ВЛ / Статьи

«Адмирал Кузнецов»: вместо Тартуса — в Севастополь

+1
5-12-2016, 02:00...
2 609

«Адмирал Кузнецов»: вместо Тартуса — в Севастополь

Четверть века службы в Заполярье показали, что российскому авианосцу там не место

Недавно председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заявил, что после уже предрешенного преобразования нашего 720-го пункта материально-технического снабжения в сирийском порту Тартус в полноценную военно-морскую базу там сможет на постоянной основе встать даже единственный российский тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Кузнецов». Случиться это может, считает Озеров, через полтора-два года. По мнению сенатора, хотя Тартус и далеко от России, зато держать там авианосец с военно-политической точки зрения важнее, чем в Заполярье. 

В разговоре с «СП» бывший первый заместитель главнокомандующего ВМФ РФ адмирал Игорь Касатонов назвал эту идею странной. Понятно почему: продолжительное базирование столь крупного корабля вне национальной территории создало бы слишком много абсолютно неразрешимых проблем. Начиная от неизбежной тогда регулярной ротации экипажа «Адмирала Кузнецова» численностью почти в 2000 человек, необходимости практически безостановочного ремонта, а иногда — и докования этого корабля. И кончая обеспечением тренировок его авиакрыла на наземных тренажерах в Крыму и под Ейском. Как палубным самолетам перелетать туда и обратно из Сирии? Через воздушное пространство Турции? Или кружным путем — через Ирак и Иран? 

Словом, с переносом места постоянного базирования «Адмирала Кузнецова» с Кольского полуострова в сирийский Тартус совершенно точно ничего не получится. Заманчивая идея устроить так, чтобы единственный наш авианосец вообще никогда не покидал беспокойные воды Средиземного моря, на практике неосуществима. Но некое рациональное зерно в высказывании сенатора Озерова все же, похоже, присутствует. Северный флот на самом деле — не лучшее место для такого корабля. И попытаться сделать так, чтобы его причал был оборудован где-нибудь существенно южнее, стоило бы. Почему? 

Во-первых, главное оружие любого авианосца — самолеты и вертолеты. Но на Севере, как известно, полярная ночь длится едва ли не полгода. Что превращает взлеты и посадки истребителей с палубы в крайне рискованное занятие. Делать перерыв в полетах продолжительностью в несколько месяцев, пока солнце не появится над сопками и не развиднеется? Это грозит неизбежной утратой профессиональных навыков пилотов, каждый из которых и без того — штучный специалист. 

Пока из этого тупика найден единственный выход. На время полярной ночи «Адмирала Кузнецова» флот старается регулярно выпихивать в Средиземное море именно и исключительно в осенне-зимний период. Что подтверждает и статистика. 

Хроника этих походов такова: первая боевая служба крейсера там началась 23 декабря 1995 года, а завершилась 22 марта 1996-го. Потом — казавшиеся бесконечными многолетние ремонты, опасно затянувшиеся из-за хронического недофинансирования флота в то время. 

Второй поход крейсера в теплые края был назначен на конец 2000 года, но отменен в связи с гибелью атомной подводной лодки «Курск» и участием ТАВКРа в спасательной операции. 

Снова в Средиземноморье авианосец отправился только 5 декабря 2007 года. В базу вернулся 3 февраля 2008 года. 

Третий поход — с 5 декабря 2008 года по 27 февраля 2009-го. 

Четвертый — с 6 декабря 2011-го по 17 февраля 2012-го. 

Пятый — с 17 декабря 2013-го по 17 мая 2014-го. 

На нынешнюю боевую службу у Сирии «Адмирал Кузнецов» из Мурманска вышел 15 октября. Скорее всего, провоюет он недолго. Уже объявлено, что в феврале 2017-го его ждут в Северодвинске для ремонта и модернизации. Так что самое позднее — в середине января ТАВКР двинется из Средиземного моря домой. 

Комментарий к этой хронике, как представляется, может быть только один: вряд ли кто-то способен считать нормальным положение, при котором единственный авианосец страны по прямому назначению используется не в момент, когда в нем где-либо возникает стратегическая нужда, а лишь в соответствии с продолжительностью светового дня на широте Североморска. Но так будет всегда. По крайней мере, до поры, пока основным пристанищем «Адмирала Кузнецова» остается стенка 35-го судоремонтного завода в Мурманске. И это, повторяю, первый повод задуматься: а там ли мы базируем свой единственный ТАВКР? 

Второй аргумент таков. Два с половиной десятилетия эксплуатации авианосца за Полярным кругом показали, что ему там, мягко говоря, неуютно. Потому что в тех суровых краях крайне сложно и энергозатратно обеспечивать хоть сколько-нибудь нормальный быт и службу на гигантском корабле высотой с 27-этажный дом и длиною в 300 с лишним метров. Семь его палуб, 3857 различных жилых и служебных помещений, четыре тысячи километров кабелей, 12 тысяч километров труб различного назначения требуют постоянного ухода. Но уход этот сложно обеспечить, когда зимой в каютах и кубриках температура воздуха в 15 градусов считается за счастье. Когда моряки всеми правдами и неправдами стараются обогреться с помощью запрещенных на любом корабле электрогрелок. Когда по переборкам стекают, а с подволока капают на головы капли конденсата. 

Вот мнение на этот счет бывшего начальника Главного штаба ВМФ адмирала Валентина Селиванова: «Вы не можете себе представить стоянку авианосца на Севере. Авианосец — это десятки тысяч тонн стали, сотни тысяч квадратных метров палуб, кают, ангаров, отсеков. Обогреть это всё своими силами в условиях северной зимы просто нереально! Там на четвертую-пятую палубу ступи — по колено воды из-за отпотевания. Он же весь замерзший… Не должен авианосец зимовать на Севере. Он там погибает». 

И это при том, что к моменту перебазирования «Адмирала Кузнецова» на Северный флот там постарались максимально учесть печальный опыт его предшественников — тяжелых авианесущих крейсеров «Киев» и «Адмирал Горшков». Те причалов не имели вообще. Стояли на бочках на рейде Североморска. Их котлы и генераторы год за годом молотили в круглосуточном режиме, пока один за другим не сожрали сами себя. 

Для «Адмирала Кузнецова» плавпричал приготовили в Ура-губе, в трех километрах от гарнизона подводников в Видяево. С берега подавали энергию, пар и пресную воду. Но все равно выходило плохо. Чему сам автор сам стал свидетелем, когда в середине 1990-х годов прилетал на крейсер в составе комиссии Министерства обороны РФ и Главного штаба Военно-Морского флота. Наверное, потому что в Заполярье хорошо авианосцу и не может быть. По крайней мере, даже перевод ТАВКРа из Видяево в Мурманск обстановку на нем изменил мало. Разве что с ремонтом постоянно выходящих из строя приборов и механизмов стало попроще, поскольку нынешний его причал, как уже сказано, на территории 35-го судоремонтного завода. 

Но если согласиться, что Заполярье не лучшее место для базирования авианосца, то куда его девать? Да, у России есть Дальний Восток, где природные условия покомфортней. Однако до Средиземного моря и до северной Атлантики, куда пока только и посылали «Адмирала Кузнецова» на боевую службу, оттуда далековато. Как ни думай, ничего лучше Севастополя в голову не приходит. 

Те, кому это кажется ненаучной фантастикой, не спешите ссылаться на известную конвенцию Монтре, регулирующую правовой режим использования черноморских проливов и запрещающую проход через них авианосцев. Да, только этот документ и избавляет пока Черное море от появления в нем американских плавучих аэродромов. Но «Адмирал Кузнецов» сегодня единственный в мире авианосец, который не подпадает под упомянутые ограничения. Что, собственно, в 1991 году и позволило ему беспрепятственно пройти Босфор и Дарданеллы по пути из Севастополя на Северный флот. 

Дело в том, что пункт В приложения II конвенции дает такое определение подобным боевым кораблям: «Авианосцами являются надводные военные корабли, которые, каково ни будь их водоизмещение, предназначены или устроены преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных судов. Если военный корабль не был предназначен или устроен преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных судов, то устройство на этом корабле палубы для спуска или взлета не будет иметь последствием включение его (корабля) в класс авианосцев». 

Исходя из этих договоренностей, ТАВКР «Адмирал Кузнецов» вообще не авианосец. Его назначение и спектр боевого применения шире, потому что кроме палубных истребителей крейсер несет на борту 12 противокорабельных крылатых ракет комплекса «Гранит», 4 шестиствольные пусковые установки ЗРК «Кинжал», 6 шестиствольных автоматических корабельных артустановок АК-630, два комплекса противоторпедной защиты «Удав». И потому конвенция российскому «адмиралу» не указ при проходе в Черное море и обратно. Хоть каждый день шастай. На зависть всяким там «Гарри Трумэнам» и «Джорджам Бушам». 

Да, главная база Черноморского флота нынче совершенно не готова к приему этого огромного корабля. В Севастополе много чего нет для него. Оборудованного причала, например. Поэтому в свое время построенные в Николаеве и проходившие испытания в Севастополе тяжелые авианесущие крейсера «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Адмирал Горшков» ставили кормой к огромному плавпричалу, ошвартованному у Угольной пристани. Как временное пристанище такой вариант годился, но «Адмирала Кузнецова», появись он в Севастопольской бухте для постоянного базирования, не обеспечит. 

Нет в Севастополе и сухого дока, способного принять авианосец. Сухой док, который принадлежит Севморзаводу имени С. Орджоникидзе, раза в полтора меньше требуемого. Сам Севморзавод, некогда спускавший на воду огромные плавкраны типа «Витязь», за четверть века украинского владычества пришел в полный упадок и способен чинить разве что мелкие катера, яхты и шаланды. Но и док, и стационарный причал можно построить до конца 2018 года. Наверное, и восстановить судоремонтный завод — тоже. 

Почему до 2018-го? Потому что именно на такой срок рассчитана модернизация ТАВКРа в Северодвинске. И до ее окончания вопрос перебазирования никто ставить не будет. 

Но что мы приобрели бы, вернись «Адмирал Кузнецов» в Севастополь? Первое — еще один мощный ударный надводный боевой корабль, которых так не хватает сегодня Черноморскому флоту. Если не принимать во внимание тоже скоро уходящий на модернизацию в Северодвинск гвардейский ракетный крейсер «Москва», то кроме недавно построенного в Калининграде фрегата «Адмирал Григорович» в эту категорию там и зачислять нынче абсолютно некого. Два других новых черноморских фрегата — «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» — еще неизвестно когда выйдут из Балтийска. 

Второе. Тренажерный комплекс для летчиков палубной авиации будет буквально в двух шагах от российского авианосца — в Новофедоровке под Евпаторией. 

Третье. Ходу до Средиземного моря от Крыма — пара суток. Что немаловажно в случае возникновения на Ближнем Востоке новых кризисов вроде сирийского. 

Четвертое. Когда авианосец в главной базе, два дополнительных палубных авиаполка — 273-й и 100-й отдельные истребительные — в определенных условиях могли бы оказаться нелишними в системе противовоздушной обороны полуострова. 

Понятно, что до 2014 года мы даже не обсуждали эти военно-технические и военно-политические расклады, поскольку Крым ходил под Украиной. Но сегодня, когда полуостров почти внезапно вернулся в Россию, кто нам мешает обдумать и эту тему?

Фото: Снимок с видео/управление пресс-службы и информации Минобороны РФ/ТАСС





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация