ВЛ / Статьи

Сирийскую оппозицию «дожмут» в Астане

0
20-12-2016, 02:00...
846

Сирийскую оппозицию «дожмут» в Астане

Башар Асад готов признать раздел страны на зоны влияния

Начальник главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Сергей Рудской сообщил 16 декабря о завершении операции по освобождению Алеппо от боевиков. 

По словам Рудского, менее чем за сутки была проведена операция по «выводу из восточных районов города Алеппо вооруженных формирований и членов их семей». Автобусами и каретами «скорой помощи» вывезены 9560 человек — боевики с их семьями. 

Освобождение Алеппо создало все условия для мирного урегулирования конфликта в Сирии, отметил Рудской. 

Он уточнил, что более 3,4 тыс. боевиков «умеренной оппозиции» прекратили сопротивление, амнистированы были 3056 из них. 

О мирном урегулировании после окончания боёв за Алеппо говорил и президент Владимир Путин во время пресс-конференции по итогам переговоров с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. 

Путин отметил, что «вопрос с Пальмирой — чисто символический, а что касается военно-политического значения, то в этом смысле Алеппо гораздо более важная тема». 

По словам Путина, во время его последнего телефонного разговора с президентом Турции Реджепом Эрдоганом была достигнута договорённость предложить всем конфликтующим сторонам в Сирии провести новый этап переговоров в казахстанской Астане. 
«Позавчера в телефонном разговоре мы договорились с президентом Эрдоганом, что будем предлагать конфликтующим сторонам — мы со своей стороны правительству Сирии, президент Турции — представителям вооруженной оппозиции — продолжить процесс мирных переговоров на новой площадке, которой могла бы стать столица Казахстана город Астана», — сказал Путин. При этом Путин отметил, что «если это произойдет, то это не будет площадка, которая будет конкурировать с женевской, но она будет дополнять женевские переговоры». 

Путин также надеется, что следующим этапом по нормализации ситуации в Сирии после освобождения Алеппо станет полное прекращение огня. 

«Я очень рассчитываю на то, что сирийской армии после успешных боевых действий в Алеппо удастся закрепиться, а мирные граждане смогут перейти к нормальной жизни; уже несколько тысяч человек вернулись в свои дома, даже полуразрушенные», — констатировал он. 

«Мы договорились о том, что Турция окажет всяческое содействие в выводе тех боевиков, которые будут готовы сложить в Алеппо оружие, прежде всего, для сохранения жизни мирных граждан», — также сказал президент России. 

То есть, судя по всему, от планов полностью разгромить исламистов на территории Сирии, решено отступить, упор снова будет делаться на политическое урегулирование. Однако при нынешней ситуации это почти наверняка закрепит негласный раздел Сирии на зоны влияния. 

— Сейчас в рядах сирийских исламистов возникла весьма любопытная ситуация, — говорит эксперт по Ближнему Востоку, политолог Анатолий Несмеян (Эль-Мюрид). — Так называемая умеренная оппозиция пребывает в состоянии распада и развала. Я думаю, будет сделана попытка окончательно их расколоть на «непримиримых» и «соглашателей». После чего попытаются добиться от «соглашателей» того, что не получилось в рамках женевского процесса. Проблема тут в том, что среди сирийских «оппозиционеров» политиков почти нет. Есть полевые командиры, настроенные на продолжение боевых действий, пока есть хоть малейшая возможность. А вот политики как раз настроены на переключение военной фазы в мирную, дипломатическую. Однако, повторяю, политиков среди сирийских оппозиционеров как не было, так и нет. Есть люди с непонятной степенью авторитетности, которые никого особенно не представляют. На переговорах они могут обещать всё, что угодно, но как будут реализовывать обещания — непонятно. 

«СП»: — Известно, что Башар Асад до последнего времени заявлял о желании вернуть под свой контроль всю территорию Сирии. Сейчас, когда почти взят Алеппо и вновь потеряна Пальмира, он может пойти на некие негласные договорённости о разделе Сирии на сферы влияния? 

— Асад сегодня находится в подвешенной ситуации. О его самостоятельности можно говорить с большой долей условности. За ним уже мало, кто и что стоит. У него нет мощной боеспособной армии, что подтвердило падение Пальмиры. На исходе ресурсы для поддержания государственной системы. Он из разряда системных игроков фактически уже вылетел. Поэтому практически зависит от того, что решат в Вашингтоне, Брюсселе и Москве. В этом смысле он весьма похож на лидеров донбасских республик. 

«СП»: — Если у Асада почти нет армии, кто же освобождал Алеппо? 

— Большая часть занятых там частей — это иранские, афганские подразделения. Доля правительственных войск Сирии там была весьма невелика. Однако боеспособной, хорошо управляемой армии в Сирии сегодня практически нет. Из 60 тысяч военнослужащих, состоящих в сирийской армии, более двух третей, это призывники, которые давным-давно отслужили свои сроки по призыву. Эту часть армии Асад использует для патрульно-постовой службы, поскольку мотивированность на войну у этих солдат невысока. Как раз в Пальмире сидели именно такие ребята. Притом, что боевиков было на порядок меньше, большая часть сирийских солдат воевать не стала, а просто сбежала. 

«СП»: — Будет сделана попытка отбить Пальмиру? 

— Да, конечно. Боевики в Пальмиру пришли не столько для захвата территорий, сколько для того, чтобы пограбить, захватить склады с оружием. Причём они столько его захватили, что даже американцы сделали заявление, что начнут бомбардировки Пальмиры, если сирийцы не отобьют её обратно. Теперь придётся сколачивать серьёзную группировку численностью около 10 тысяч человек и снова отбивать город. Уйдёт на это не меньше месяца. 

Кроме того, теперь стоит задача контроля Алеппо. Не случайно постоянно возникают перестрелки с выходящими из города частями боевиков. Почти все блокпосты вокруг мегаполиса контролируют иранцы. Именно они, в конечном счёте, принимают решение, кого выпускать, а кого нет. Вот буквально сегодня сорвался выезд очередной группы боевиков из города. И повлиять на иранцев крайне сложно. Поскольку Ирану не понравилось, что решение о перемирии в Алеппо принималось без его участия. 

«СП»: — А в целом Иран готов смириться с тем, что значительная часть Сирии надолго окажется неподконтрольной сирийскому правительству? 

— Ирану, по большому счёту, нужна гарантия, что Асад останется у власти. Поскольку он будет отстаивать интересы Ирана в Сирии. Любой другой президент вполне может пренебречь этими интересами. Ну, а в остальном иранцы довольно трезво смотрят на ситуацию. Ещё два года назад они предлагали план фактического раздела Сирии. Они предлагали оставить под контролем Асада все алавитские районы, а также районы проживания других этнических и религиозных меньшинств. А это стратегически важные районы, позволяющие контролировать выход к морю. Поэтому всем, кто будет контролировать центр Сирии, придётся как-то договариваться с Асадом. 

«СП»: — А Россию устраивает такой раздел Сирии? 

— Нам, видимо, придётся с этим согласиться. Поскольку главная задача, которую Асад поставил своей армии ещё в 2012 году, — установление контроля над границей, решена быть не может. А без её решения воевать можно бесконечно. Поскольку боевики регулярно будут получать подкрепления из-за границы. Причём границу сегодня контролируют как курды, протурецкие боевики, так и, собственно, Турция. Попытка взять под контроль эти участки будет означать начало войны уже с турками и курдами. 

«СП»: — Ну и насколько Турцию устроит раздел Сирии на сферы влияния? 

— Часть своих задач Турция выполнила — разделила два курдских анклава на севере Сирии. Теперь их задача расколоть курдов на умеренных, способных договариваться, и на террористов, которых надо уничтожать. И, кроме того, они будут, по-прежнему, контролировать буферную зону у своей границы. 

«СП»: — То есть Эрдогана сложившаяся ситуация в основном устраивает и он может согласиться закрепить её, если начнутся переговоры о разделе Сирии на сферы влияния? 

— В целом, да. Но сейчас никто не знает, что делать с «Исламским государством» *. С ним крайне сложно воевать. Сегодня это фактически целая армия спецназа, которая категорически не хочет воевать традиционно с линией фронта, общевойсковыми действиями. Они партизанят. Причём в отличие от классических партизан для них не столь важна поддержка местного населения. Это такая кочующая армия, которая во многом находится на «самообеспечении». В той же Пальмире, к примеру, они захватили газовые месторождения, рядом с которыми находятся небольшие заводы по закачке газа в баллоны (в Сирии газ в основном доставляется не по трубам, а именно баллонами). Они ограбили эти предприятия, и баллоны теперь просто продадут или используют для своих нужд. 

У иракской армии эффективно воевать с игиловцами пока не получается. Сильно сомневаюсь, что это получится у армии Асада. Скорей всего, на востоке страны будет существовать «серая зона», неподконтрольная сирийскому правительству. 

*"Исламское государство" (ИГ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация