ВЛ / Статьи

Как Солдат Солопов без стопы танцевал (история военной фотографии)

+1
20-10-2016, 06:00...
1 219

Как Солдат Солопов без стопы танцевал (история военной фотографии)

Историю ещё одной фотографии Ивана Александровича Нарциссова я нашла, уважаемые форумчане. Этот снимок Иван Александрович назвал «В часы досуга». 

Сделан он в 1942 году, а вот где, неизвестно. На первый взгляд — просто танцует боец под гармонь, а однополчане смотрят. И на второй взгляд — ничего особенного, кроме, конечно, восхищения перед нашими солдатами, которые между кровавыми боями находили в себе силы танцевать и умели не поддаваться настроению. 

Но дело в том, что у танцора нет левой стопы. Он (зовут героя Михаил Солопов) потерял её в самом начале войны. 

Это было в Киеве, где Михаил Александрович жил в июне 1941 года (родом он из Смоленска). В первые же дни он добровольцем вызвался идти на фронт. Пришёл на пункт сбора — и началась бомбёжка. Солопов, как и остальные, упал на землю, и вдруг увидел мальчугана, держащего в руках щенка. Видимо, ребёнок потерялся в минуты паники и теперь громко ревел, стоя на дороге и прижимая к себе лохматого друга. Михаил Александрович вскочил, схватил мальчонку за руку и потащил к обочине. Уложил на землю, а мальчик заревел ещё сильнее. Оказывается, он нечаянно выпустил щенка, и тот где-то спрятался. 

Конечно, это было безумием: метаться под бомбёжкой в поисках собаки. Но Солопов очень боялся, что мальчик теперь сам побежит на поиски и погибнет. И он, оставив малыша, бросился искать собаку. 

Раздался взрыв... 

Вот так в первый же день своего добровольчества Михаил Александрович с оторванной стопой оказался в медсанбате. Его, конечно, комиссовали - и это стало для молодого солдата тяжёлым ударом. Он рвался биться с врагом, мстить за поруганную землю. За мальчугана, который, потерявшись, ревел под бомбёжкой. За всех русских детей и взрослых, которые уже пострадали и ещё пострадают. 

И Солопов решил не сдаваться. 

За протезом обращаться ни к кому не стал — то ли постеснялся, то ли просто рассчитывал на свою силу воли. Пострадавшая нога очень болела. К тому же теперь она была немного короче здоровой. Но всё это Михаил Александрович не считал препятствием. Изо дня в день он пытался на неё встать. Вот слова из дневниковых записей Ивана Нарциссова: «Никто не знает, сколько боли вытерпел Миша. Но он эту боль преодолел — помогли тяга к жизни, отчаянное желание мстить фашистам и, конечно, время. Знаю, что многие говорили: стоять, мол, на костяшке всё равно, что на зубочистке. И устойчивость, как у флюгера. Ничего. Крепко встал Миша на свою «зубочистку». Так протез и не сделал..» 

А в мае 1942 года он уже снова пришёл в военкомат с заявлением. 

Так спустя год после начала войны солдат Солопов оказался на фронте. Он стал отважным бойцом, казалось, точно таким же здоровым, как остальные. Левый сапог его всегда был до отказа набит тряпками и скомканными газетами. 

Товарищи знали об увечье своего однополчанина. И уважали его вдвойне. 

Однажды во время затишья кто-то из бойцов взял в руки гармонь. Как это часто бывало, начали петь. И вдруг Солопов, который в тот момент горячо спорил с каким-то молоденьким солдатом, выкрикнул: 
- Ну-ка, подожди! 

И со словами (обращёнными к тому же парню) «Сейчас ты увидишь, что человеку всё подвластно!» вышел вперёд. 
- Дай плясовую! - скомандовал гармонисту. 

И начал плясать. Сначала получалось не очень. Но ещё до войны Солопов был отменным танцором. Движение за движением, шаг за шагом... Он словно вернулся назад, в то время, когда был здоровым и счастливым. Когда ещё не попал под первую в своей жизни бомбёжку, не потерял надежду стать солдатом и не выстрадал её снова. Он плясал отчаянно, смело — точно так же, как жил теперь, зная, что человеку подвластно если и не всё на свете, то очень многое. 






  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация