ВЛ / Статьи

В Крыму простились с Су-24

0
5-10-2016, 03:00...
1 542

В Крыму простились с Су-24

Легендарный фронтовой бомбардировщик ушел на заслуженный отдых

Российский военный блог bmpd, который ведут специалисты Центра анализа стратегий и технологий, сообщил о том, что в России завершилась эксплуатация фронтовых бомбардировщиков Су-24. Базовой модификации этого легендарного самолета, то есть не имеющего литеры в индексе. В составе ВКС и авиации ВМФ остаются Су-24М и их модификации — М2, МП и МР. 

Последние крылатые машины, отправленные на покой, находились в 43-м Севастопольском Краснознаменном ордена Кутузова III степени отдельном морском штурмовом авиаполку авиации Черноморского флота, базирующемся на аэродроме Саки в Крыму. 31 августа последний, прощальный, полет совершил Су-24 с бортовым номером «03 белый» (регистрационный номер RF-33775, заводской номер 2415309), построенный в 1981 году на Новосибирском авиазаводе им. В.П.Чкалова. 

Надо сказать, что процесс вывода из эксплуатации «чистых» Су-24 в Крыму сильно запоздал по отношению к ситуации в российской военной авиации. Эти самолеты начали сниматься с вооружения с заменой их на более совершенные фронтовые бомбардировщики еще в 90-е годы. В 2000-е годы он приобрел массовый характер. А полная замена «ветеранов» завершилась в 2010 году. Крымское запаздывание стало следствием непростых отношений между Россией и Украиной. 

В своем нынешнем виде, призванном решать задачи в составе ВМФ, 43-й полк существует с 1990 года. Именно тогда он был придан Черноморскому флоту и укомплектован истребителями-бомбардировщиками Су-17М3, которые были переведены из Монголии на расположенный в 13 километрах от Севастополя аэродром Гвардейское. В 1998 году летчики полка прошли переучивание на полеты на Су-24. Однако из-за противодействия украинских властей только в 2001 году из Анапы в Крым смогли перелететь 16 бомбардировщиков Су-24 и 4 разведчика Су-24МР. Против доукомплектования полка тремя самолетами Су-24М Киев категорически возражал вплоть до потери полуострова. 

В 2014 году после присоединения Крыма к России 34-й полк был переведен на аэродром Новофёдоровка, расположенный близ города Саки. Его начали укомплектовывать современными самолетами. В настоящий момент здесь эксплуатируются истребители-бомбардировщики Су-24М, разведчики Су-24МР и современные многоцелевые истребители Су-30СМ, количество которых предполагается довести до 24-х… 

История вопроса 

Создание Су-24 было почти противозаконным, поскольку противоречило настроениям «партии и правительства». А точнее — Никиты Сергеевича Хрущева, который был уверен в том, что с появлением баллистических ракет военная авиация не будет нужна. Ну, а уж выделять средства на разработку новых самолетов — дело абсолютно бессмысленное и вредное. 

В начале 60-х годов стало известно, что американцы создают бомбардировщик F-111, способный совершать сверхзвуковой полет на малых высотах с огибанием рельефа местности в автоматическом режиме, что позволяло преодолевать средства ПВО. Необходимо было подготовить адекватный ответ. Для чего требовалось создать абсолютно новый самолет. Но такую разработку никто «наверху» не одобрил бы и денег на нее не дали бы. 

И тогда Павел Осипович Сухой пошел на авантюру: в заявке на проведение ОКР он представил проект как «модернизацию истребителя-перехватчика Су-15». И этот трюк, не менее сложный, чем сама разработка, сработал. 

В результате в 1975 году фронтовой бомбардировщик, полностью соответствовавший ТЗ, был принят на вооружение. Получился самолет с изменяемой геометрией крыла, способный работать с коротких ВВП и имеющий рекордную для отечественных фронтовых бомбардировщиков ракетно-бомбовую нагрузку. 

Изменяемая геометрия крыла была в отечественной авиации применена впервые. Первым же в мире таким самолетом стал вышеупомянутый F-111. Принято сравнивать эти два самолета. К ним предъявляли сходные, но не идентичные требования. И конструкторская мысль инженеров ОКБ Сухого и компании General Dynamics двигалась приблизительно по одной траектории. Обе компании вначале рассмотрели вариант с двигателями вертикальной тяги, которые должны обеспечивать взлет и посадку с узким крылом, которое необходимо для полета со сверхзвуковой скоростью на малых высотах. Однако этот путь оказался непродуктивным. И тогда было принято решение взлетать с «широким» крылом, а затем его «суживать». 

Область аэродинамики с изменяющейся стреловидностью крыла была абсолютно неизведанной. Поэтому и американцам, и нам пришлось долго и напряженно заниматься исследовательской работой. ОКБ Сухого совместно с ЦАГИ потратили на исследования 2 млн. человеко-часов. На продувку макета ушло 5 тыс. часов. Вся работа по созданию самолета потребовала 25 млн. человеко-часов. 

Значительные силы были потрачены на отладку, доводку, коррекцию и испытания машины. Было построено 17 прототипов, которые лишь в период испытаний совершили 2 тыс. полетов. 

Значительный прорыв конструкторами был совершен в области системы управления самолетом, которая основывалась на базе мощного цифрового компьютера ЦВУ-10−058М «Орбита-10». Главным звеном тут был навигационно-прицельный комплекс «Пума», который весил полторы тонны. Для того, чтобы разместить его на борту бомбардировщика, конструкторам пришлось пойти на ряд компромиссов. В частности, самолет приобрел сравнительно широкий фюзеляж, в связи с чем он получил в авиации прозвище «чемодан» или «сундук». 

«Пума» решала широкий круг задач. И наиболее сложной из них было обеспечение гарантированно безопасного огибания рельефа местности на скорости в 1400 км/ч. У F-111, который интенсивно эксплуатировался во время Вьетнамской войны, с этим были определенные проблемы. Не случайно в клубах пилотов были популярны листки с черным юмором: «Эффективность ЗРК не превышает 15%, зенитной артиллерии — 5%, земли — не менее 100%». На Су-24 эта проблема была решена за счет введения автомата, который в случае сбоя системы отслеживания рельефа, отключал ее и уводил самолет от земли. 

Су-24 установил для своего времени рекорд для фронтовых бомбардировщиков по боевой нагрузке, которая достигла 7500 кг. Это позволяло, например, во время Афганской войны, где этот самолет успел повоевать, брать полуторатонные бомбы, с чем помимо него могли справляться лишь самолеты Дальней авиации. 

Среди многообразного вооружения необходимо особо выделить сверхзвуковую (3М) противорадиолокационную ракету «воздух-поверхность» Х-28. Она имела дальность полета в 45 км при пуске с малых высот и 75 км с больших. Это позволяло уничтожить РЛС противника, не входя в зону действия его ПВО. Одна из приоритетных задач этой ракеты — уничтожение мощных загоризонтных радаров системы ПВО НАТО, развертывание которых планировалось в Западной Европе. Для таких целей ракета имела модификацию с ядерной боевой частью. 

К управляемому оружию Су-24 относилась и ракета класса «земля-поверхность» Х-23М, которая имела радиокомандное наведение на цель. 

Конструкторы совершили прорыв и в сфере спасения пилотов в аварийных ситуациях. Система катапультирования с новым креслом К-36Д обеспечивала безопасное покидание самолета во всех режимах полета: во всем диапазоне скоростей и на любых высотах. В 1975 году штурман В.М.Османов впервые в истории отечественной авиации удачно катапультировался из Су-24, стоявшего на взлетной полосе. 

ЛТХ Су-24 

Экипаж: 2 

Длина: 24,5 м 

Высота: 6,2 м 

Размах крыла: 17,64 м/10,37 м 

Площадь крыла: 55,1 кв.м./51,0 кв.м. 

Угол стреловидности: 16 гр./69 гр. 

Масса пустого: 21200 кг 

Максимальная взлетная масса: 39700 кг 

Тяга двигателей: 2×7800 кгс 

Тяга двигателей на форсаже: 2×11200 кгс 

Максимальная скорость на высоте: 1700 км/ч 

Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч 

Скорость отрыва: 360 км/ч 

Посадочная скорость: 300 км/ч 

Длина разбега/пробега: 1150 м/950 м 

Боевой радиус: 600 км 

Потолок: 11000 м 

Боевая нагрузка: 7500 кг на 8 узлах подвески.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация