ВЛ / Статьи

Проект БПЛА «Птеродактиль»: дополнительное средство наблюдения для танков

0
3-12-2016, 06:00...
1 736

Проект БПЛА «Птеродактиль»: дополнительное средство наблюдения для танков

Характерной проблемой танков, до сих пор не решенной в полной мере, является сравнительно плохой обзор окружающей местности. Ранее подобные задачи решались при помощи набора оптических приборов, устанавливаемых на различных частях боевой машины, в том числе в составе командирской башенки. К настоящему времени появились и получили развитие оптико-электронные системы. Тем не менее, в силу разных причин обзор с рабочих мест экипажа бронетанковой техники может оставлять желать лучшего. Не так давно появилось новое предложение, касающееся улучшения обзора. В качестве дополнительного средства изучения обстановки предлагается использовать специальный беспилотный летательный аппарат, входящий в состав бортового оборудования бронемашины. 

О новом отечественном проекте, подразумевающим комплектование перспективных танков беспилотником, стало известно несколько дней назад. 18 ноября издание «Известия» опубликовало статью «Армату» вооружат разведывательным дроном», в которой рассказывалось об одной из оригинальных разработок отечественных специалистов. Необычный элемент бортового оборудования танка разрабатывается специалистами Московского авиационного института. Предполагается, что оригинальный беспилотный аппарат позволит улучшить ситуационную осведомленность перспективных танков Т-14, построенных на базе платформы «Армата». 

По сообщениям прессы, проект БПЛА под названием «Птеродактиль» был разработан кафедрой «Авиационные робототехнические системы» МАИ. В настоящее время авторы проекта занимаются опытно-конструкторской работой. Уже был сформирован общий облик аппарата и методы его использования. Кроме того, были отработаны и проверены в ходе испытаний некоторые оригинальные идеи. Продолжаются работы по совершенствованию уже созданной конструкции, целью которых является облегчение летательного аппарата и увеличение массы полезной нагрузки. Завершить текущие работы планируется в течение года. После этого опытные образцы «Птеродактиля» и прочего оборудования, необходимого для их использования, будут переданы министерству обороны.

В статье издания «Известия» раскрыты некоторые технические подробности проекта, представляющие большой интерес. БПЛА «Птеродактиль» предлагается строить по схеме конвертоплана. Он должен оснащаться поворотными винтомоторными группами, благодаря чему получит уникальные летные данные. В зависимости от положения воздушных винтов беспилотник сможет зависать на месте или совершать маневры, свойственные вертолетам. Кроме того, будет обеспечен горизонтальный полет «по-самолетному». В зависимости от поставленных задач и особенностей имеющейся обстановки, оператор беспилотного комплекса сможет выбирать наиболее подходящий режим работы летательного аппарата. 

С точки зрения практического применения аппарат-конвертоплан представляет интерес благодаря возможности попеременного использования основных режимов полета. Так, вертикальный взлет будет полезным для запуска техники с подвижной платформы в виде танка. Возможность скоростного полета, в свою очередь, позволит сопровождать бронемашину вне зависимости от особенностей ее перемещений. Таким образом, в теории экипаж танка сможет в любое время запустить разведывательный БПЛА, который будет сопровождать сухопутную машину в течение требуемого времени. 

В рамках проекта «Птеродактиль» было предложено облегчить конструкцию аппарата и повысить некоторые эксплуатационные характеристики за счет отказа от собственных систем энергоснабжения. В соответствии с задумкой конструкторов из МАИ, на борту беспилотника не будет крупных и тяжелых аккумуляторных батарей. Вместо этого для энергоснабжения электрических моторов будет использоваться кабель, соединяющий БПЛА и танк-носитель. Благодаря этому все системы генерации и передачи электроэнергии будут располагаться на борту сухопутной машины, не имеющей строгих ограничений по массе. 

Управлять перспективным беспилотником так же предлагается при помощи кабельной линии связи. Команды с операторского пульта будут поступать на борт аппарата при помощи проводов, соединенных с кабелями питания. Аналогичным образом следует передавать «на землю» видеосигнал и информацию от различных бортовых систем. Проводное управление летательным аппаратом позволяет сократить его полетную массу за счет отсутствия приемника и оборудования обработки радиосигналов. Кроме того, в отличие от традиционного для БПЛА радиоканала, проводная система связи не может быть обнаружена средствами радиотехнической разведки и подавлена при помощи систем радиоэлектронной борьбы. 

Согласно последним данным, БПЛА «Птеродактиль» будет нести оптико-электронное оборудование, в том числе тепловизор. Также предлагается использование малогабаритной радиолокационной станции. Утверждается, что аппарат нового типа сможет подниматься на высоту до нескольких десятков метров и удаляться на расстояние до 50-100 м от машины-носителя. Используя оптические приборы и РЛС, беспилотник сможет следить за окружающей местностью и выполнять обнаружение различных целей. Время непрерывной работы в воздухе будет максимально возможным за счет использования подачи электроэнергии с носителя. 

Штатные стандартные средства наблюдения современных и перспективных танков располагаются на высоте не более нескольких метров над землей. Это позволяет обходиться без чрезмерно сложных конструктивных решений, однако заметным образом ограничивает дальность наблюдения. Вынесение блока оптико-электронного оборудования и радиолокационной станции на беспилотник, способный подниматься на высоту нескольких десятков метров, соответствующим образом увеличит размеры зоны наблюдения. Особо следует отметить, что новым проектом Московского авиационного института предлагается использование не только средств оптической разведки, но и радиолокационной аппаратуры. 

Управление аппаратом «Птеродактиль» должно будет осуществляться с пульта, установленного в обитаемом отсеке базовой бронемашины. Таким образом, управлять беспилотником будет наводчик или командир танка, одной из задач которых является слежение за обстановкой и поиск целей. Экран, выводящий видеосигнал или данные с малогабаритной РЛС беспилотного аппарата, может быть хорошим дополнением к штатным средствам наблюдения. 

Представители организации-разработчика утверждают, что к настоящему времени были проведены некоторые испытания отдельных элементов и идей, используемых в перспективном проекте. В частности, в лабораторных условиях была проверена т.н. привязная схема, подразумевающая соединение бронемашины-носителя и беспилотного аппарата гибким кабелем с отдельными проводниками для подачи электроэнергии, команд и сигналов от средств наблюдения. Теперь авторы проекта работают над сокращением массы конструкции и повышением грузоподъемности. Такие доработки позволят повысить определенные характеристики технического и эксплуатационного характера. 

На завершение требуемых работ авторам проекта «Птеродактиль» понадобится определенное время. В течение следующего года планируется завершить опытно-конструкторские работы, подготовить необходимую документацию, а также построить и испытать опытную технику. После этого прототипы перспективного БПЛА планируется передать министерству обороны для проведения необходимых испытаний. 

Новым проектом, создаваемым в Московском авиационном институте, предлагается практическое применение нескольких оригинальных идей, способных заметно повысить определенные характеристики существующей или перспективной бронетехники. В частности, в качестве основного носителя БПЛА «Птеродактиль» и соответствующего оборудования называется новейший основной танк Т-14. При этом, однако, есть основания полагать, что подобная техника может использоваться и при модернизации уже существующих серийных бронемашин того или иного типа. 

Характерные возможности, приобретаемые танками при использовании нового комплекса с беспилотным летательным аппаратом, в теории способны значительно изменить потенциал бронемашин. Работая на открытой местности, танки с «Птеродактилями» смогут вести наблюдение в пределах крупной зоны, вовремя производя обнаружение потенциально опасных объектов. Современные системы связи и управления также позволят танкам обмениваться информацией об обстановке на поле боя, повышая общую эффективность боевой работы соединения. 

Также дополнительные средства наблюдения могут быть полезными при ведении боев в условиях городской застройки. При наличии массы зданий и сооружений, ограничивающих свободные пространства, существующие недостатки танков в виде ограниченного обзора проявляются особенно ярко. Дополнение имеющихся оптических и оптико-электронных приборов беспилотным летательным аппаратом в значительной мере улучшит потенциал бронемашины с точки зрения обнаружения целей. 

Тем не менее, как и многие другие разработки, новый проект не лишен недостатков. Некоторые из них можно выявить уже на стадии рассмотрения предложенной концепции. Некоторые особенности «привязного» беспилотника могут считаться недостатками, другие же способны стать предметом споров. Тем не менее, все эти особенности проекта являются неотъемлемыми его чертами, а ликвидация подобных недостатков может повлечь за собой серьезную переработку основных идей и решений. 

Главным поводом для претензий уже на уровне самой концепции нового проекта может считаться применение проводной связи между носителем и беспилотным летательным аппаратом. При всех своих плюсах, гибкий кабель никак не защищен от пуль и осколков, из-за чего может быть поврежден в любой момент боя. Повреждение одного или нескольких проводников из состава такого кабеля приведет к тому, что беспилотник может потерять возможность дальнейшего использования бортовой аппаратуры либо попросту упасть, оставшись без электроэнергии для основных моторов. Следует отметить, что гибкий кабель, предлагаемый в проекте «Птеродактиль», по определению не может быть защищен от существующих угроз, что приводит к необходимости поиска иных решений. 

Повреждение тех или иных проводов должно приводить к остановке двигателей или потере управления. Без тяги и управления БПЛА не сможет решать возложенные задачи или попросту упадет на землю. Защитой от этого может быть резервирование систем управления за счет дополнительных устройств передачи команд по радиоканалу и дополнения силовой установки резервными аккумуляторами. Тем не менее, в случае такой доработки летательный аппарат теряет одно из главных своих преимуществ – сравнительную простоту конструкции.

С точки зрения живучести в боевой обстановки определенные сомнения вызывает специфическое сочетание предлагаемой конструкции аппарата и методики его применения. Не имея возможности удалиться от танка-носителя на расстояние более нескольких десятков метров и находясь на сравнительно малой высоте, БПЛА оригинального облика может быть удобной мишенью для противника. Отсутствие каких-либо средств защиты позволит вражеским стрелкам обстреливать его с высокой вероятностью уничтожения. Также беспилотник может стать жертвой случайной пули или осколка. 

Проблема низкой живучести легкого беспилотного летательного аппарата вряд ли может быть решена путем оснащения техники средствами баллистической защиты. Таким образом, единственным реальным способом сохранения возможности наблюдения за обстановкой при высоких рисках потери техники может быть введение в состав комплекса нескольких беспилотников. В случае потери одного экипаж танка-носителя сможет поднять в воздух другой. 

Следует отметить, что проект «Птеродактиль» не является первой отечественной разработкой своего класса. В ходе международного военно-технического форума «Армия-2016», прошедшего в сентябре этого года, Главный научно-исследовательский испытательный центр робототехники министерства обороны впервые показал свою новую разработку, в которой используются схожие идеи. Новый робототехнический комплекс «Вихрь» основывается на боевой машине пехоты БМП-3, однако отличается наличием массы новых устройств и агрегатов. 

Для решения некоторых задач операторы комплекса «Вихрь» могут использовать несколько беспилотных аппаратов с разными характеристиками. Так, для разведки предлагается использовать беспилотник с шестью несущими винтами, связанный с машиной-носителем при помощи гибкого кабеля. Заявлена возможность подъема на высоту до 30 м, что в значительной мере повышает возможности наблюдения за местностью. Утверждалось, что к началу выставки «Армия-2016» комплекс «Вихрь» прошел предварительные испытания и хорошо показал себя. 

Таким образом, на данный момент известно уже о двух отечественных проектах оснащения бронетехники «привязным» беспилотником, необходимым для ведения наблюдения. В обоих случаях, по имеющимся данным, оригинальная концепция подтвердила свои возможности в рамках тех или иных испытаний. Благодаря этому развитие интересных идей может продолжаться вплоть до завершения опытно-конструкторских работ и освоения новой техники войсками. 

Боевой робототехнический комплекс «Вихрь» уже вышел на полноценные испытания, в ходе которых, по-видимому, показал все возможности БПЛА, соединенного с носителем при помощи кабеля. В обозримом будущем на испытания должна будет выйти еще одна похожая разработка. В проекте МАИ под названием «Птеродактиль» предлагается использование ряда интересных идей, которые могут положительным образом сказаться на характеристиках и боевых возможностях как отдельных боевых машин, так и целых подразделений. Справится ли новый проект «Птеродактиль» с поставленными задачами и оправдает ли возлагаемые на него надежды – покажет время. Авторы этой разработки утверждают, что опытная техника будет передана министерству обороны примерно через год.

Фото Defence.ru





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация