ВЛ / Статьи

ВДВ штурмуют Синай

0
18-10-2016, 07:00...
1 607

ВДВ штурмуют Синай

Российская «десантура» приземлилась в Египте

В субботу, 15 октября, российские десантники прибыли в Египет на первые в истории совместные учения «Защитники дружбы-2016». Переброска «голубых беретов» с вооружением и техникой осуществлялась военно-транспортными Ил-76 с аэродрома «Дягилево» в Рязанской области. Об этом сообщило Минобороны РФ. 

Местом проведения учений (они продлятся до 26 октября) стали окрестности города Эль-Аламейн на берегу Средиземного моря. Военные отработают уничтожение незаконных вооруженных группировок в условиях пустыни. В частности, планируется одновременная высадка 300 десантников, использующих парашютные системы типа «Д-10» и «Т-10В». 

Официальная версия, зачем потребовались учения, выглядит так: Москву и Каир беспокоит ситуация на севере Синайского полуострова, где террористы регулярно совершают громкие вылазки. Напомним, именно в небе над Синаем 31 октября 2015 года взрывом был уничтожен Airbus A320 авиакомпании «Когалымавиа», следовавший из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. Ответственность за теракт взяло тогда «Исламское государство» *. 

Договоренность о проведении учений, скорее всего, была достигнута в сентябре, когда на переговоры в Москву приезжали министр обороны Египта Сидки Субхи и министр военной промышленности Мохаммед аль-Асар. Причем, совместные учения десантников — лишь часть общего плана по усилению взаимодействия военных двух стран. 

15 октября стало известно, что авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» отправился в Средиземное море. Поход продлится 4−5 месяцев, крейсер будут сопровождать российские боевые корабли. Как сообщают «Известия», возможно, весной 2017 года «Адмирал Кузнецов» примет участие в еще одних совместных учениях России и Египта. Пикантная деталь — ожидается, что в учениях будут задействованы и египетские вертолетоносцы «Мистраль», которые Франция в свое время отказалась передать России. 

С чисто военной точки зрения, смысла в отработке совместных операций с египтянами не слишком много. Но такие шаги имеют политическое значение: Москве важно подчеркнуть, что она сближается с Каиром.

Ранее СМИ писали, что Россия договаривается с Египтом об аренде и восстановлении советской военно-воздушной базы в Сиди-Баррани. Если переговоры пройдут успешно, уже в 2019 году база сможет начать работу. Россия в этом случае доставит необходимое оборудование морским путем, плюс на базе будет присутствовать постоянный воинский контингент РФ. 

Да, у России в Средиземном море есть пункт материально-технического обеспечения ВМФ — в сирийском Тартусе. И, как заявил статс-секретарь министра обороны РФ Николай Панков, мы практически договорились с Дамаском о создании в Тартусе полноценной военно-морской базы. Но беда в том, что сирийская база достаточно уязвима. 

Ее снабжение, как и снабжение группировки ВКС РФ на базе «Хмеймим», ведется из Новороссийска. Мало того, что путь этот неблизкий, он еще проходит по Черноморским проливам. И Турция, в случае обострения ситуации в Сирии, может проливы закрыть. Если же у нас будет база в Египте, эти риски нивелируются. А значит, позиции РФ в Средиземноморье существенно укрепятся. 

Что стоит за российско-египетскими учениями десантников, как далеко готов зайти Каир в дружбе с Россией? 

— Военные учения всегда являются показателем определенного уровня взаимодействия между государствами, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — И российско-египетские учения десантников следует рассматривать именно в этом ключе. Такие учения проводят не для того, чтобы решать прикладные военные задачи. Они решают задачи военно-политические. 

Надо понимать: Египет сейчас дипломатически маневрирует между Россией и Западом. Каир хочет продемонстрировать неудовольствие поведением Запада в отношении нового египетского президента Абделя Фаттаха ас-Сиси. 

Напомню: после революции 30 июня 2013 года Вашингтон начал «всесторонний пересмотр» своих отношений с Египтом на фоне смещения бывшего египетского президента Мохамеда Мурси. К октябрю 2013 года пересмотр отношений привел к прекращению сделки о поставке США оружия Египту. Тогда же американская администрация приостановила перевод 260 миллионов долларов, которые должны были поступить напрямую египетскому правительству, вместе с еще 300 миллионами долларов в виде американских гарантий по кредитам. 

В сентябре 2015 года Барак Обама отказался встретиться с ас-Сиси на полях 70-й сессии Генассамблеи ООН. Египетский министр иностранных дел Самех Шукри объяснил это несогласованностью графиков и запланированных программ двух президентов. 

И вот теперь Каир показывает, что готов расширить сотрудничество с Россией чуть ли ни до масштаба 1960−1970 годов — периода массированных поставок военной техники из СССР. Достаточно напомнить, что в 1967-м ВВС Египта получили 100 самолетов МиГ-21, 50 МиГ-19, 60 Су-7, 20 Ил-28. Позже египтяне приобрели 20 бомбардировщиков Ту-16. А для ВМС Египта из Советского Союза в 1967—1972 годах поступили 24 боевых корабля — подводные лодки, эсминцы, тральщики, десантные корабли, ракетные и торпедные катера. 

«СП»: — Чего мы сейчас хотим от Каира, базу в Сиди-Баррани? 

— Я не уверен, что нам нужна военно-воздушная база в Египте. Тем более, за нее придется платить. А зачем, если под боком, в сирийской Латакии, у нас есть бесплатная авиабаза?! 

Понятно, Минобороны РФ заинтересовано иметь как можно больше баз за рубежом. Но наш военный бюджет, к сожалению, не резиновый, и зря тратить деньги нет смысла. 

«СП»: — Зачем же мы ведем переговоры с Каиром? 

— Ввязываясь в такие переговоры, мы подыгрываем Египту в его противостоянии с Западом. Нам это выгодно — показывать возможность сближения с Каиром. Это ослабляет дипломатические позиции Запада в регионе, показывает, что Запад мало что может там сделать, и что страны региона могут переориентироваться на Россию. 

По большому счету, совместные российско-египетские учения десантников — лишь небольшой эпизод этой дипломатической и геополитической игры. 

В рамках той же игры лежит решение об отправке в Средиземное море авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». На мой взгляд, такой шаг немного запоздал. Его нужно было сделать еще в конце сентября, как только США начали наглеть и предлагать ввести в Сирии бесполетную зону. Но лучше поздно, чем никогда: крейсер, надо думать, сыграет весомую военно-политическую роль, и подтвердит возможности РФ влиять на ситуацию в регионе. 

— Россия укрепляет свои позиции на Ближнем Востоке, — уверен директор Исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов. — И это не слишком нравится не только США, которые проигрывают в этой геополитической партии, но и отдельным государствам в регионе. 

Неслучайно власти Саудовской Аравии заявили о создании мусульманского альянса по борьбе с терроризмом, в который вошли три десятка государств. В такой обстановке мы не может обеспечить постоянное военное присутствие в регионе, если и дальше будем опираться только на сирийский фактор. 

Чтобы нас не выдавили, мы сближаемся с Египтом и Турцией. Причем, в обоих случаях проскальзывают возможности военно-технического сотрудничества тактического характера, подразумевающие решение какой-то конкретной задачи. 

Еще одним доказательством сближения Египта с РФ стало недавнее голосование по Сирии в Совбезе ООН. 8 октября постпред Египта при ООН Амр Абдель-Латиф Абулатта вместе с представителями РФ, Китая и Венесуэлы поддержал российскую резолюцию по урегулированию в Сирии. Она была подготовлена в качестве альтернативы французскому документу, продвигавшемуся странами Запада и Саудовской Аравией. 

Выступление Египта на стороне России в Совбезе ООН было воспринято как знаковый момент: Каир, по сути, пошел против Эр-Рияда, который занимает жесткую позицию по отношению к сирийскому режиму Башара Асада. 

Мы сближаемся и с Ираном, но надо понимать: это все же немного другая зона, тяготеющая к Азии, а не к Восточному Средиземноморью. 

Наконец, в конце сентября мы впервые в истории провели совместные военные учения с Пакистаном. В них были задействованы около 200 военнослужащих, которые обменялись опытом по уничтожению террористов и бандформирований в горных условиях. 

Все это говорит об одном: Россия начинает активно осваивать Ближний Восток в военно-политическом отношении. 

«СП»: — Удастся ли нам заполучить военную базу в Египте? 

— Это зависит от многих обстоятельств. В частности, от того, даст ли на это негласное «добро» Израиль. В принципе, Тель-Авив устраивает нынешний режим президента Абделя Фаттаха ас-Сиси, так что шансы есть. 

«СП»: — Египет до сих пор получает от США значительную военную помощь. Вашингтон может спутать нам карты? 

— Каир получает финансовую помощь не только от Вашингтона, но и от Эр-Рияда. К тому же раньше Египет был фактически «под колпаком» американцев. 

С другой стороны, поведение Каира как раз говорит о том, что влияние США на Ближнем Востоке не просто слегка пошатнулось, но значительно ослабело. По той же причине иначе ведут себя турки и Иран. 

«СП»: — Зачем нам Средиземноморье? 

— Нам нужно решить кавказскую проблему, а для этого нужно выходить на ведущих ближневосточных игроков. Если мы укрепимся в Средиземноморье, и в целом на Ближнем Востоке, мы тем самым укрепим наши геополитические тылы. 

* «Исламское государство» (ИГ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация