Вежливые люди
ВЛ / Статьи

Москву и Эр-Рияд сблизит федерализация Сирии?

4-11-2016, 03:00
...
624

Москву и Эр-Рияд сблизит федерализация Сирии?

 Фото: Станислав Красильников/ТАСС


Какие точки соприкосновения имеют Саудовская Аравия и Россия в САР

Саудовская Аравия и Россия имеют много точек соприкосновения по сирийской проблеме, заявил 1 ноября посол РФ в Эр-Рияде Олег Озеров. 

— Когда мы говорим о разногласиях между Москвой и Эр-Риядом, мы не должны упускать из виду, что между нашими странами существует и много общих точек соприкосновения, касающихся урегулирования в Сирии, — отметил дипломат в интервью РИА Новости. 

Прежде всего, отметил Озеров, имеется в виду общая платформа урегулирования, которая состоит, в первую очередь, из Женевского коммюнике от 2012 года. 

— Все разделяют эту платформу, а также необходимость выполнения резолюции СБ ООН 2254 и резолюций по Сирии, имеющих отношение к гуманитарным аспектам, — подчеркнул российский дипломат. 

По его словам, у России налажен постоянный диалог с Саудовской Аравией по Сирии, эта тема находится в фокусе внимания, начиная с контактов посольства. 

— Эта тема обсуждается нами как на двустороннем уровне, так и на различных международных встречах, в самых различных форматах, что понятно и естественно, потому что сирийская проблема является, наверное, одной из самых острых и самых сложных для решения со времен Карибского кризиса, — добавил посол. 

Также Олег Озеров отметил, что Россия готова приложить усилия для снижения напряженности между Эр-Риядом и Тегераном. 

Насколько отчётливы точки соприкосновения, отмеченные российским дипломатом? В этой связи обратим внимание на статью научного сотрудника Совета по международным отношениям (США) Рея Тейкея в The Financial Times. В ней он пишет, что «американская стратегия на сирийском направлении базируется на представлении, что соглашение США и России позже может привести к сближению между ведущими региональными антагонистами — Ираном и Саудовской Аравией, что отразится и на местных действующих лицах». Единственным реальным вариантом для Сирии автор считает «схему разделения, которая будет основана на признании сирийского этнического и религиозного раскола». 

— Алавиты получат княжество, как и другие этнические группы. Сунниты получат собственную сферу, как только очистятся от вредоносного влияния ИГ. Ставка будет сделана на то, что эти группы смогут сосуществовать в рамках слабой федеральной структуры, в которой большая часть власти передана от центра на периферию, — говорится в статье. 

Существуют ли варианты урегулирования сирийской проблемы, где бы позиции России и Саудовской Аравии более-менее совпадали? 

Заявления о том, что есть общие точки соприкосновения и даже некое общее политическое решение сирийского кризиса вовсе не значат, что действительно между сторонами есть общая позиция, говорит член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. 

— Разговоры об общих интересах и даже сотрудничестве России с Саудовской Аравией возникают на протяжении десятилетий. А иногда, как это было в начале 2000-х, даже появлялись какие-то надежды… Безусловно, контакты между нашими странами есть и они необходимы, но по части выработки каких-либо согласованных действий лично я не вижу в перспективе никакого сближения. 

Скажем, недавно министр иностранных дел России Сергей Лавров в Москве провел переговоры с коллегами из Ирана и Сирии Джавадом Зарифом и Валидом Муаллемом, но понятно, что саудовцев там не было и не могло быть в виду многочисленных разногласий. Но, безусловно, российский посол должен делать подобные заявления — это его работа. 

Общих точек соприкосновения между Россией и Саудовской Аравией по сирийскому кризису не так уж и много, но они действительно есть, считает старший преподаватель департамента политической науки НИУ ВШЭ Григорий Лукьянов. 

— Правда, их количество не идет ни в какое сравнение с количеством противоречий, которые, безусловно, определяют позиции сторон. 

Саудовская Аравия не приемлет сохранение у власти не только президента Башара Асада, но и вообще — всей правящей партии БААС и нынешней политической элиты САР, представленной алавитской общиной. У Саудовской Аравии есть свои собственные контрагенты в стране, которых она поддерживает политически, организационно и финансово, предоставляя им возможность участвовать в переговорном процессе в составе так называемой «эр-риядской группы» сирийской оппозиции. Тем не менее, здесь есть точки соприкосновения между нашими странами — и Москва, и Эр-Рияд выступают против расчленения Сирии на несколько государственных или негосударственных образований. Саудовская Аравия достаточно гибко и с опаской смотрит на расширение зоны влияния Турции на сирийской территории. И, конечно, самым главным раздражителем для Эр-Рияда является распространение влияния Ирана в Сирии. 

Москва, безусловно, рассматривает Тегеран как союзника в сирийском кризисе, однако она не намерена отдавать САР исключительно под влияние Ирана. В этом отношении у РФ больше пространства для маневра, чем у Ирана, поскольку несовпадение интересов делает Москву договороспособной стороной в глазах Эр-Рияда. 

Что касается проектов федерализации, то с точки зрения Москвы, Анкары и Тегерана они не приемлемы, так как рассматриваются в качестве инструмента легитимизации особого статуса сирийских курдов. А появление еще одной курдской автономии, помимо иракской, не входит в интересы ни одной из вышеназванных сторон. В свою очередь, сторонниками курдского самоопределения и спонсорами курдской активности в Сирии являются США, которые рассматривают курдов в качестве агента своего влияния в Сирии. 

Тем не менее, нежелание признавать и рассматривать вариант федерализации — это одно, и совсем другое — реальная обстановка в Сирии. А она такова, что, несмотря на успехи сирийского режима при поддержке ВСК РФ, восстановление контроля над всей территорией Сирии видится крайне сложным делом. Безусловно, переговорный процесс необходим и его жаждут все, но даже в случае теоретического взятия восточного Алеппо, остается еще провинция Идлиб и значительная часть территории страны, которую контролирует не только одиозное «Исламское государство» *, но и «ан-Нусра» **, «Ахрар аш-Шам», «Джейш аль-Ислам» и др. Понятно, что эти оппозиционные группы не готовы оставить занимаемые территории, на которых проживают их семьи и т. д. Объективно у Дамаска не хватает сил для борьбы на разных направлениях. 

И если мы говорим о необходимости политического решения сирийской проблемы, то нужно учитывать, что эти группировки будут жестко отстаивать свое право на самоуправление контролируемых ими территорий. И здесь Эр-Рияд вполне может поддержать стремление оппозиции к федерализации Сирии. Сделать это будет возможно только закреплением их статуса посредством федерализации. Поэтому проект не стоит сбрасывать со счетов, это — один из инструментов так называемого политического урегулирования проблемы и закрепления статус-кво. 

Саудовская Аравия в арабском мире была одной из первых стран, с которой СССР установил дипломатические отношения, напоминает востоковед, автор книги «Вся Сирия» Сергей Медведко. 

— Тем не менее, и тогда нередко можно было услышать выражение «арабская реакция», под которой подразумевался монархический режим Саудовской Аравии. Поэтому КСА и Сирия — это традиционно два разных полюса российской дипломатии. 

Конечно, с Саудовской Аравией необходимо взаимодействовать, поскольку это влиятельное государство в арабском мире и богатое — благодаря нефтедолларам. Но я убежден, если бы не действия Саудовской Аравии и еще ряда монархических режимов, то в Сирии не было бы нынешнего кошмара. Те наемники, которые наводнили Сирию и которые воюют под флагом радикальных группировок, финансировались в основном на деньги КСА и Катара. 

Дипломатические заявления по поводу желания сторон прекратить войну — это одно, но совсем другое — какими методами она может быть прекращена. Понятно, что у каждого посла в той или иной стране есть свои задачи, однако точки соприкосновения между РФ и КСА далеко не очевидны. В этом плане федерализация, а по сути — раскол страны, о чем сейчас активно говорят на Западе, на мой взгляд, ни к чему хорошему не приведет, а может только спровоцировать новые конфликты. 

* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года признано террористической организацией и её деятельность в России запрещена. 

** Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.


+1

Оцените новость
Новости партнеров:


Комментировать

   




Наша группа Facebook:
  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация