ВЛ / Статьи

Отец воздушных танков

0
28-11-2016, 01:00...
1 555
 
 

Отец воздушных танков

Под Воронежем снимают фильм о родоначальнике Дальней авиации России 

Как воронежский дворянин Михаил Шидловский стал прародителем Дальней авиации России со всеми ее аэродромами, ракетоносцами и регалиями, расскажет фильм, съемки которого прошли под Воронежем. 

По всем направлениям 

В селе Новохуторном - ранее Воронежской области, - отсняли основную часть фильма о Михаиле Шидловском, первом генерале авиации, начальнике эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец", основателе Дальней авиации России. Под его руководством создавались, строились и воевали первые тяжелые бомбардировщики страны. Одаренный военный и талантливый администратор, он сделал для России больше, чем департаменты нескольких министерств.

В местной школе в его честь установлена мемориальная доска. В райцентре Бирюч, где прославленному генералу посвящена экспозиция в краеведческом музее, рассказали о детстве одного из ведущих промышленников России. 

В апреле 2016 года съемки необходимых эпизодов прошли в Санкт-Петербурге. Съемочная группа посетила морское училище, где учился Шидловский, петербургские музеи - там снимали автомобили "Руссо-Балт" и записали рассказ внучатого племянника генерала - Александра Шидловского. Режиссер фильма - председатель Союза ветеранов Дальней авиации, командующий ДА в 1997-2002 годах генерал-лейтенант Михаил Опарин. Готовую картину планируют показать в апреле 2017 года на встрече ветеранов Дальней авиации в театре Российской армии. 

Выходец из старинного (с 1535 г. на службе Царя и Отечества) шляхетского рода, Шидловский родился в 1856 году в селе Новохуторном Воронежской губернии. Окончив Морской кадетский корпус, мичманом совершил кругосветное плавание на клипере "Пластун". После окончания военно-юридической академии Михаил Владимирович продолжил службу на суше, а затем сменил военную форму на мундир чиновника Государственной канцелярии и Министерства финансов. В начале XX века ушел и оттуда, посвятив себя развитию промышленного потенциала страны. Он вложил немалые личные средства в Русско-Балтийский вагонный завод, и в 1908 году был избран председателем его правления. 

Год спустя завод выпустил первый автомобиль - "Руссо-Балт" С-24/30. Эта модель стала самой массовой в истории марки - выпущено 347 экземпляров, в том числе внедорожник на полугусеничном ходу. В первый год "Руссо-Балт" выпустил на рынок три модели (всего было 36 моделей). Крепкие русские машины с мощными двигателями и изящными кузовами мастерской Фрезе появились в гаражах великих князей и европейских миллионеров. 

А Шидловский, освоивший к тому времени четыре направления: морское, сухопутное, финансовое и промышленное, - заинтересовался воздушным пространством. 

От "Витязя" до "Муромца" 

В 1912 году в Петербурге открылось самолетостроительное отделение завода - "Авиа-Балт". На должность главного конструктора Шидловский пригласил 23-летнего выпускника Киевского политехнического института Игоря Сикорского. 

"Авиа-Балт" занялся созданием первого в мире многомоторного самолета "Русский Витязь". Построили его на петербургском вагонном заводе. 

За годы войны "Муромцы" совершили 400 боевых вылетов, сбросили 65 тонн бомб и уничтожили 12 вражеских истребителей 
Изначально Сикорский оснастил свой биплан двумя моторами, потом добавил еще два, разместив их тандемом: один тянет, другой толкает. В 1913 году Сикорский переместил толкающие двигатели на переднюю кромку крыла и сделал их тянущими - так родилась классическая схема многомоторного самолета, которой пользуются до сих пор. 

Самолет получился удачным и установил мировой рекорд грузоподъемности, но просуществовал недолго. 11 сентября 1913 года на Корпусном аэродроме Санкт-Петербурга у пролетавшего над "Витязем" биплана оторвался двигатель и серьезно повредил левую пару крыльев 27-метрового исполина. Восстанавливать "Витязя" не стали - Сикорский уже придумал, как его усовершенствовать. В 1977 году Парагвай увековечил самолет на почтовой марке. 

Отец за сына 

В это же время на рижском заводе "Руссо-Балта" инженер Киреев начал конструировать 150-сильный двигатель с водяным охлаждением. Аэроплан назвали "Илья Муромец". В отличие от аскетичного "Витязя" пассажирская кабина нового самолета имела отопление, электрическое освещение, спальни и ванну с туалетом. В 1914 году "Муромец" установил мировой рекорд, подняв в воздух 16 человек и собаку по кличке Шкалик. Пилотировал самолет сам Сикорский.

Военный вариант "Ильи Муромца" мог обрушить на противника до 800 килограммов бомб - неслыханное по тем временам количество. Так самолет стал первым в мире стратегическим бомбардировщиком. Он проигрывал истребителям в скорости, зато мог подниматься на недосягаемые для них высоты. А главное - имел запас прочности. 

Повредить боевой самолет в то время могла пуля, попавшая в маслопровод. В июле 1915 года российский бомбардировщик под командованием поручика Башко был атакован тремя немецкими самолетами. Пулеметная очередь повредила бензопроводы левой группы двигателей, подачу топлива к ним прекратили, самолет отбил атаку и вернулся домой на двух моторах. Вооружен "Илья Муромец" был не хуже, чем другая новинка Первой мировой, - танки. На носовой площадке располагалось 37-миллиметровое скорострельное орудие "Гочкис", в зависимости от модификации бомбардировщик нес до восьми пулеметов. 

За годы Первой мировой войны было выпущено более 80 "Муромцев", их объединили в отдельную эскадру. Аэропланы совершили 400 боевых вылетов, сбросили 65 тонн бомб и уничтожили 12 вражеских истребителей. Ни до, ни после бомбардировщики не сбивали так много. При этом в бою был потерян всего один "Илья Муромец". Во главе эскадры стоял первый русский генерал авиации Михаил Шидловский. 

В 1918 году Сикорский собрался за границу - строить "Муромцы" во Франции. Звал и Шидловского, но тот отказался - считал, что "все обойдется". В 1919 году сына Шидловского арестовали. Отец пошел его выручать и тоже оказался в тюрьме. Обоим был вынесен смертный приговор, Михаила Владимировича Шидловского расстреляли 16 января 1920 года. Спустя восемь с небольшим десятилетий он был реабилитирован, в 1999 Шидловскому открыли памятник в штабе Дальней авиации в Москве. 

"Наш первый командир всегда с нами" 

Второй раз Воронеж стал родиной Дальней авиации в 1930 году, когда организованная в городе 11-я авиабригада тяжелых бомбардировщиков получила первые советские цельнометаллические самолеты ТБ-1. В том же году летчики заработали для города еще один титул - родины первого десанта. 2 августа на воронежскую окраину спустились на парашютах пилоты, штурманы и техники бригады.

Перед Великой Отечественной войной воронежский авиазавод № 18 начал выпуск тяжелых бомбардировщиков ДБ-3 - на них летала в том числе и расквартированная в городе 2-я воздушная армия особого назначения. После войны в Воронеже выпускали агрегаты стратегического ракетоносца Ту-160, в том числе один из самых сложных узлов - 30-метровое крыло изменяемой стреловидности. 

После революции на базе московского предприятия "Руссо-Балт" открылся авиазавод № 22. В 1941 году предприятие эвакуировали в Казань - так появился Казанский авиазавод имени Горбунова, родина Ту-160 и его "младшего брата" Ту-22М3, прозванного в ВВС за острый нос "шилом". Иное его название - "убийца авианосцев" - соответствует боевой задаче. На Ту-22М3 шесть лет летал штурманом председатель воронежской организации ветеранов ДА Александр Стрельцов. 

- В 2014 году по инициативе воронежских ветеранов Дальней авиации ракетоносцу Ту-22М3 было присвоено почетное наименование "Михаил Шидловский". Кто сказал, что Михаил Шидловский не летал? Наш первый командир всегда с нами, в едином боевом строю! - заявил Стрельцов.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация