ВЛ / Статьи

Эрдоган устал дружить с Америкой

+1
27-12-2016, 08:32...
622

Эрдоган устал дружить с Америкой

Как США лишились своего ключевого союзника на Ближнем Востоке

Встреча лидеров Турции, Ирана и России в Москве стала ошеломительной новостью для большинства представителей американского внешнеполитического истеблишмента. Войдя в состав нового альянса, Анкара показала Вашингтону, что теперь ориентируется на Москву, пишет The Washington Post. 

Убийство посла России в Турции было нацелено на срыв сближения Москвы и Анкары, но вместо этого оно лишь укрепляет этот альянс, который может привести к исключению США из завершающей фазы сирийской войны и критическому ослаблению американского влияния на всем Ближнем Востоке. 

Издание напоминаете, что 20 декабря российский министр иностранных дел провел трехстороннюю встречу со своими коллегами из Турции и Ирана для разработки «дорожной карты», выражая при этом сомнение, что российско-ирано-турецкая ось сможет положить конец войне. При этом WP отмечает, что Россия и Турция могут постепенно помогать друг другу в достижении своих целей. 

WP обращает внимание на то, что встреча министров иностранных дел в Москве прошла после того, как стало понятно, что план Джона Керри по сирийскому урегулированию окончательно провалился. При этом переговорщики пришли к общему мнению, что смена режима в Сирии не может быть приоритетным направлением мирного процесса, в основе которого, по заявлению трех сторон, лежит уважение суверенитета, территориальной целостности и политического плюрализма Сирии, а также борьба с терроризмом. 

Американское издание напоминает, что раньше Эрдоган всегда координировал свои действия в Сирии с администрацией Обамы, при этом Белый дом предпринял несколько попыток заключить с Турцией соглашение о создании единого фронта борьбы против ИГИЛ* и поддержке сирийской оппозиции, однако все они провалились ввиду того, что Обама отказался поддержать инициативу турецкого лидера о введении бесполетной зоны на севере Сирии. 

Отношения Турции и США усложнялись по мере того, как Вашингтон оказывал поддержку сирийским курдам. По мнению WP, игнорирование Вашингтоном интересов Анкары в этом вопросе фактически не оставило ей альтернатив, кроме союза с Москвой 

К сожалению, как отмечает издание, уходящая администрация Обамы, кажется, не имеет никакого плана ни по поводу того, как восстановить свое влияние в регионе, ни по поводу того, как стимулировать Турцию изменить свою переориентацию с Запада. 

При этом WP демонстрирует осторожный оптимизм, отмечая, что «администрации Трампа может принять дипломатический процесс под руководством России как свершившийся факт, однако не должна принимать разлад в отношениях Турции с Западом в рамках этой сделки. Отход Анкары от своих западных союзников может быть пересмотрен после перезагрузки американо-турецких отношений». 

— Турция действует самостоятельно и «переориентировалась» на Россию по объективным причинам, а вовсе не потому, что Вашингтон её «передал» в руки Москвы, — считает политолог, руководитель экспертной группы «Крымский проект» Игорь Рябов. 

— Это произошло в результате серьезных ошибок США как в отношении Турции конкретно, так и в отношении всего Ближнего Востока, куда США полезли, как слон в посудную лавку. Небольшое отступление. 

При предыдущей американской администрации саммиты по Ближнему Востоку, в особенности по палестинскому вопросу при участии Израиля, проходили по несколько раз в год, подчеркивая важную роль США в этом регионе. Сейчас ничего кроме глупого пиара по поводу «штурма» Мосула и обвинений в адрес России, которая все время что-то делает для уничтожения террористов, мы не слышим. Анкара не «вынужденно» переориентировалась на Москву, а по объективным причинам, это цивилизационный и рациональный вывод. «Вашингтон пост», скорее, ищет психологические оправдания свершившемуся факту. Пытается найти объяснение внешнеполитическому поражению США в регионе. 

«СП»: — Что больше всего повлияло на охлаждение между Турцией и США? Поддержка Вашингтоном курдов, предоставление убежища Гюлену или что-то еще? 

— США подвел целый комплекс действий: ставка на императивную силу, на навязывание своих условий в таком тонком регионе, как Ближний Восток. Эрдоган вообще такой политик, который не любит жесткости. Его действия после неудавшегося переворота были нацелены на вычищение «гюленистов» из спецслужб и органов власти. Как показало убийство российского посла, он был прав — враги Турции проникли очень глубоко в систему управления государства. Роль США в этой истории очень высока. Эта топорная война спецслужб вышла на поверхность. Во многом внешнеполитическая линия США просто не сочеталась со стилем топорных спецопераций, которые ведут здесь американские спецслужбы. 

«СП»: — Автор отмечает, что партия Эрдогана пришла к власти, базируясь на антизападной платформе, что в стране его подталкивают к противостоянию Соединенным Штатам. Насколько с этим можно согласиться? 

— Это все слабая аргументация. Попытка найти частности в крупных факторах, которые развернули ситуацию. Дело не в риторике, а в том, что Эрдоган считает США виновными в организации переворота. Он больше Западу не верит. Ни США, ни Германии. Как думаете, демократические журналисты будут признавать факт тотального разочарования относительно США со стороны ключевой державы в регионе Ближнего Востока и Средиземноморья? Нет, они будут искать косвенные причины, чтобы не говорить правды. 

«СП»: — Автор пишет, что три страны будут способствовать проведению переговоров между режимом Асада и рядом одобренных Россией «оппозиционных» фигур, минуя ООН, что приведет к подтверждению политического мандата режима. Так ли это? Действительно ли «альянс» Москвы, Анкары и Тегерана имеет целью подтвердить легитимность режима в Сирии? 

— Американцы сейчас отторжены от переговорного процесса. Иран, Турция и Россия втроем в состоянии решить проблему сирийского кризиса. Не только без США, Катара и Саудовской Аравии, но и без ООН. Проблема сирийского кризиса сегодня в том, что Ракка и территория провинции Идлиб находятся под контролем террористов. Им в помощь Обама снял эмбарго на поставку оружия в Сирии. Трампу придется эту проблему решать. Вот тогда и для США найдется место в истории. Но уже в формате договоренностей «тройки». 

«СП»: — Можно ли считать Эрдоган надежным партнером по Сирии? У него до сих пор периодически прорываются призывы к смене режима, а недавно Турция голосовала в ГА ООН за создание антироссийского по сути механизма расследования преступлений в Сирии. 

— Турция находится в очень сложной ситуации. Внутренние межэлитные противоречия, курдская проблема, смена векторов на внешнеполитическом фронте, последствия заигрывания с ИГ внутри спецслужб — все это не делает Турцию надежным партнером. Стабильность в Турции и стабильность самой Турции как партнера сегодня во много зависят от России. Мы должны взаимодействовать с этой страной в любом случае, понимая всю сложность ситуации. 

— Турция, или, скажем так, часть турецкой элиты не отказалась от имперских амбиций, — убежден замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров. 

— Но неоосманские идеи в современной Турции закамуфлированы под претензию на региональное лидерство. Это чем-то напоминает Германию, которая реализовала имперскую идею через лидерство в Евросоюзе. Турция свою претензию способна реализовать только в союзе с еще более сильным игроком. Ведь осуществляя свои амбициозные планы, ей необходимо подвинуть на геополитической шахматной доске такие фигуры, как Саудовская Аравия и Иран, имеющие аналогичные амбиции. 

Основная ставка долгое время делалась на США. До тех пор, пока заигрывание США с террористами, не привело к тому, что бумеранг вернулся, под угрозу оказалась поставлена территориальная целостность самой Турции. Да, Турция, действительно, вынуждена сейчас искать другого модератора ближневосточного процесса, близость к которому позволит ей реализовать свои планы. 

Мы видим, как взаимодействие с Саудовской Аравией, которое обеспечивалось при участии США, неожиданно заменилось на сотрудничество с Ираном, за которым, и этого никто не скрывает, видна рука Москвы. В регионе складывается новая конфигурация, и Турция постарается получить от этого свою выгоду, на время отказавшись от претензий к руководству Сирии. 

«СП»: — WP отмечает, что встреча лидеров Турции, Ирана и России в Москве стала ошеломительной новостью для большинства представителей американского внешнеполитического истеблишмента. При этом оно подчеркивает, что российско-турецкий союз не стал сюрпризом для аналитиков… 

— Россия и Иран давно и плотно сотрудничают, в том числе и в борьбе с террористами на территории Сирии. Когда к сотрудничеству с Россией в Сирии присоединилась Турция, двусторонние российско-иранские и российско-турецкие отношения на сирийском направлении естественным образом трансформировались в трехсторонние российско-ирано-турецкие. Как я уже сказал выше, для реализации своих планов диалог с Тегераном для Анкары не менее важен, чем контакты с Эр-Риядом. Следующим шагом могла бы стать единая позиция Турции и Ирана по вопросу политического разрешения сирийского кризиса. 

«СП»: — Можно ли считать Эрдогана надежным партнером в Сирии? Не поменяет ли он в очередной раз свою позицию? 

— Если сирийская армия при поддержке российских ВКС продолжит теснить террористов, не поменяет. Большего ожидать не приходится по оговоренным выше причинам. У победы тысяча отцов, поражение всегда сирота. Турция рассчитывает вместе с победителями поделить ближневосточный пирог в своих интересах, например, решить курдский вопрос в свою пользу. 

«СП»: — Какова все же истинная позиция Эрдогана по вопросу сохранения власти Асада? То он говорит, что Асад должен уйти, то идет на сближение с главными союзниками Асада, то вновь намекает на то, что его цель — свержение Асада. 

— Надо признать, что на Сирию многие в Турции по-прежнему смотрят как на часть Османской империи. И этим настроениям внутри элит Эрдоган подыгрывает. Цель Эрдогана в ближневосточном регионе, как я уже сказал, региональное лидерство. Будет ли оно осуществляться через военное, политическое или экономическое присутствие в той же Сирии — это уже детали. Но в любом случае при Асаде этим планам не суждено сбыться, потому нынешнее турецкое руководство будет разными способами стремиться сместить Асада и поставить у власти более сговорчивых партнеров. 

«СП»: — Как поведет себя новый президент США в отношении Турции? 

— Исходя из предвыборных заявлений, Трамп намерен всерьез заняться реальным сектором американской экономики. Думаю, и внешняя политика будет направлена на решение этой задачи. Это значит, что она должна будет стать более прагматичной, настроенной на реализацию, в первую очередь, экономических планов. Трамп хочет нарастить добычу нефти внутри страны, думаю, не только для того, чтобы обеспечить новые рабочие места. Он также хочет сделать США менее зависимыми от Ближнего Востока, менее вовлеченными в конфликты в этом регионе. 

Но это не означает, что США уйдут с ближневосточного плацдарма, они будут вынуждены держать руку на пульсе. Думаю, новая внешняя политика администрации Трампа будет заключаться в отказе от роли мирового жандарма в пользу перераспределения жандармских полномочий между странами-союзниками. Турция как крупный региональный игрок, несомненно, останется в орбите интересов США. И теперь вопрос только в том, до какой степени США будут заинтересованы в поддержании амбиций Турции, то есть готовы ли будут в Вашингтоне отвести Анкаре роль регионального жандарма? 

* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.

Фото: AP/TASS





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация