ВЛ / Статьи

Ответы на вопросы. О штурмовых группах Красной Армии

0
7-11-2016, 04:00...
1 428

Ответы на вопросы. О штурмовых группах Красной Армии

"Уважаемый Александр! У меня есть вопрос, который возник ещё в мае прошлого года. Если сможете помочь, буду очень благодарен. Мой дед, Смирнов Анатолий Андреевич, погиб где-то под Кенигсбергом. Похоронка затерялась, и точного места гибели никто не знает. Однако из последних писем деда мне стало известно, что он воевал в составе штурмовой группы. По фильмам и источникам в Интернете знаю, что солдаты штурмовых групп были отборными бойцами. Мой же дед, по воспоминаниям бабушки, был небольшого роста, физически выдающимся не был. Возможно ли такое? Были ли в составе штурмовых групп Красной Армии такие бойцы? Андрей Смирнов".

"Уважаемый Александр! У меня есть вопрос, который возник ещё в мае прошлого года. Если сможете помочь, буду очень благодарен. Мой дед, Смирнов Анатолий Андреевич, погиб где-то под Кенигсбергом. Похоронка затерялась, и точного места гибели никто не знает. Однако из последних писем деда мне стало известно, что он воевал в составе штурмовой группы. По фильмам и источникам в Интернете знаю, что солдаты штурмовых групп были отборными бойцами. Мой же дед, по воспоминаниям бабушки, был небольшого роста, физически выдающимся не был. Возможно ли такое? Были ли в составе штурмовых групп Красной Армии такие бойцы? Андрей Смирнов".

Вы не написали хотя бы примерно дату гибели вашего деда. Поэтому позволю себе высказать именно своё мнение. Это случилось в начале 1945 года. Почему я так думаю? Просто к Кенигсбергу Красная Армия вышла ещё в конце января 1945 года. Однако в силу определенных военных и политических событий того времени войска "стояли" до апреля 1945 года. И не просто стояли, но и учились воевать в совершенно новых для них условиях. 

Учились все. От командующего фронтом до простого бойца. Такое обучение было жизненно необходимо. Форты и крепости Кенигсберга до сих пор вызывают уважение у военных инженеров различных армий. По мнению большинства специалистов, это идеальные оборонительные сооружения даже сегодня. А в середине 20 века? 

Оборона города имела три ярко выраженных кольца. Первое находилось в 6-8 километрах от центра города. Основой этого кольца стали 15 фортов, построенных в конце 19 века. Толстые стены, подземные ходы, прекрасно подготовленные сектора обстрела для артиллерии форта, комфортные условия для автономной жизни гарнизона в течение нескольких месяцев. Гарнизоны этих фортов немногочисленны по военным меркам. До 200 человек личного состава. Но на вооружении фортов было много пулеметов, подготовленные минные поля, артиллерия (12-15 орудий). О "мелочах" вроде минирования местности вокруг фортов и использования колючей проволоки и различных инженерных ловушек даже говорить не будем. 

После прорыва этого кольца советским солдатам предстояло выйти на второе кольцо. Практически подойти к городу. Нужно помнить, что Кенигсберг — город старый. Здания там построены действительно на века. А потому почти все здания по окраинам города были превращены в крепости, улицы были перекрыты баррикадами и минированы. Что исключало использование бронетанковых частей и соединений. Либо единичные танки, либо танковые подразделения максимум. 

А "на закуску" гитлеровцы оставили третье кольцо обороны. Центр города. Это хорошо укрепленные бастионы (9 штук) и равелины середины 19 века. Равелины Кенигсберга были не просто вспомогательными оборонительными сооружениями крепости, но и самостоятельными боевыми единицами. Фактически мини-крепостями. 
Но вернемся непосредственно к вопросу. Кем же реально были "отборные" бойцы маршала Василевского? Кого отбирали в состав знаменитых, фактически главных при штурме Кенигсберга, штурмовых групп? 

Увы, но даже в конце войны Красная Армия не имела возможности готовить бойцов для таких подразделений. Однако боевой опыт солдат и офицеров к тому времени уже позволял говорить о них как о подготовленных и стойких бойцах. 

Основой для ведения боевых операций стал стрелковый батальон. Именно из его состава выделялись штурмовые группы, которые, в свою очередь, делились на подгруппы. Каждый батальон создавал по две штурмовые группы и резерв. Т. е. фактически батальон делился по обычному ротному принципу. Просто две роты были усилены приданными средствами. 

Штурмовая группа делилась на подгруппы. Чаще всего таких подгрупп было пять. Первыми в бой шли две огневые подгруппы. Их задача состояла в том, чтобы идти вплотную за огневым валом, которые создавала артиллерия. А потому в этих подгруппах вооружение было соответствующее. Автоматы, пулеметы, огнеметы и саперное отделение. Численность каждой огневой подгруппы варьировалась от 20 до 30 человек. 

Следом за "огневиками" шла подгруппа закрепления. Количество автоматчиков здесь было сокращено до 8-10. Однако в эту подгруппу входил уже взвод станковых пулеметов, отделение саперов и приданные орудия или минометы (до 2 штук). 

Вместе с подгруппой закрепления действовала огневая подгруппа. К этой части наступающих необходимо отнести приданные танки, орудия, другие средства, которые не входили в подгруппу закрепления. На некоторых участках такая "огневики" представляли собой достаточно грозную силу. 
Для быстрого пополнения подгрупп создавалась резервная подгруппа. Туда отправлялись 10-15 автоматчиков, орудийные расчеты (1-3), отделение саперов и отделение станковых пулеметов. 

Таким образом, штурмовая группа представляла собой достаточно серьезную силу. Усиленная стрелковая рота, два легких орудия, две полковые пушки 76-мм, две дивизионные пушки (типа ЗИС-3) 76-мм, пушка или гаубица (в зависимости от боевой задачи) 122-мм, два танка или 122-мм САУ, взвод 82-мм минометов, взвод станковых пулеметов, взвод саперов, отделение ранцевых огнеметов. 

Такую группу в обязательном порядке поддерживала батарея, а в отдельных случаях дивизион полковой или дивизионной артиллерии. 
Я не знаю, кем был ваш дед по военной специальности. Но в составе штурмовых групп, как вы, наверное, уже поняли, таких специальностей было много. И не все они требовали огромной физической силы, владения стрелковым и холодным оружием. Хотя к 1945 году опытных солдат, которые бы плохо владели личным оружием, оставалось мало. Война — хорошая школа. 

Погибали стрелки, которые шли в атаку на укрепленные позиции практически открыто. Погибали саперы, которые снимали мины впереди наступающих. Ведь в условиях боя не было времени на разминирование. Мину просто находили и с помощью "кошки" срывали с места, вызывая подрыв. 

Погибали артиллеристы, которые в условиях города работали на прямой наводке, и защита в 6-8 миллиметров не спасала от огня противника. Погибали танкисты, которые в своих машинах на узких улицах становились легкой мишенью для гранат и фаустпатронов. Погибали огнеметчики, которые работали фактически на позициях противника, учитывая дальность стрельбы ранцевых огнеметов. 

Но дело своё солдаты сделали. Хребет фашистскому зверю сломали. И мы должны гордиться тем, что это наши солдаты. Наши, советские. Русские, на каком бы языке они ни говорили. Слава вашему деду, уважаемый Андрей! 






  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация