ВЛ / Статьи

Наш ответ АВАКСУ: новейший комплекс А-100ЛЛ будет способен перехватывать баллистические ракеты

0
28-10-2016, 08:38...
1 385

Наш ответ АВАКСУ: новейший комплекс А-100ЛЛ будет способен перехватывать баллистические ракеты

Летающая лаборатория А-100ЛЛ, созданная для проекта перспективного многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения «Премьер», приступает к практическим полетам. Об этом сообщили в Объединенной приборостроительной корпорации. Базой для новой машины стал штатный самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50, По информации ОПК, в ходе воздушной апробации предполагается провести комплекс испытаний элементов, проверить на электромагнитную совместимость отдельные системы, отработать режимы информационного обмена, а также протестировать некоторые конструкторские решения. 

Как сообщил генеральный конструктор ОПК по системам и комплексам разведки дозора и управления авиационного базирования Владимир Верба, летающая лаборатория позволит заранее провести проверку работоспособности и взаимодействия элементов авиакомплекса, сэкономив время и средства на общее тестирование А-100 и повысив готовность самолета к проведению будущих государственных летных испытаний. 

«Дедушка» отечественной радиолокации

Эту машину частенько могут видеть те, кто пользуется услугами военного «аэропорта» Чкаловский. Характерный «гриб» на пилонах над верхней частью фюзеляжа обычного с виду Ил-76 сразу же выделяет этот самолет среди других машин авиапарка подмосковной авиабазы. «Наш ответ «Аваксу», - так в свое время называли этот борт, намекая на сходство выполняемых им функций с задачами аналогичного авиационного комплекса радиообнаружения и наведения США AWACS (от английской аббревиатуры Airborne Warning and Control System - «раннее предупреждение и управление в воздухе»). Для американских машин был выбран самолет Boeing E-3 Sentry. Наши авиационные специалисты остановили свой выбор на одном из самых неприхотливых и надежных воздушных грузовиков - Ил-76. 

Справедливости ради стоит сказать, что А-50 был все же не первым проектом отечественной авиации дальнего радиолокационного обнаружения. В следующем году мы будем отмечать 55-летие первого полета самолета Ту-126, на котором применялась радиолокационная станция «Лиана». В конце 1950-х – начале 1960-х годов требовались нестандартные способы прикрытия северного направления СССР, как одного из наиболее вероятных для проникновения американских стратегических бомбардировщиков. Развертывание сплошной сети наземных средств выливалось в огромные финансовые затраты, и выход был найден в создании мобильных систем, размещаемых на самолетах.

РЛС «Лиана» в то время считалась настоящим чудом техники. Она позволяла обнаруживать воздушные объекты на дальностях от 100 до 350 км, а морские цели типа крейсера - до 400 км. Бортовая телекодовая аппаратура могла передавать полученные сведения на командные пункты ПВО и ВМФ, удаленные от самолета на 2 тысячи (!) км. Антенная система монтировалась над фюзеляжем на пилоне высотой 2,6 м., и это был первый в мире самолет с вращающимся грибовидным обтекателем радиолокационной станции. Интересно, что при создании упомянутого выше AWACS американские специалисты элементарно скопировали эту схему размещения РЛС, взяв ее за основу своего самолета. 

«У» - значит, «усовершенствованный»

Нынешний российский авиапарк самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и наведения состоит из машин, получивших индекс А-50. Спектр задач этого воздушного наводчика - обнаружение, сопровождение и определение государственной принадлежности различных объектов, выдача информации на командные пункты, наведение истребителей и самолетов фронтовой авиации на цели.

Нынешний российский авиапарк самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и наведения состоит из машин, получивших индекс А-50. Спектр задач этого воздушного наводчика - обнаружение, сопровождение и определение государственной принадлежности различных объектов, выдача информации на командные пункты, наведение истребителей и самолетов фронтовой авиации на цели.

В мае 2014-го Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева, который в числе прочих задач выполняет интеграцию авиационных систем дальнего радиолокационного наблюдения, передал российской военной авиации очередной борт А-50, но - уже с литерой «У». В модернизации самолетов этой серии приняли участие специалисты Концерна радиостроения «Вега». Основной упор был сделан на переход на новую элементную базу бортового радиотехнического комплекса. Были кардинально модернизированы рабочие места членов тактического экипажа: вместо старых аппаратных стоек на основе электронно-лучевых трубок применены универсальные средства отображения информации на дисплеях и жидкокристаллических индикаторах. У А-50У появился новый комплекс связи, а новшеством, которое порадовало экипаж, стало размещение комнат отдыха, буфета с необходимым бытовым оборудованием и даже туалета. 

Летающий «Генштаб»

Новый авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения А-100 «Премьер», судя по информации из открытых источников, получит полностью цифровой навигационный комплекс, будет оснащен активной фазированной решеткой и цифровой системой управления. Базой для комплекса стал самолет Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А-76. Этот «Ильюшин», впервые взлетевший в воздух всего четыре года назад, обладает новой конструкцией крыла, более современными двигателями с тягой 14,5 тонн каждый, усиленное шасси, а также измененные радиоэлектронный и навигационный комплексы. Всего до 2020 года Минобороны России должно получить от предприятия-изготовителя - ульяновского завода «Авиастар» - 39 таких машин. Шесть из них уже собраны. 

Эксперты в области авиации обращают внимание на то, что оснащение «Премьера» многофункциональным радиотехническим комплексом позволит успешно решать оперативно-тактические и стратегические задачи как в части ведения разведки, так и в области защиты от воздушного нападения. Как отмечает, к примеру, военный эксперт, полковник ВВС в отставке Юрий Авдеев, в основу разработки машины выведены системные вопросы увеличения боевой эффективности. «Бортовое оборудование А-100 позволит мгновенно вскрывать, опознавать и классифицировать цели (воздушные, надводные, наземные – без разницы), определять их координаты, - обращает внимание он. - Полученная информация будет также мгновенно передаваться на пункты управления». Данная информация станет основой для целеуказания корабельным и наземным зенитным средствам. Также с борта А-100 можно будет управлять группировками летательных аппаратов истребительной, бомбардировочной, штурмовой и специальной авиации, корректировать работу беспилотников. 

Наводчик для «Прометея»

Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления постоянно задействованы в отработке учебных и практических задач. Так, имеются сведения, что именно А-50 решали некоторые вопросы в ходе операции российских ВКС в Сирии. А буквально на днях эти машины принимали участие в тренировке органов управления и дежурных сил Объединенной системы ПВО государств-участников СНГ. Воздушные наводчики применялись для наращивания радиолокационного поля в зонах дежурства Су-27, МиГ-29, МиГ-31, а также в ходе перехвата имитируемых сверхзвуковых и стратосферных целей. При этом А-50 находились в небе более 5 часов, произведя дозаправку в воздухе и выполнив не менее двух десятков наведений на цели. 

Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу, поднявший на одном из ведомственных селекторных совещаний тему будущего поступления на вооружение авиационного комплекса А-100, подчеркнул, что эта машина по своим характеристикам превосходит зарубежные аналоги. «Его разведывательные возможности позволят обнаруживать новые классы целей, осуществлять наведение самолетов ударной авиации и управление ими», - заявил глава российского военного ведомства. Интересно, что о возможностях российского «Премьера» уже заговорили и на Западе. Так, в опубликованном не так давно американским изданием Right Side News материале сделан акцент на то, что использование этого самолета дальнего радиолокационного обнаружения может существенно повысить возможности российских систем ПВО. В частности, как подчеркнул автор статьи журналист Майкл Снайдер, А-100 придаст новые возможности зенитной ракетной системе С-500 «Прометей». «Этот комплекс в сочетании с «Премьером» будет способен перехватывать и межконтинентальные баллистические ракеты», - особо отметил автор публикации. 







  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация