваются угрозы национальной безопасности, отмечается, что Россия «теперь является не партнером, а соперником». Берлин, базируясь на событиях в Крыму и на востоке Украины, обеспокоен тем, что Россия «готова насильственно продвигать свои интересы». По мнению правительства Германии, без кардинального изменения внешнеполитического курса России она уже в обозримом будущем «станет угрозой безопасности для нашего континента». 
Однако нельзя не отметить, что один из основных оппонентов Ангелы Меркель, партия «Альтернатива для Германии» (АдГ), выступает за сохранение членства Германии в НАТО лишь при условии, что блок откажется от своих наступательных действий против России и останется исключительно оборонительным союзом. Об этом 12 декабря с.г. недавно заявила лидер АдГ Фрауке Петри. 

«Мы высказались в пользу дальнейшего членства в НАТО лишь при условии, что альянс вновь вернется к своему оборонительному предназначению, от которого он, на наш взгляд, давно отказался. НАТО слишком часто действует как наступательный союз, в частности, по отношению к России», – заявила Петри в интервью новостному агентству «Спутник». По ее мнению, исторический экскурс показывает, что Европе и Германии «хорошо жилось лишь в те времена, когда мы поддерживали разумные отношения с Россией». 

В середине этого года новый премьер-министр Великобритании Тереза Мэй в ходе своего первого выступления в британском парламенте в качестве главы правительства заявила, что угроза, исходящая от таких стран, как Россия и Северная Корея, остается реальной. 
А вот Париж придерживается совершенно другого мнения. По прибытии в начале июня этого года в Варшаву на саммит НАТО президент Франции Франсуа Олланд заявил, что «НАТО не претендует на то, чтобы влиять на отношения, которые Европа должна поддерживать с Россией». «Для Франции Россия не является ни противником, ни угрозой», – сказал Олланд. А чуть позже он подчеркнул, что Франция рассматривает Россию не в разрезе соперничества, а в разрезе партнерства. Тем не менее, считает президент, на примере Украины можно утверждать, что Россия способна использовать военную силу. 

В мае этого года департамент информации и печати (ДИП) МИД России, комментируя заявления председателя Военного комитета НАТО Петра Павела о «существующих угрозах с Востока», заявил: «Не вызывает сомнений, что в условиях явной неспособности НАТО вносить существенный вклад в противодействие таким реальным вызовам современности, как терроризм, только раскручивание антироссийской кампании позволяет альянсу добиваться от своих государств-членов увеличения военных расходов и хоть как-то оставаться «на плаву». «Публичные заявления о необходимости купирования рисков для стран – членов НАТО, возникающих, собственно, в результате беспрецедентного наращивания военной активности и инфраструктуры блока в непосредственной близости от российских границ, являются и вовсе верхом цинизма», – добавили в ДИП МИД. 

МОСКВА УШЛА ИЗ ПЯТЕРКИ 

Как отмечается в докладе IHS Markit, впервые за три последних десятилетия Россия выпала из пятерки государств, имеющих самые большие военные бюджеты. В 2016 году расходы РФ на оборону сократились на 6,6% (в долларовом выражении). Госбюджет России 2016 года включал первое с конца 1990-х годов сокращение оборонных расходов, в результате чего Россия откатилась с четвертого на шестое место по величине военных бюджетов в мире. Россию обогнали Индия и Саудовская Аравия. 

По данным IHS Jane’s, оборонный бюджет России в 2016 году составил 48,45 млрд долл. В прошлом году его объем был равен 51,84 млрд. Авторы доклада указывают, что в обозримом будущем 2015 год скорее всего будет тем годом, на который приходится пик оборонных расходов России. Аналитики IHS, основываясь на данных проекта федерального бюджета на предстоящие три года, констатируют, что в 2017 году расходы России на оборону продолжат снижаться и что официальный бюджет Кремля по разделу «Национальная оборона» в будущем году упадет по сравнению с 2016 годом на 27% – до 42 млрд долл. 
IHS также прогнозирует, что при текущих планах Россия по размеру оборонных расходов к 2020 году уступит еще и Франции и опустится на седьмое место в мире. 

В таблице показаны рейтинги 10 стран, военные расходы которых превышают затраты на ВС всех остальных государств мира. 
В ходе 12-й большой пресс-конференции, состоявшейся в 23 декабря прошлого года в Центре международной торговли на Красной Пресне, президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос о ситуации в экономике страны, сказал, что в будущем году бюджет «остается дефицитным» и что «экономить придется на многом». Он подчеркнул, что «основная статья экономии бюджетных средств придется на раздел «Национальная оборона». 

«Если в 2011 году мы тратили 2,7% ВВП на раздел «Национальная оборона», то в этом году и за последние пять лет мы сильно увеличили эти расходы: за последний – уходящий – год это будет уже 4,7. В следующем году будет 3,3 и в 2019-м – 2,8. Мы входим в нишу 2,8 и на протяжении нескольких лет будем ее держать», – заявил президент и добавил, что «это не отразится на наших планах по укреплению обороноспособности», поскольку в предыдущие пять лет в оборонный сектор было направлено «достаточно много средств». 
Президент также подчеркнул, что сегодня Россия «сильнее любого потенциального агрессора». Это, по его словам, определяется успехами в модернизации ВС, историей и географией России и сегодняшним внутренним состоянием российского общества.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация