ВЛ / Статьи

Италия выразила недоверие ЕС

0
6-12-2016, 07:54...
638

Италия выразила недоверие ЕС

Провал референдума станет еще одним ударом по и без того шаткому единству Европы

Европейский Союз, похоже, входит в новую полосу нестабильности. Конституционный референдум в Италии, который должен был стать своеобразным вотумом доверия правительству Маттео Ренци, провалился. За внесение изменений в Конституцию страны, которые должны были привести к большей централизации власти, проголосовало чуть более 40% избирателей, в то время как против высказались почти 60%. 

Даже не дожидаясь подсчета окончательных результатов голосования, премьер Маттео Ренци поздно вечером 4 декабря объявил о своем намерении уйти в отставку. «Очевидно, что деятельность моего правительства на этом заканчивается. Мы не смогли быть убедительными, но мы уходим без угрызений совести», — заявил Ренци на специально созванной пресс-конференции. 

Зато для оппозиции результаты голосования и отставка премьера стали серьезной победой, ведь они открывают окно возможностей для этих партий в случае досрочных выборов. Лидер партии «Лига Севера» Маттео Сальвини назвал 4 декабря «великим днем демократии» и объявил о немедленной подготовке к выборам. Глава еще одной оппозиционной силы, «Движения 5 звезд» Беппо Грилло заявил, что главным победителем стал народ Италии, который теперь может выбрать новое руководство страны. А другой представитель партии Луиджи Ди Майо, который, кстати, недавно заявил о необходимости улучшения отношений с Россией, сообщил, что «5 звезд» готовы управлять страной. 

Российские политики уже высказались о результатах референдума в Италии. Председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий считает, что провал голосования стоит в одном ряду с британским референдумом Brexit. Его последствия грозят не только обернуться отставкой правительства, но и повлиять на весь ЕС. 

«При досрочных парламентских выборах, к власти могут прийти представители той же оппозиции, которые, в том числе выступают против антироссийских санкций и даже посетили Крым. И именно им тогда предстоит формировать новое итальянское правительство. Таким образом, можно действительно сказать, что Италия становится ближе к отмене санкций против РФ», — заявил Слуцкий. 

Глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев тоже полагает, что результаты референдума негативно скажутся на ситуации внутри всего Евросоюза, причем как на политической, так и на экономической. После голосования курс евро уже упал до 20-месячного минимума, и вполне может продолжить снижение. 

Отставка кабинета Ренци, впрочем, не означает немедленные досрочные выборы. Президент Серджо Маттарелле вполне может сформировать техническое правительство, которое проработает до запланированных на 2018 год выборов. Но Константин Косачев полагает, что это все равно повлечет проблемы для Европы. 

«Уже невозможно отрицать, что европейские общества расколоты, причём разломы очевидны и принципиальны. Время, когда избиратели выбирали между отличающимися лишь в нюансах либеральными партиями, уходит, наступает эпоха политической турбулентности, и итальянский референдум — лишь один из первых актов этой — возможно — драмы», — заявил Косачев. 

Сенатор Алексей Пушков и вовсе предрек возможный «Италэкзит», и небезосновательно. Ведь даже если выборы состоятся в 2018, у оппозиционных сил высоки шансы прийти к власти. А такие партии, как «Лига Севера» и «Движение 5 звезд» выступают именно с позиций евроскептиков. Недаром глава «Национального фронта» Франции Марин Ле Пен уже заявила, что референдум стал очередным вотумом недоверия ЕС. 

Эксперт по Италии, и. о. декана факультета госуправления МГИМО Генри Сардарян полагает, что президент постарается избежать досрочных выборов, так как они могут повлечь хаос в стране, но турбулентность в Италии и ЕС все равно неизбежна. 

— Есть несколько вариантов развития событий. Это назначение технического кабинета, выдвижение на должность премьера кандидата от Демократической партии, который устраивает других членов по коалиции либо досрочные выборы. Решение будет зависеть от президента и парламентских партий, которые должны прийти к консенсусу. Пока что я сомневаюсь в том, что они остановятся на варианте выборов. 

«СП»: — Почему? 

— Потому что это может завести Италию в такую турбулентность, выйти из которой будет нелегко. Если выборы провести прямо сейчас, достигнуть согласия и сформировать коалицию будет просто невозможно. Партии, выступавшие против референдума, слишком разные. Это и правые, и ультраправые, и просто популисты. Лучшие шансы сейчас у «Движения 5 звезд», которое среди оппозиции имеет больше всех мест в парламенте. Они могут улучшить свой результат, но большинства все равно не получат. 

«СП»: — А если они все же получат большинство? 

— Это очень маловероятно. Дело в том, что нынешняя политическая система Италии, которую и хотел трансформировать Ренци, основана на том, что ни одна партия не может получить единоличную власть. Им приходится создавать коалиции. А «Движение 5 звезд» к этому не готово. Они не будут объединяться ни с Сильвио Берлускони, ни с демократами, ни с «Лигой Севера». Почти по всем вопросам они по разные стороны баррикад. Все крупные партии наберут примерно одинаковое количество голосов и будут неспособны сформировать кабинет. 

«СП»: — Каков тогда самый вероятный сценарий развития событий? 

— Мне кажется, в Италии сформируют технический кабинет, как это было после ухода Сильвио Берлускони, и проведут выборы уже в новых политических условиях. В любом случае, этот новый кабинет будет существовать в очень тяжелых социально-экономических условиях и при этом ему нужно будет проводить реформы. 

В первую очередь, им необходимо будет приложить усилия для того, чтобы не дать рухнуть банку Monte dei Paschi, который находится в сложнейшем финансовом положении. Не хотелось бы сравнивать ситуацию с греческой, но не исключено, что евробюрократам придется вмешаться и навязать механизм решения этих проблем, который очень непопулярен среди населения. Во многом поэтому Ренци пытался провести эту реформу, а население ее отвергло. 

«СП»: — У каких сил больше шансов прийти к власти в 2018? 

— До 2018 года может произойти все, что угодно. Вполне могут появиться новые лидеры. У популистов есть шансы увеличить свое представительство в парламенте, но не стать партией власти. Это анти-истеблишмент, который не готов к сосуществованию с другими политическими силами. Какие-то шансы будут у партии Берлускони, у правоцентристов, тем более, если они сумеют объединиться. 

«СП»: — Многие называют этот референдум победой евроскептиков, так ли это? 

— Напрямую этот референдум не связан с выходом из ЕС. Но почти все силы, которые выступали против, это евроскептики, которые очень негативно настроены в отношении ЕС. Кроме того, если одним из мотивов реформирования было наделение большими полномочиями Ренци, чтобы он мог проводить реформы, которых требуют евробюрократы, то отрицательное голосование — это как раз показатель того, что население с этим не согласно. 

Тем не менее, просто развернуться и уйти итальянцы не смогут. Что-то делать им придется. У страны около 400 миллиардов евро так называемых безнадежных кредитов. Это треть от общеевропейской задолженности. Поэтому в отличие от Великобритании итальянцев так просто никто не отпустит. 

У них два варианта. Первый — это то, что пытался сделать Ренци: укрепить позиции центрального правительства и проводить реформы, требуемые Брюсселем. Второй — идти альтернативным путем, для которого нужно понизить требования регулятивных норм ЕС к Италии. По первому пути пойти не получилось, значит, теперь придется реформировать сам Европейский Союз. 

Сейчас на некоторое время в Италии воцарится нестабильность. Фондовые рынки тоже будут негативно реагировать на эти события. Поэтому решение о назначении нового кабинета или досрочных выборах будет принято уже в ближайшие несколько дней. 

Доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули считает, что ЕС справится с новыми вызовами после итальянского референдума. 

— Уход Ренци — это еще не катастрофа, но он усложняет ситуацию для ЕС в целом. Ренци — технократ, ориентированный на Европу, и он хорошо работал с Брюсселем. Поскольку он уходит, создается вакуум и непонятно, кто возглавит следующее правительство. Если оно будет возглавлено каким-нибудь популистом из «Движения 5 звезд», это тоже не фатально для Европы. 

Но, безусловно, последует непростой период «притирки». Может возникнуть краткосрочная заминка внутри Евросоюза, но не серьезные долгосрочные последствия, независимо от того, кто возглавит правительство. Поэтому с Италией в ЕС ничего кардинального не произойдет. Кто бы что ни говорил, она не выйдет из Евросоюза и зоны евро, потому что слишком привязана и к тому, и к другому. Я бы не стал ждать больших потрясений. 

«СП»: — Справедливо ли события в Италии называют новым Brexit? 

— Мне кажется, нельзя сравнивать референдумы в Италии и Великобритании. 4 декабря обсуждались достаточно узкие внутриитальянские вопросы — сокращать ли количество депутатов и как реформировать парламент. Речь шла о том, чтобы несколько усилить исполнительную власть. Нужно сказать, что эта реформа в Италии действительно назрела — там беспрецедентно большой парламент, который насчитывает более 900 депутатов. Ни в одной европейской стране такого нет. Но поскольку партии заинтересованы в том, чтобы оставаться в парламенте, они выступили против этого решения. Это сугубо итальянский сюжет, который мало связан с общеевропейской повесткой. Хотя какая-то доля евроскептицизма в голосовании тоже присутствует, но, скорее, на краях спектра.

Фото: DPA/TASS





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация