ВЛ / Статьи

Сирийский опыт секретного вертолета ВКС

+1
1-11-2016, 00:00...
1 621

Сирийский опыт секретного вертолета ВКС

В Латакии проходит проверку боем новый российский авиаразведчик

В одном из микроблогов сети «Твиттер» появилась фотография вертолета, который был назван автором вертолетом радиолокационного дозора Ка-31, эксплуатирующимся на кораблях ВМФ. Фотография была сделана в районе города Джабла в сирийской провинции Латакия. Однако эксперты Центра анализа стратегий и технологий в своем блоге bmpd уточнили, что это несколько иная машина — вертолет радиолокационной разведки Ка-31СВ, созданный в ОКБ Камова для ВКС и Сухопутных сил. 

Вертолет совсем новый. Хоть о нем уже давно говорят. И, можно сказать, загадочный. Он известен под наименованиями Ка-31ВС, Ка-35, Ка-252СВ. Существуют и неправильные, но уже успевшие укорениться ошибочные наименования — Ка-31Р и Ка-23-Д2. Разработка этой машины началась в 2000 году в рамках ОКР «Горьковчанин». В 2004 году появился первый прототип с бортовым номером «231 синий». Он был построен за счет переоборудования под новую радиолокационную аппаратуру прототипа вертолета Ка-31. Спустя 2 года появился второй прототип с бортовым номером «232 синий». На сей раз машина была полностью построена «с нуля». Именно этот вертолет и был зафиксирован фотокамерой в небе Латакии. 

С момента постройки прототипов много воды утекло. Успешно завершились заводские испытания. Затем — государственные. Причем еще до их завершения Министерство обороны в 2008 году заключило контракт на постройку первой партии из двух винтокрылых разведчиков. В августе 2015 года Ка-31СВ был принят на вооружение в качестве составной части Вертолетного комплекса радиолокационной разведки наземных целей (ВКРРНЦ) 1К130. Однако до сих пор армия располагает только двумя прототипами. 

И вот один из них вдруг обнаруживается в Сирии. В связи с чем вырисовываются четыре сюжета. 

Министерство обороны не перечислило средства Кумертаускому авиационному заводу, находящемуся в Башкирии. В связи с чем вертолет не был запущен в производство. Что маловероятно. 
Министерство обороны, профинансировав ОКР «Горьковчанин», вскоре после ее завершения усомнилось в необходимости для армии такой машины. И в это также верится с трудом. 
Несмотря на принятие вертолета на вооружение, остались некоторые вопросы относительно его эффективности, надежности и еще каких-то свойств, крайне важных для военных. Поэтому решили притормозить серийное производство и испытать машину не на полигоне, а в реальных боевых условиях. 
И наиболее вероятный сценарий. После принятия вертолета на вооружение на нем заменили одну из систем на более совершенную, позволяющую повысить эффективность машины. И теперь обновленный прототип решили испытать в деле. 
Машина, безусловно, не только полезная, но и необходимая в Сухопутных войсках для обнаружения наземных целей. При этом вместо нее не удастся использовать уже готовый вертолет Ка-31. Поскольку он используется в системе ПВО кораблей и предназначен для поиска воздушных целей и надводных кораблей противника и целеуказания для перехватчиков авианесущих крейсеров. 

Однако оба вертолета конечно же, функционально похожи друг на друга. В обоих используется крупноформатная антенна с фазированной решеткой, расположенная под фюзеляжем. Во время обычного полета антенна прилегает к фюзеляжу, при работе РЛС — открывается вниз на 90 градусов. При этом шасси убирается. Правда, на фотографии Ка-31СВ, засветившегося в Сирии, антенны не видно, она находится в сложенном положении. 

Идея оснастить радаром базирующийся на корабле вертолет возникла сравнительно недавно. Первыми на нее вышли англичане, которые во время сражения с Аргентиной за Фолклендские острова понесли неоправданно высокие потери из-за отсутствия возможности своевременно обнаруживать атаки неприятеля. 

Советский Союз на основе чужого негативного опыта в начале 80-х годов начал создавать вертолет радиолокационного дозора Ка-31. В техническом отношении это оказалась непростая задача, в связи с чем вертолет поступил на вооружение лишь в 1995 году. Одна из основных сложностей заключалась в том, чтобы обеспечивать устойчивый полет, когда массивная антенна под фюзеляжем вращается с периодом в 10 секунд. Задачу решили, создав специальный пилотажно-навигационный комплекс, позволяющий стабилизировать вертолет без участия пилота. Он также может выполнять роль автопилота, осуществляя патрулирование по заранее намеченному маршруту. 

Помимо этого конструкторы столкнулись с целым рядом проблем, которые оказались новыми в вертолетостроении. Так, для обеспечения работы мощной РЛС потребовалось установить дополнительную силовую установку. 

В результате работы камовцев и их субподрядчиков по части электроники и электротехники были достигнуты вполне солидные результаты. Ка-31 обнаруживал низколетящие истребители на удалении до 150 километров, а надводные патрульные катера — до 250 километров. При этом одновременно сопровождалось 20 целей. РЛС была способна обнаруживать и противокорабельные ракеты, благо у всех натовцев они имеют дозвуковую скорость. 

Однако история Ка-31 оказалась примерно такой же, как и у Ка-31СВ. Вертолет, принятый на вооружение в 1995 году, в серию не пошел. Плодом напряженного труда стали два прототипа. Правда, в конце тысячелетия вертолетом заинтересовались индийцы. И Кумертауский завод сделал для них 9 машин. В настоящий момент есть заказ еще на 5. Также охотно закупают Ка-31 китайцы. У российского Министерства обороны в 90-е годы денег на закупку необходимой техники не нашлось. И лишь в середине нулевых проект реанимировали. Был обновлен комплекс БРЭО, и в 2012 году в ВМФ поступили два серийных вертолета модификации Ка-31Р. 

Как уже было сказано, Ка-31СВ обладает спецификой по отношению к Ка-31Р, поскольку работает с наземными целями. Поэтому он оснащен своей собственной РЛС и антенной, адаптированной к выполнению стоящих перед вертолетом задач. Но при этом характеристики РЛС не разглашаются. 

Главное оборудование Ка-31СВ — радиотехнический комплекс разведки наземных целей Л381 — разработано в Нижнем Новгороде в Научно-исследовательском институте радиотехники (НИИРТ). Его важнейшим элементом является РЛС 15Ц100.10. 

Навигационное оборудование работает со спутниковыми системами ГЛОНАСС/GPS. Есть вспомогательный газотурбинный двигатель ТА14−031. Вертолет оснащен комплексом активной защиты от атаки зенитных ракет «Президент-С». 

За неимением информации о радиотехнических характеристиках вертолета приводим лишь его летные характеристики. 

Рабочая высота — до 3500 м 

Экипаж — 2 

Максимальная взлетная масса — 12500 кг 

Максимальная скорость — 280 км/ч 

Крейсерская скорость — 220 км/ч 

Дальность — 600 км. 

Необходимо сказать, что Ка-31СВ, с точки зрения идеологии построения «винтокрылого ДРЛО», не уникален. Параллельно с созданием Ка-31, морской модификации, во Франции разрабатывался вертолет Aerospatiale SA.532 Horizon, предназначенный для работы с наземными целями. Но при этом был изготовлен только один прототип, который 

принял участие в «Войне в Заливе», продемонстрировав высокую эффективность обнаружения целей и целенаведения. Французский вертолет снабжал ценной информацией штаб 18-го корпуса армии США. SA.532 Horizon совершил 24 вылета, обнаруживая на большом расстоянии иракские РЛС и колонны бронетехники. 

После этой эффектной премьеры вертолет запустили в серийное производство. Причем он работает в составе комплекса, в который также входят командный пункт и беспилотники. Российский комплекс ВКРРНЦ 1К130 также состоит из трех элементов, два из которых не разглашаются: 23Д2 (вертолет), 9С925, 1И140. Логично предположить, что и Ка-31СВ также работает в контакте с БПЛА. 

И в заключение необходимо сказать, что у вертолета радиоэлектронной разведки есть определенные достоинства по сравнению с самолетом ДЛРО. Пусть вертолет и имеет меньшую «мощность» — то есть меньше обнаруживает и сопровождает целей и на меньшем расстоянии, зато обладает большей автономностью использования. Может базироваться на переднем крае. Более оперативен и мобилен. Способен перемещаться, повторяя передвижения противника. 

И для России ситуация тут особенно острая. Поскольку у нас никак не появится полноценный самолет ДЛРО А-100, то его отсутствие необходимо компенсировать вертолетами. Которые и дешевле, и требуют для постройки меньше времени.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация