Эксперимент в Черном море

16-11-2016, 03:00...
1 354

Холодная война. Период с 1946 по 1991 год. Сейчас мало кто задумывается о том, что мир неоднократно балансировал на грани новой ядерной войны. США и СССР к 80-м годам обладали огромным ядерным арсеналом. В мире к тому времени скопилось 1 млн 300 тыс. ядерных зарядов. На каждого жителя земли приходилось по 10 тонн взрывчатки. Чтобы полностью уничтожить планету, нужно в 10 раз меньше. Затраты на вооружение составляли 1,5 млн долл. в минуту. К тому времени, кроме СССР и США, ядерным оружием обладали Великобритания, Китай, Индия, Пакистан. Работали над созданием атомной бомбы Аргентина, Бразилия, Египет, Израиль, Иран, Северная и Южная Корея, Мексика, ЮАР и Япония. На долю СССР и США приходилось 95% мирового ядерного запаса. Ядерное противостояние достигло наивысшего уровня и перешло в космос. В Пентагоне разрабатывались планы ограниченных локальных войн с применением как обычного, так и ядерного оружия. В развитии мировой цивилизации наступал критический момент. Это стали понимать и лидеры двух ядерных сверхдержав – СССР и США.

ПЫТАЛИСЬ ВЗЯТЬ «НА СЛАБО»

С приходом к власти Михаила Горбачева появилась реальная возможность положить конец безудержной гонке вооружений, сократив количество ядерного оружия. Начиналась эпоха разрядки международной напряженности. Делались первые шаги на пути ограничения ядерного оружия. Однако переговоры между СССР и США по «50% ограничения стратегических наступательных вооружений» зашли в тупик.

Американская сторона отказалась от ранее достигнутых договоренностей в ходе советско-американской встречи на высшем уровне в декабре 1987 года по крылатым ракетам морского базирования, поскольку, по словам официальных лиц США, «в настоящее время отсутствуют эффективные средства контроля над этим видом вооружения».

Это была попытка вывести данный вид вооружения за рамки переговорного процесса, а заодно проверить возможности научно-технического потенциала СССР. Дело в том, что крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) типа «Томагавк» – один из самых опасных видов современного оружия, основной вид вооружения, размещаемого на подводных лодках и надводных кораблях ВМС США. КРМБ «Томагавк» в обычном или ядерном (200 кт) снаряжении может поражать с высокой точностью морские цели на расстоянии до 500 км, а наземные объекты – до 1500 км. Малая высота полета (30–300 м) и малые габариты (длина – 6,1 м, вес – 1300 кг) делают ее малоуязвимой для средств ПВО.

Видные ученые СССР и США, проявив глубокую озабоченность возникшей проблемой, заявили, что существуют технические средства контроля и обнаружения ядерного оружия. Советская сторона в лице академика Е.П. Велихова выступила с предложением провести совместный советско-американский эксперимент для проверки эффективности технических средств контроля, имеющихся в распоряжении советских и американских ученых. Проведение эксперимента было запланировано на начало июля 1989 года. По оценке аналитиков того времени, успешное проведение такого эксперимента имело поистине историческое значение. Процесс разоружения получил дальнейшее развитие, а тесное сотрудничество и дружеское взаимодействие советских и американских ученых способствовало разрядке международной напряженности.

ВСЕВИДЯЩИЙ «СОВЕТНИК»

Вполне очевидно, что процесс разоружения подразумевает наличие надежных технических средств контроля ядерного оружия. Советские ученые, инженеры и конструкторы работали над этой проблемой с 1978 года, и в 1988 году ВМФ СССР, его 6-е управление получило специальный технический комплекс для обнаружения ядерного оружия – условное название «Советник», который мог использоваться в вертолетном, корабельном и автомобильном вариантах. Одновременно для технического обслуживания и эксплуатации комплекса было начато формирование специального подразделения, первой в ВМФ СССР бригады специального технического контроля, на базе в/ч 20553 Черноморского флота.

Комплекс СТК «Советник» – разработка Института атомной энергии (ИАЭ) имени И.В. Курчатова АН СССР (в настоящее время – национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»), отмеченная в 1987 году Государственной премией и представляющая собой современнейший компьютеризированный технический комплекс. Ученые ИАЭ, создав в 1949 году под руководством И.В. Курчатова советскую атомную бомбу, положили конец монополии США на владение атомным оружием, лишив тем самым Соединенные Штаты военного превосходства над СССР. Символично, что именно ученые этого института смогли внести свой вклад и в процесс разрядки международной напряженности, в процесс разоружения, создав эффективное средство контроля над ядерным оружием.

При подготовке к проведению эксперимента группа офицеров бригады СТК во главе с начальником бригады прошла в начале 1989 года специальную подготовку в закрытом учебном центре ВМФ. Сдав экзамен на «хорошо» и «отлично», получила допуск к работе с аппаратурой комплекса «Советник». Затем, уже на ЧФ, были произведены приемка, сборка, монтаж и практическое освоение аппаратуры СТК. Ускоренными темпами, полностью используя светлое время суток, без отдыха и выходных, были отработаны практические навыки при работе с комплексом, взаимодействие с базовым кораблем (ПСК «Апшерон») и вертолетом Ка-27 с СТК «Советник». В конце июня 1989 года начальник бригады СТК доложил начальнику 6-го отдела флота о готовности офицеров бригады, команды корабля и пилотов вертолета к использованию комплекса «Советник» по назначению.

ИНОСТРАНЦЫ В СЕВАСТОПОЛЬ НЕ ПОПАЛИ

В 1989 году Севастополь был закрытым городом. Допустить в главную базу Черноморского флота иностранцев для проведения эксперимента, то есть специалистов с электронной фото- и видеоаппаратурой, было бы верхом беспечности даже в период разрядки международной напряженности. Поэтому местом проведения эксперимента, по рекомендации КГБ СССР и по решению руководства ВМФ, была выбрана акватория морского порта Ялты, которая была открытым курортом для посещения иностранными туристами.

Для размещения участников эксперимента, представителей прессы и ТВ (120 человек) руководством флота был выделен плавучий госпиталь «Енисей», который ошвартовался у ялтинского пирса. На нем же были развернуты командный пункт и штаб эксперимента. Объектом исследования в качестве носителя ядерного оружия был назначен ракетный крейсер «Слава», в одной из восьми спаренных пусковых установок которого была размещена крылатая ракета комплекса «Базальт» с ядерной боеголовкой. Где находится ракета с ядерной боеголовкой, в какой именно ПУ, участникам эксперимента известно не было. Ее нужно было обнаружить средствами СТК. Поисково-спасательное судно «Апшерон» стало на якорь в определенном ему по плану эксперимента месте. На его борту находились вертолет Ка-27 и аппаратура комплекса «Советник», а также группа офицеров – специалистов СТК во главе с начальником бригады В.А. Медведевым. В группу входили офицеры А.М. Алябьев, Д.Н. Охотников, Ю.В. Шамлиев, С.В. Персюк, В.В. Исаев и К.Г. Кебкал.

В эксперименте также испытывались комплекс СТК «Север», расположенный на большом десантном корабле (БДК), и комплекс «Агат», размещенный на грузовом автомобиле и предназначенный для обнаружения ядерного оружия на кораблях, стоящих у пирса. Эти два комплекса – разработка Института ГЕОХИМ имени В.И. Вернадского АН СССР. Испытывался и комплекс «Роса» – разработка Института физики Земли имени О.Ю. Шмидта АН СССР.

С американской стороны были представлены комплексы контактной аппаратуры СТК в комплексе с ноутбуками для обработки информации. Руководство ВМФ СССР разрешило проводить исследования непосредственно на пусковой установке КРМБ с ядерной боевой частью, и все контактные комплексы, представленные СССР и США, были размещены на РК «Слава». Комплекс «Советник» – дистанционный комплекс СТК, он мог обнаруживать ядерное оружие на расстоянии.
О значимости совместного советско-американского неправительственного эксперимента говорит и состав его участников. С советской стороны в эксперименте участвовали видные ученые АН СССР, академики А.П. Александров, Е.П. Велихов и В.А. Барсуков (научное руководство экспериментом), а также научные сотрудники ИАЭ, ИФЗ, ГЕОХИМ АН СССР, сотрудники внешнеполитических управлений и ведомств (Главного управления внешних сношений АН СССР, Управления информации МИД СССР), замминистра иностранных дел СССР В.П. Карпов. Офицеры 6-го управления ВМФ во главе с Г.Е. Золотухиным координировали работу по подготовке и проведению эксперимента. Руководство силами и средствами Черноморского флота осуществлял начальник штаба ЧФ В.Е. Селиванов. Присутствовали представители советских СМИ, журналисты, телевизионщики, фотокорреспонденты (ТАСС, АПН, «Правда», «Москау-ньюс», «Известия», «Международная жизнь», «Красная звезда», «Флаг родины» и другие).

С американской стороны на эксперимент прибыли ученые и специалисты из Массачусетского института, Станфордского и Мэрилендского университетов, Брукхейвенской национальной лаборатории, Национальной лаборатории США (Бруклин) и группа экологов Комитета охраны природы США. Рабочая группа во главе с директором Программы национальной безопасности США У. Аркиным, видные ученые-физики во главе с Т. Корхэном, группа конгрессменов во главе с членом палаты конгресса США по делам вооруженных сил Дж. Спрэттом, представители корпорации «Циркуляр» (Филадельфия), а также иностранные журналисты, телеоператоры, фотокорреспонденты (ТВ агентства Эй-би-си, Си-эн-эн, ТВ Италии, ЭФ Испании, Кнадо-Цусин, Асаки (Япония), «Филадельфия» (США), «Нью-Йорк таймс», «Ньюс-уик», «Лос-Анджелес таймс», «Шпигель» (ФРГ), «Гуань-миньжибао» (КНР).

Суть эксперимента заключалась в том, что вертолет Ка-27 с аппаратурой комплекса «Советник», поднявшись с борта ПСС «Апшерон», пролетел в соответствии с полетным заданием над РК «Слава» и вернулся обратно. Аппаратура комплекса «Советник» в момент облета крейсера в автоматическом режиме произвела необходимые измерения радиационного поля одновременно с фото- и видеосъемкой. Сравнивая значение радиационного поля корабля с естественным радиационным фоном, «Советник» выявил аномальное, пиковое значение в районе одной из пусковых установок КРМБ по правому борту РК «Слава», в которой фактически и находилась, как оказалось, КРМБ с ядерной боеголовкой. После компьютерной обработки результатов измерений факт наличия и месторасположение ядерного оружия был задокументирован фото-, видеоматериалами и распечатками с компьютера «Советник». О результатах было доложено на ГС «Енисей», в штаб эксперимента, начальнику 6-го отдела ЧФ капитану 1 ранга А.З. Гуло.

Командирским катером, спущенным с РК «Слава», документы с результатами эксперимента были отправлены в штаб на ГС «Енисей». Участники эксперимента с американской стороны с восхищением оценили результаты работы аппаратуры СТК «Советник». Каждый из них попросил в качестве сувенира распечатку с компьютера «Советник» на память о проведенном советско-американском эксперименте на Черном море.

Результаты эксперимента, который широко освещался в отечественной и зарубежной прессе того времени, показали, что предложенные советскими и американскими учеными методы и аппаратура СТК могут быть использованы для создания надежной системы контроля ядерного оружия морского базирования. Ядерное оружие на кораблях может обнаруживаться на расстоянии 50–100 м, а затем, при необходимости, может проводиться идентификация ядерного оружия контактными СТК.
Спустя полгода у берегов Мальты на борту теплохода «Максим Горький» состоялся очередной этап переговоров на высшем уровне по ограничению развертывания КРМБ с ядерным оружием. Как говорил Михаил Горбачев: «Процесс пошел» и «Мы отвели пистолет от виска России». Так офицеры бригады СТК ЧФ внесли свой вклад в процесс разоружения и разрядки международной напряженности.

ОПАСНОСТЬ КАТАСТРОФЫ НЕ ИСЧЕЗЛА

Годы идут. Время не остановишь. Процесс разоружения сыграл свою роль в истории. Крылатые ракеты с ядерным оружием сняты с вооружения ВМС США, но КРМБ «Томагавк» нового поколения с обычным зарядом обладают еще большей точностью и дальностью, а снаряжение их ядерными боевыми частями не занимает много времени.
Распался Советский Союз. «Империя зла», как тогда называли его американцы, исчезла с карты мира. Флот, пережив развал и разделение, набирает свою былую мощь. РК «Слава» переименован в гвардейский ракетный крейсер «Москва» и стал флагманом Черноморского флота. Крым и Севастополь вернулись в состав России. В мире появились новые приоритеты, новые угрозы: глобальное потепление, летящие кометы, природные катаклизмы.

Но это все в будущем. А в настоящем? Исчезла ли опасность ядерной катастрофы? Отнюдь. Речь не идет о Третьей мировой (атомной) войне. Понятно, что в ней не будет ни победителей, ни побежденных, будет просто конец земной цивилизации. Апокалипсис. Но опасность локальных разборок и террористических актов с применением ядерного оружия остается и даже возрастает. К ядерному оружию рвутся исламские фанатики, различного рода экстремисты. В результате боевых действий или терактов могут быть разрушены атомные электростанции. Атом, даже мирный, всегда таит в себе глобальную опасность. Возникла опасность ядерного и радиационного терроризма. Эта опасность вокруг нас, она реально существует в реальном времени, пока существует ядерное оружие и АЭС, а значит дальнейшее развитие и совершенствование средств СТК будет продолжено.