ВЛ / Статьи

«Чёрный миф» о первом русском царе Иване Грозном

+5
20-10-2016, 04:00...
2 292

«Чёрный миф» о первом русском царе Иване Грозном

Вы подуйте-ка ли вы, уж ветры буйные 
Пошатните-ка ли вы горы высокие, 
Пошатните-ка ли вы леса тёмные, 
Разнесите-ка ли вы царску могилушку, 
Отверните-ка ли вы уж гробову доску, 
Откройте-ка ли вы золотую парчу. 
Ты восстань, восстань, батюшка ты Грозный царь, 
Грозный царь да ты, Иван Васильевич! 
Посмотри-ка, погляди на свою армеюшку… 
(Старинная казачья песня) 


У противников русской цивилизации и народа появился новый повод, чтобы злобствовать. В прошедшую пятницу в Орле прошла торжественная церемония открытия первого в России памятника Ивану Грозному. Памятник установлен на набережной рядом с Богоявленским собором, у слияния рек Оки и Орлика, где в 1566 году по указанию Ивана Грозного был основан Орел. 

Немедленно всплыли «чёрные мифы», которые были сфабрикованы нашими внешними врагами ещё при жизни первого русского царя Ивана Грозного, а в XIX столетии усилиями писателя-историка Н. М. Карамзина и других либеральных историков, писателей, публицистов стали общепринятым мнением. Именно они сформировали такое «общественное мнение», что в 1862 году при создании в Великом Новгороде эпохального памятника «Тысячелетие Руси» фигуры Ивана IV Васильевича на нём вообще не оказалось! В скульптурных изображениях были представлены поэты, писатели и даже некоторые второстепенные деятели, а первый русский царь, который завершил процесс воссоздания Русской империи (растащенной по уделам и вотчинам князями и боярами), отсутствует. Сочли, что не заслужил этого человек, при котором территория Русского государства увеличилась почти вдвое. 

Понятно, что на Западе были этому весьма рады. Ведь там Иван Грозный усилиями пропаганды превращён в одну из самых «страшных и кровавых» фигур мировой истории. И не удивительно. Трудно найти в русской истории человека, который бы так много сделал для нашего народа. Для хозяев Запада Иван Васильевич — это страшный враг. Отсюда и ненависть к нему, очернительство. Хотя по сравнению с западными правителями той же эпохи, которые буквально топили свои и соседние страны, города в крови, и которые в западных странах считаются великими и мудрыми, Иван Грозный великий гуманист. 

Позиции западного «общественного мнения» (которое умело формируют и корректируют в нужную сторону) и наших либералов-западников, как аристократов, так и интеллигенции, полностью совпадают с мнение Маркса, Энгельса и Ленина. Они также испытывали довольно серьёзную аллергию к Ивану Васильевичу и внесли свою лепту в его очернительство. Исключением был Иосиф Сталин — русский государственник, защитник национальных, имперских интересов. При нём Иван Грозный был в чести. 

Также стоит иметь в виду, что наши внешние враги и ориентирующаяся на Запад публика в самой России особенно ненавидят и поливают грязью тех государственных деятелей, которые больше всего сделали для нашей Родины и народа, были наиболее близки народу. Среди них Александр Невский, Иван Грозный, Павел I, Николай I, Александр III, Сталин. 

В современной России лживая мифология по-прежнему процветает. Так, сотрудник Института всеобщей истории РАН Владислав Назаров в интервью «Новой газете» сообщил, что общим итогом правления царя стал структурный кризис в государстве и обществе. «Он имел и экономическое обличье (большинство уездов, кроме юга, запустело) — вместо сел и деревень были пустоши, это зафиксировано в писцовых описаниях. К концу его правления налоги возросли более чем в два раза, а тягловое население (то есть те, кто налоги регулярно платил) уменьшилось более чем в два раза. Крестьянство бежало от опричнины, от войн, от морового поветрия. Это и социальный кризис: дворянство в последние годы Ливонской войны отказывалось служить: был большой процент неявки на фронт, групповые побеги прямо с фронта военных действий. Был и политический кризис — до его последних дней правящая элита была разделена, было две боярские думы, два двора. И сразу после смерти царя это породило жесткую политическую борьбу. И это «братоненавистное разделение» людей, как писали младшие современники Ивана Грозного, и стало одной из главных причин первой гражданской войны в России — Смуты начала XVII века». 

Естественно, что либерально настроенные представители интеллигенции не могут забыть и о связи эпохи Грозного и эпохой империи Сталина. «К Ивану Грозному обычно обращаются в те эпохи, когда нужны примеры жестоких правителей с тяжелой рукой. Больше всего нахваливали царя в сталинские времена, особенно в конце 1930-х — середине 1950-х годов. Тогда превозносили его борьбу с боярами, с элитой, якобы сопротивлявшейся процессам централизации», — продолжает В. Назаров. 

Также говорится о «массовом характере казней», «ненамеренном убийстве сына», «массовых переселениях» и «терроре», опричнине. А историк Никита Соколов, глава совета Вольного исторического общества, договорился до того, что назвал величайшего деятеля русской истории «лузером»: «Историки давно определились, что Иван Грозный, выражаясь современным языком, лузер и негодяй. А превозносить этого негодяя начали при Сталине». 

Великая эпоха 

Собственно, не стоит удивляться такой ненависти к первому русскому царю со стороны западников. Достаточно сказать, что, во-первых, Иван Васильевич фактически восстановил Русскую империю, которая была создана первыми Рюриковичами, но затем была развалена усилиями «элиты» — князей и боярства, которые растащили Русь по уделам и вотчинам, стали продаваться тогдашнему Западу. Иван Грозный завершил процесс создания централизованного Русского государства, могучей державы-империи, способной противостоять как Западу, так и Югу. Русь снова стала самостоятельным мировым центром силы. 

Так, против Руси выступили три тогдашние великие державы — Речь Посполитая, Швеция и Османская империя (Турция) с Крымским ханством. Однако держава Грозного выдержала этот удар, не развалилась, показав огромный потенциал единого Русского государства. Более того, Иван Грозный показал магистральные направления будущей внешней политики России: Балтика, противостояние с Польшей с целью возвращения западнорусских земель, Северное Причерноморье, Кавказ и Сибирь (Восток). 

Во-вторых, Иван Грозный успешно стал соединять (начали ещё его предшественники) Русь и Орду. Две части древней северной цивилизации, уходящей корнями в Великую Скифию-Сарматию, времена ариев и гипербореев. Русско-Ордынская империя, которая была создана во времена Батыя и Александра Невского, была разрушена происками Запада и проникновением ислама. И имперский центр Евразии сместился в Москву. При Иване Грозном, когда в Русское государство включили Казань, Астрахань и ряд других территорий Орды, Русское царство стало прямым наследником Ордынской империи. При Иване же началось освоение Сибири. Таким образом, шёл процесс восстановления древнего имперского пространства от Балтики, Карпат и Черного моря до Тихого океана. 

В-третьих, Иван Васильевич, создав опричнину, показал, как нужно бороться с внутренними врагами, которые ориентируются на Запад или тянут цивилизацию в прошлое, не дают ей развиваться. Он показал, что для России, чтобы сохранить себя, выжить перед натиском Запада и начать движение в «светлое будущее», необходимо подавить внутреннюю измену, вывести космополитов и просто воров. 

Очевидно, что это внушало ужас концептуальным и цивилизационным врагам русской цивилизации и русского суперэтноса — хозяевам Запада. Тогда «командным пунктом» Запада был Ватикан (Рим) и иезуиты. Именно они организовали отравление Ивана Васильевича, убийство его сыновей, а затем и Смуту, используя ту часть русской «элиты» — боярство, которая мечтала о возвращении старых порядков, «стабильности». Также была начата информационная война против Ивана Грозного, создан образ «кровавого тирана и убийцы», которая была продолжена и после его смерти, чтобы навсегда опорочить великого русского человека. 

Итоги правления первого царя были грандиозными. Территория России увеличилась почти вдвое, с 2,8 млн. до 5,4 млн. кв. км. По площади Русь стала крупнейшим государством Европы. Были присоединены Среднее и Нижнее Поволжье, Волжский путь целиком отошел к России, Урал, Западная Сибирь, освоены лесостепные и степные области Черноземья. Россия стала закрепляться на Северном Кавказе. Были крупные войны, набеги, эпидемии, но, тем не менее, и население увеличивалось: его прирост, по разным оценкам, составил от 30 до 50%. Таким образом, по двум важнейшим показателям (прирост территории и демография) правление Грозного было успешным. 

При Иване Васильевиче были ликвидированы два осколка Орды — разбойные Казанское и Астраханское ханства. Последовали предложения подданства со стороны горских и черкесских князей, а Сибирское ханство признало себя данником Москвы (1563). Москва отразила два удара Османской империи и Крымского ханства. В 1569 году провалился поход крымско-турецкой армии на Астрахань. Османская армия почти полностью погибла. В 1572 году в решительной Битве при Молодях была разбита, обращена в бегство и уничтожена, несмотря на большое численное превосходство, крымско-турецкая армия. Стратегические последствия этих событий были колоссальными. Москва открыла путь через Волгу на Восток и Юг (Каспий). В условиях противостояния с Западом (Ливонская война) и успеха крымского похода 1571 года Москва отстояла присоединение Казани и Астрахань (Крым и Турция претендовали на наследство Орды) и сохранила достижения предшествующего столетия. Крым взять пока не смогли, но за ним стояла могущественная Османская империя. Для решения этой задачи потребуется ещё не одна тяжелая война. 

Началось присоединение Сибири, которое завершится выходом русских к Тихому океану и появлением Русской Америки. Не смогли пробить дорогу к Балтике. Но ведь против Русского государства выступила почти вся «просвещенная Европа». Против русской армии воевали сильнейшие сухопутные армии Западной Европы — польская и шведская. Против России развернули «информационную войну» германский император, папский Рим. Ватикан активно вёл не только информационную войну, но организационную работу, именно его агенты смогли провести блестящую операцию по слиянию Литвы и Польши во враждебную русским Речь Посполитую (Люблинская уния 1569 года). И Россия выстояла, сумела в одиночку отразить удар могущественной коалиции. Выдержала и войну на третьем фронте — против Турции и Крымского ханства. 

Также при Иване IV начали создавать регулярную армию. Важнейшей военной реформой первого царя было учреждение в 1550 году стрелецкого войска, вооруженного ручным огнестрельным оружием (пищалями, рушницами). Сначала набрали 3 тыс. человек, затем их число возросло до 40 тыс. человек (целая армия). Стрельцы делились на московских и городовых, составляли полки или приказы. Они получали жалованье и провиант, казенную одежду. 

Со второй половины XVI в. поместное землевладение складывается в стройную систему. Судебник 1550 года запретил князьям и боярам принимать в холопы «детей боярских и их детей», указ 1558 года распространил это правило на всех сыновей мелких дворян. То есть теперь служба всех дворян была только государевой и наследственной. Феодальная знать уже не могла формировать свою челядь и боевые отряды из дворян. Основополагающим документом стало Уложение о службе 1556 года. С каждых 150 десятин выставлялся один ратник «на коне и в доспехе полном». Землевладельцы, имеющие более 150 десятин в поместьях и вотчинах, выставляли соразмерное пашне количество бойцов. Иван Грозный сделал дворянскую службу наследственной повинностью. От этой повинности мог освободить только сам царь. Чтобы не потерять поместья, помещики должны были служить Родине, проливать за неё кровь, держать при себе и готовить к службе сыновей. 

Поместные войска составили ядро армии Ивана Грозного. При необходимости формировали ополчение из крестьян — по одному человеку из нескольких дворов (даточные люди). Конница была главным родом войск. Особо выделялся государев полк из московских дворян и жильцов. Конницу составляли: поместная дворянская, татарская, казацкая (городовые, донские, гребенские, волжские, яицкие и др. казаки), конные даточные люди. Пехота состояла из стрельцов, пеших городовых казаков и даточных людей. Артиллерия Русского царства была на уровне передовых западноевропейских стран. 

Ради сохранения государства, борьбы с внутренней изменой, удельным сепаратизмом, местничеством и эгоизмом части тогдашней элиты царю приходилось прибегать и к жестким мерам. За полвека его правления было казнено 4-5 тыс. человек. Включая изменников и уголовников. Стонать и кричать о «кровавом убийце» повода совершенно нет. Достаточно вспомнить современную статистику и сравнить количество людей, погибающих от рук бандитов, террористов или просто на дорогах, или от алкоголя. Также можно вспомнить, что в эпоху Грозного творилось в других странах. Так, только во время Варфоломеевской ночи в Париже 24 августа 1572 года было вырезано гугенотов (протестантов) столько же или даже больше чем за всё правление Ивана Васильевича. В последующие дни в Париже и по всей Франции убили ещё около 25-30 тыс. человек. И это только одно событие. А за время гражданских войн во Франции, резни между французами-католиками и французами-гугенотами погибло намного больше людей. 

Грозный не сжигал людей тысячами на кострах, предварительно устраивая пытки с пристрастием, как это делали в «цивилизованных» странах Европы. Десятки тысяч человек были уничтожены во время «охоты на ведьм». Русь такого явления не знала. Испанские Габсбурги прошлись огнем и мечом по Нидерландам. Испанский король Филипп II устроил кровавый террор в Нидерландах. Тысячи людей были перебиты, десятки тысяч стали беженцами. Целые города вырезали. 

В Англии существовало т. н. «кровавое законодательств» — законы против бродяг и нищих, издававшиеся в конце XV-XVI вв. Тюдорами. Этими законами вводились жестокие наказания для лиц, обвиненных в бродяжничестве и в собирании милостыни без разрешения властей. Генрих VIII разрешил собирать милостыню только старым и неспособным к труду нищим, а работоспособных бродяг приказывал бичевать и после этого брать с них клятвенное обязательство возвратиться на родину и «приняться за труд»; если наказанный после этого не перестанет бродяжничать,— бичевать его второй раз и, кроме того, отрезать половину уха; а если же он будет задержан в третий раз, то казнить его как преступника. По закону, изданному Эдуардом VI (1547—1553), уклоняющийся от работы безработный отдавался на время в рабство тому, кто донесёт властям, что он является бродягой. Хозяин имел право плетьми принуждать его ко всякой работе, продать, завещать по наследству и т. д. Такого раба за самовольный уход в первый раз осуждали на пожизненное рабство и клеймили, выжигая на щеке или на лбу букву «s» (Slave — раб), за второй побег ставили ему на лицо второе клеймо, а в случае побега в третий раз казнили как государственного преступника. 

Главными жертвами этих репрессий были крестьяне, согнанные с земли в ходе огораживания, когда у сельских жителей просто отнимали земли и тем самым лишали их средств к существованию. Мануфактурные предприятия и фермерские хозяйства в XVI в. были не в состоянии поглотить всю массу обездоленных крестьян. Толпы безработных, нищих и бродяг заполнили города и дороги Англии. «Сколько бедных, слабых, хромых, слепых, увечных, больных, к которым примешиваются и праздные бродяги и негодные преступники, лежат и ползают, прося милостыню, на грязных улицах», — сказано о Лондоне в одной проповеди 1550 г. В начале XVII в. только в Лондоне насчитывалось до 50 тыс. нищих. 

Кровавые законы должны были предотвратить восстания обездоленных и доведенных до отчаяния людей, а также обеспечить господ дешевой, практически рабской силой. Необходимо было обеспечить приток дешёвой рабочей силы в промышленность и сельское хозяйство и подчинить массу бывших крестьян и ремесленников, ещё недавно самостоятельных мелких хозяев, новому для них режиму наёмного труда, воспитать из них послушных рабов, безропотно несущих своё ярмо. 

Время правления Елизаветы (1558-1603) иногда называют «золотым веком Англии», а её «Доброй королевой». При королеве Елизавете продолжали издаваться жестокие законы о рабочих. Особое значение среди них имел так называемый статут о подмастерьях, изданный в 1563 г. Елизаветой. По этому статуту всякий в возрасте от 20 до 60 лет, не имеющий определённых занятий, был обязан работать у того хозяина, который пожелает его нанять; до истечения контракта о найме ему запрещалось бросать работу, а продолжительность рабочего дня устанавливалась в зависимости от времени года. Размер заработной платы должны были определять мировые судьи в графствах (т. е. представители интересов нанимателей). При этой покровительнице пиратов (которые хорошо озолотили британскую верхушку) были повешены за бродяжничество и нищенство десятки тысяч человек. 

При этом в Испании, Франции или Англии нет самобичевания, призывов покаяться. Там чтут своих великих правителей, хотя, по сути, многие их них и были настоящими кровавыми тиранами и убийцами, которые залили кровью свои и соседние страны. Причем в отличие от Ивана Грозного, который придерживался народных интересов (поэтому в народе сохранили светлую память о царе-батюшке, защитнике Светлой Руси от внешних врагов, и от произвола внутренних притеснителей и воров), западные правители обслуживали интересы узкой правящей верхушки, обеспечивая паразитирование и эксплуатацию на своём и покоренных народах. 

Стоит также отметить, что опричнина Грозного была смелой попыткой (опередившей своё время) создать параллельный контур управления, чтобы противостоять узкогрупповым, клановым интересам князей и боярства, сепаратизму регионов. Одновременно во время Грозном была сформирована довольно эффективная система местного самоуправления. Не зря именно бывшие опричные земли поморского Севера и Поволжья потом станут районами формирования Второго ополчения Минина и Пожарского в 1612 году, а это говорит о многом. 

При Иване Васильевиче интересы правительства и народы были едины! Власть не «оптимизировала», а созидала. Страна покрылась сетью школ, почтовых станций. Было основано 155 новых городов и крепостей. Чтобы люди могли спокойно жить и трудиться, границу прикрыли системы засек, валов, рвов, частоколов, острожков-крепостиц, сторожевых постов и караулов. Строительство «Большой засечной черты» Русского государства было закончено в 1566 году. В том же году Иван IV проверял её готовность в районе Козельска, Белёва, Болхова и в других местах. Засечная стража (ополчение) насчитывала во второй половине XVI века до 35 тысяч ратных людей. А за пределами границ, на дальних подступах к ним, был образован мощный и мобильный пояс Казачьих Войск. Передовой пояс обороны и возможный плацдарм для наступления располагался в Запорожье, на Дону, Тереке, Волге, Яике (Урале), Оренбуржье и Сибири. Казаки будут беречь и расширять Русскую державу. Они пройдут всю Сибирь до Тихого океана, пойдут и дальше, в Америку, на Аляску. Будут брать Азов, воевать в составе армии, штурмуя одну вражескую крепость за другой. Будут отвоевывать Кавказ, заселять Кубань, осваивать Туркестан. 

Иван Васильевич оставил Русь не разорённой, не нищей, он передал сыну богатую казну. На деньги, накопленные отцом, Фёдор Иванович в начале своего правления будет строить новую стену вокруг столицы — Белый город. В Волжском бассейне возведут Царевококшайск, Самару, Царицын, постоят ещё одну линию крепостей на юге — Курск, Белгород, Валуйки, Оскол, Воронеж. 

Продолжение следует… 






  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация